Поняв, что блок "только-не-Биби" уже не объединен вокруг него, Лапид вытащил из чулана идею "двух государств"
Возвращение слов "палестинское государство" в речь премьер-министра в ООН – впервые с тех пор, как это озвучил там Биньямин Нетаниягу в 2016г. – а, главное, сливание это в СМИ заранее за сутки свидетельствует, что и Яир Лапид усвоил ситуацию: его блок разваливается. Уже не осталось смысла в вычислениях какой блок сколько получает мандатов в опросах. Резкий сдвиг Лапида влево не отберет ни один голос у лагеря Нетаниягу, возможно, даже наоборот – добавит. Но это может создать динамику в пользу Еш атид за счет Аводы и Мереца – шаг, который в прошлую избирательную кампанию Лапид воздержался делать. Раскол в Объединенном арабском списке за полчаса до подачи списков был последней булавкой в баллон блока Лапида. Против блока Нетаниягу стоит не "блок Лапида", а блок "только-не-Биби", который привел Лапида в кресло премьера именем противодействия Биньямину Нетаниягу, но этот блок не сплотился вокруг него как лидера.
В партии Баляд (арабская националистическая партия) утверждают, что нет существенного различия между главой правительства и главой оппозиции. Поэтому у них не было колебаний поставить под угрозу левый блок своим самостоятельным участием в выборах, которое, в основном, улучшило положение Нетаниягу в опросах. Даже если этот шаг немного увеличит процент голосующих среди арабов, все равно Баляд не приближается к электоральному барьеру и ставит под угрозу остатки Объединенного арабского списка. Ахмед Тиби и Айман Удэ – освобожденные от соглашения с Абу-Шхаде – смогут порекомендовать президенту Лапида на должность премьер-министра и именно это они намереваются сделать, но если не произойдет изменений, которые разбудят арабскую улицу, то низкое арабское представительство в Кнессете может скукожиться еще больше. И в других левых партиях не видят в Лапиде непоколебимого лидера: Мейрав Михаэли отбросила его давление объединить списки Аводы и Мереца, Авигдор Либерман обвиняет его в пресмыкательстве перед харедим, а Бени Ганц видит себя лидером самостоятельного блока. У него осталась только Зехава Гальон.
При виде этого Лапид отбрасывает тактику блока. В канцелярии премьер-министра пытались объяснить, что разговоры о "двух государствах" – это нечто долгосрочное. Но такой дисциплинированный кемпейнер как Лапид не устроил бы себе такой теракт по ошибке – тем более не из канцелярии премьер-министра.
Его поворот к таким текстам, в которые он без сомнения верит, но не был обязан озвучивать их за полтора месяца до выборов, свидетельствует, что и он усвоил, что если нынешняя тенденция продолжится, то через короткое время он не будет премьер-министром. Поэтому он предпочитает представить ясную линию, которая, возможно, скукожит его лагерь, но укрепит его лично. Но, возможно, тут есть более важное понимание: кемпейн встреч с зарубежными политиками, который он устроил себе, доказал себя, но недостаточно быть модельером в должности премьер-министра. Встречи и фотографии с мировыми лидерами важны, но нужно еще и содержание. Лозунг "только-не-Биби" сам по себе уже ничего не стоит как идея.
В партии Еш атид верят, что с помощью нынешнего кемпейна Лапид сможет стать непоколебимым лидером левого лагеря, главы партий которого отказываются пока подровняться под его линию. И из позиции главы левого лагеря, возможно, правительство единства двух крупнейших партий, включая ротацию с Нетаниягу, - шаг, который сейчас Лапид отвергает, - станет более легитимным.
("Макор ришон" 23.09.2022)
Перевел Моше Борухович