Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В то время, как Ганц и Лапид в бурной конкуренции за сердца харедим, Либерман остался в одиночестве с антихаредимной повесткой дня

Верно, что на этой неделе официально была запущена предвыборная кампания партии Яира Лапида, но это не значит, что в Еш атид могут сказать, как будет выглядеть эта кампания. С одной стороны, когда речь идет о партии главы правительства, рецепт должен быть простым. Берут последнюю каденцию и выжимают из нее все, что хотят выпятить – впечатляющие снимки, достижения, встречи с мировыми лидерами – и вот кемпейн готов. В случае Лапида проблема в том, что у него нет в буквальном смысле каденции, которой он мог бы гордиться. Он вошел в канцелярию позавчера на короткий переходный период без возможности и времени продвинуть какой-либо существенный процесс с кресла премьер-министра.

С другой стороны, и использовать предыдущий кемпейн не является опцией для Лапида. В прошлый раз предвыборные ролики Еш атид содержали массу обещаний, оторванных от реальности, как будто бы эта партия способна сделать все без всякой зависимости от других партий – обещали уменьшить количество министров до 18, правительство без министров без портфеля, отмена "норвежских" депутатов, закон об ограничении каденции премьер-министра, гражданские браки, изменение закона о государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа и прочие обещания без какой-либо связи с действительностью. Будучи партией глубокой оппозиции, не пробовавшей никогда формировать правительство, могла Еш атид пообещать и бесплатную пересадку волос любому желающему. Кого колышет и кто проверит? И вдруг произошло последнее о чем Лапид думал, что произойдет, - он сформировал правительство для себя и Беннета. Ничего из перечисленных обещаний не было выполнено. Если уж на то пошло, то по всем этим вопросам ситуация ухудшилась, особенно в том, что касается скандально раздутого количества "норвежских" депутатов.

Поэтому вернуться ко всем обещаниям, которые Лапид привык разбрасывать перед всеми выборами, уже было невозможно после последней каденции. И возвращение к антихаредимному кемпейну не было опцией. Глава переходного правительства еще хорошо помнит харедимный бойкот, сопровождавший его бОльшую часть его политической деятельности. Лишь в последнее время он преуспел освободиться от ярлыка ненавистника харедим и стереть штамп "пасуль". До своего последнего дня в Кнессете лидер Яадут а-Тора Яков Лицман, столкнувшись с Лапидом в коридоре, отворачивал голову и не здоровался, даже когда Лапид обращался к нему по своей инициативе и приветствовал его. Глава партии Еш атид хорошо знает, что если он хочет мечтать в будущем о какой-либо возможности сформировать правительство, это может произойти только с помощью харедим, а не путем обхода их или войны против них. Поэтому он не осмелится вновь пойти в этом направлении. Проблема в том, что и без антихаредимной кампании он на подозрении у них. И уже не обязательно из-за его позиции, а из-за его ближайшего партнера – главы НДИ Авигдора Либермана.

Дополнительные выборы – уже не беда

В сущности, Либерман сегодня – единственный политик, намеревающийся продолжать на ближайших выборах воинственную линию в отношении харедимных партий с обязательством не сидеть в коалиции с Гафни и Дери. Справедливо скажут харедим Лапиду, что это приятно, что он лично изменил подход, но его ближайший союзник продолжает риторику против них, так что изменилось? Именно по этой причине начали в Еш атид следующий мессидж: будем стремиться сформировать правительство с харедимными партиями. Но затем в Еш атид не ограничились этим и добавили, что и у главы НДИ не будет выбора и он тоже должен будет пойти на компромисс по этому вопросу.

Реакция Либермана не задержалась, и она включала особенно острое обвинение в адрес Лапида без упоминания его имени. Там утверждалось, что в Еш атид готовятся к новому "союзу братьев" после предыдущего союза с Беннетом – на этот раз с Гафни и Дери, что ни в коем случае не приемлемо для НДИ. Два объяснения были даны этой агрессивной реакции Либермана. Первая возможность – представители НДИ говорят сейчас одно, а после выборов сделает иное. Это логичная опция, когда речь идет о политиках, но вторая возможность – спор между Лапидом и Либерманом – настоящий и создает первую брешь между ними.

Помимо того факта, резкое изменение подхода Лапида к харедимным партиям является дополнительным доказательством того, что политика полна партий без настоящей идеологии, это, в основном, свидетельствует, что харедим не являются темой нынешней избирательной кампании. Не случайно ожидается, что Либерман будет играть в одиночестве на этой площадке. Остальные партии уже поняли, что харедим – это не та тема, что привлечет голоса. Это является также причиной того, что главе Яадут а-Тора Моше Гафни удобно затушевывать вопрос, что он сделает после выборов, если Нетаниягу не наберет 61 мандат. И на этой неделе Гафни сказал не слишком обязывающую фразу по этому поводу. Он сказал, что всегда шел с правыми и также сделает на этот раз. В этом высказывании почти нет никакого смысла, ведь ясно, что его исходной позицией и позицией его блока будет поддержка Нетаниягу и Ликуда.

Гафни не проясни, что сделает в том случае, если Нетаниягу не сможет сформировать правительство. Для тех, кто ждет ясных ответов, добавим, что и в ближайшие недели Гафни не развеет туман по этому вопросу. Причина этого проста – он пришел к выводу, что именно такая туманная позиция препятствует антихаредимному кемпейну. Сама надежда, мелькнувшая у Гафни и у Лапида, что, возможно, харедим все же являются опцией для формирования правительства, автоматически создает спокойное отношение к ним, а не обычную левацкую истерику. Никто не будет начинать антихаредимную кампанию, если он надеется и ожидает коалицию с ними после выборов. Посеяв это ощущение, что харедимные партии могут быть партнерами по коалиции, харедим нейтрализуют любую возможность начала диалога о равенстве в несении воинской службы, реформ в гиюре, гражданских браков. Это именно то, чего Гафни хочет, - чтобы просто не говрили о них.

После выборов Гафни и Ганц обнаружат, что то, что было – то и будет. Что сделает Лапид после выборов, когда поймет, что харедим не готовы по настоящему создавать с ним коалицию? По принципу, как говорят дети, наоборот-на-наоборот. Неожиданный переход к новым выборам, если дойдем до такой ситуации, уже не будет казаться ему ужасной бедой. Продолжение действия переходного правительства в случае еще одних выборов будет означать дополнительное время Лапида на посту премьер-министра. Дополнительное время в высоком кресле – это время для общественности привыкнуть к идее, что Лапид находится в этом кресле. Он никогда не признается в этом, но, похоже, Лапид не будет слишком усердствовать, чтобы предотвратить шестые подряд внеочередные выборы.

(БеШЕВА, 4.08.2022)

Перевел Яков Халфин