За несколько часов до начала демонстрации в поддержку реформы судебной системы депутат Кнессета Моше (Кинли) Тор-Паз получил ускоренный урок "демократии" партии Еш атид: депутат Тор-Паз указал в Твиттере, что "миллионная демонстрация поддержки судебной реформы – это важное, даже если придут только четверть миллиона. Общественность, которая выходит на демонстрацию за свои идеалы, получает право требовать больше от своих избранников. Желаю вам успеха. Мы с вами - братья". Красивое высказывание, выражающее общегосударственный поход и эдинство в народе. Тор-Паз отметил, что знает, что его слова не по нраву его товарищам по оппозиции, но он не учел, что в партии Еш атид нет свободы мнений, а только одно мнение – лидера партии Яира Лапида.
Через короткое время его текст был стерт. В ответе на вопросы в начале заседания фракции Лапид сказал с улыбкой, что "весь этот Твиттер – это немалая проблема… Люди могут раскаяться в сказанных ими словами, это нормально". Но согласно репортажам, объяснение несколько иное: Тор-Паз получил указание стереть текст.
Тор-Паз был не первым, кто обнаружил оригинальное мировоззрение Лапида в отношении свободы мнений в партии. Уже в первой каденции этой партии в Кнессете прояснилась судьба другого депутата от Еш атид, который дерзнул противоречить председателю партии. То была Ади Коль, решившая воздержаться в одном голосовании в противоречии с позицией фракции. Ее участие в парламентских комиссиях было заморожено партией, а после вызванного этим общественного протеста Лапид написал, что они побеседовали: "как важно, чтобы мы не делали друг другу сюрпризы. Договорились, что это больше не произойдет". Это в самом деле не произошло больше – единственная депутатка от Еш атид, вступившая в небольшой конфликт с лидером партии, была выброшена из избирательного списка на следующих выборах.
Коль хотя бы знала в чем провинилась. Другие депутаты от Еш атид и этого не получили. Избирательный список Еш атид формируется за закрытыми дверями. Там решают советники Лапида Гилель Кобринский и Яэль Бар. Члены Еш атид получают информацию о своих местах в списке за несколько минут до того, как об этом узнает широкая общественность – в лучшем случае. Часть из них узнают в те минуты об окончании их политической карьеры, без какого-либо объяснения. Большинство молчат, тихо терпят оскорбление, самое большее – обсуждают это с несколькими родственниками и друзьями. Возможно, надеются получить в будущем какое-то назначение или усваивают, что нельзя публично говорить о централизации власти в руках одного человека, ведь должность председателя партии записана на его имя в табу.
Уже при основании партии Лапид определил, что глава партии будет избран "партийной конференцией" – орган, включавший его друзей и родственников. Для большей уверенности он постановил в Уставе партии, что будет править до 2020г. – дата затем отодвигавшаяся все дальше и дальше. В 2020г. депутат Еш атид Офер Шелах осмелился предложить провести открытые праймериз – и был вынужден уйти из партии.
Только в конце 2021г. впервые были проведены праймериз на должность председателя партии, и Лапид выиграл, поскольку никто не осмелился соперничать с ним. В забавном интервью, данном тогда депутатом Еш атид Боазом Топоровским журналистке Майе Рахлин, было объяснено, что выборы были абсолютно свободными, потому что большинство депутатов конференции, избравших единственного кандидата – Лапида, были назначены главами штабов на местах. "А кто назначил этих глав штабов?" – спросила Рахлин. "Лапид", - ответил Топоровский, явно демонстрируя полное отсутствие понимания демократии в руководстве партии.
Через год после этого урок выучил депутат Рам Бен-Барак, заявивший, что выставит свою кандидатуру на праймериз в Еш атид. Вскоре после этого он прояснил: "Все мое желание заключается в том, чтобы Лапид был главой партии".
Несмотря на это, у партии Еш атид в СМИ положительный имидж. Как определили это проф. Офер Кинг и д-р Асаф Шапиро из Израильского института демократии в конце 2020г.: "Даже если в конечном итоге нет выбора, кроме как определить партию Еш атид как партию с централизованной властью, или попросту "диктатура", то это просвещенная диктатура".
Да, неприятно слышать крики, вроде того, что было на заседании фракции Ликуда на этой неделе, - но так выглядит демократия. Есть различные мнения, есть напряжение и это не всегда вежливо. Еш атид не предоставит такие сюжеты.
("Макор ришон" 5.05.2023)
Перевел Моше Борухович