(30.04-10) Непредвиденные изменения произошли в ходе встречи советника президента США по национальной безопасности Джеймса Джонса и министра обороны Израиля Эхуда Барака. Их виновником стал президент США Барак Хуссейн Обама, который, судя по всему, без предварительного согласования принял участие в этой встрече. Несмотря на отсутствие принципиально нового в словах американского президента, его слова, произнесенные на итоговой пресс-конференции были широко растиражированы в израильской прессе.
Барак Обама заявил, что Соединенные Штаты Америки и он лично "непоколебимы в своих обязательствах по отношению к безопасности Израиля". Он также подчеркнул, что его администрация намерена добиваться мира в ближневосточном регионе и, в частности, в зоне палестино-израильского конфликта. Обама вновь говорил о принципе "два государства для двух народов".
О чем говорили политики за закрытыми дверями не разглашается, однако представитель Белого дома Роберт Гиббс сообщил, что Обама "влился" в беседу Джонса и Барака. Надо сказать, что это происходит не впервые. Однажды Обама уже вклинивался в диалог Джонса и Барака. В июне 2009 года, американский президент подобным образом убеждал министра обороны Израиля решительней добиваться замораживания еврейских поселений в Иудее и Самарии.
Комментарий
Официальные лица, в качестве официальных лиц, разумеется, друг к другу в гости без повода не ездят. Поводом для визита нашего министра обороны, Эхуда Барака, а точнее тем материалом, с которым он в Америку поехал, была необходимость поставить в известность наших заокеанских союзников о том, что возможно в регионе несколько изменился баланс сил. Пресса указывает также на согласование с американской стороной вопроса о совместном производстве с Россией современных БПЛА на основе израильских технологий как одну из целей визита.
В соответствии с программой, Барак должен был встретиться со своим американским коллегой Робертом Гейтсом, госсекретарем Хилари Клинтон, советником по национальной безопасности Джонсом и другими. Таким образом, появление в некотором роде тезки нашего министра обороны, американского президента Барака Хусейна Обамы на брифинге у упомянутого Джонса действительно стало неожиданностью.
Визит, как видно из его насыщенной программы был и так непростым. Изменение баланса сил, о котором говорилось выше, ставит под угрозу жизнь миллионов израильтян. По последней информации, Сирия, в нарушение всех договоренностей и резолюции ООН №1701, поставила террористической группировке Хизбалла (ныне входящей в правительство Ливана) ракеты средней дальности типа "Скад", вероятно российского производства. В результате, ни много, ни мало, вся территория государства Израиль оказалась под прицелом у известной своими связями с Ираном и Сирией исламистской группировки.
Сложная торговля с Россией, по поводу производства наших беспилотников прямо или косвенно затрагивает практически все актуальные политические темы. Это и поставка русскими вооружений Ирану и Сирии, в комплексе с атомной проблемой и согласование с Американской стороной поставляемых технологий, которые не должны идти в разрез с недавно достигнутыми между этими странами договоренностями о сокращении стратегических наступательных вооружений. Это и возможность попадания их в качестве интеллектуальной и физической собственности в третьи страны.
В целом, все вышесказанное говорило о предстоящей в ходе визита сложной технической работе, поиске путей решения реальных задач связанных с национальной безопасностью обеих стран. Поэтому появление глобальнейшей из политических фигур современности с традиционными заявлениями, насыщенными верностью, непокобелимостью, двугосударственной двународностью и т. д., действительно стало большой неожиданностью. Тем более, что не по ранжиру как то. Люди встретились, чтобы решить текущие вопросы, а тут, можно сказать, "светоч" в ореоле всей своей обаятельности вывел переговоры на другой уровень.
На новом политическом уровне задачи перед сторонами стоят другие и определены они намного менее четко. Однако понятно, что с действующим израильским правительством американцам, политические задачи, в отличие от технических решать вместе не получаются. Не последнюю роль в этом играет тот факт, что задачи стоящие перед этими силами разные и их никак не удается свести к единому знаменателю. И видимо это здорово удручает американского президента.
Единственным подходящим союзником Обамы для решения этой задачи, объективно, является наш Барак. Именно он и должен был публично получить порцию сияющего обаяния в таком неожиданном виде. Его американскому почти тезке выход удался. Громкие заявления о прогрессе в двусторонних отношениях, на фоне безмолвно - холодного рандеву с премьер-министром Израиля были с удовольствие подхвачены и растиражированы средствами массовой информации.
То, что кто-то пытается влезть в наши и без того непростые политические перипетии, само по себе не хорошо. Но в тысячу раз хуже, что эти попытки находят немедленный отклик у наших политиков. Эхуд Барак, по совместительству с постом министра обороны, является лидером рабочей партии Израиля - Авода. Надо сказать, что еще несколько месяцев назад партия стояла на грани раскола, видные ее деятели высказывали недовольство вялостью с которой их лидер оказывает сопротивление инициативам правых партнеров по правящей коалиции. Теперь, ситуация изменилась, лидеры внутрипартийной оппозиции - Офир Пинес и Юли Тамир оставили Кнессет, а заодно и свои места более лояльным, в том числе и арабским депутатам.
И не их руками теперь наш Барак попугивает своих коллег по кабинету министров развалом правительства. Нет, это делают действующие министры от партии Авода: Биньямин Бен-Элиэзер, Ицхак Герцог, Авишай Браверман и Шалом Симхон. Держа нос по ветру, масла в огонь подливают и рядовые депутаты, используя трибуну Кнессета для нагнетания страстей. На заседании, посвященном 150-летию Т. Герцля, депутат Аводы набросился на поселенцев, назвав их сионизм - "сионизмом недвижимости" и обвинив это движение в том, что они прикрывают высокими идеалами меркантильные соображения, раздражая при этом арабский мир и ставя под угрозу безопасность всех израильтян.
Еще недавно депутаты Аводы сидели в Кнессете тише воды ниже травы, опасаясь навредить, афишируя свои взгляды министрам - однопартийцам. Видимо, что-то изменилось и кто-то дал сигнал идти в атаку. Судя по всему, этим таинственным "кем-то" был Барак. Только хотелось бы точно знать какой, наш или американский?
Перспективы
Партия, безусловно, имеет право на политическое мнение, позицию. Более того, партия обязана ее отстаивать перед другими партиями, имеющими другие позиции и взгляды легальными, принятыми в обществе методами. Но партия не имеет права быть исполнителем интересов другой страны в своей собственной. Если она это делает, то становится партией, предающей интересы своих избирателей.
Из изложенного выше видно, что партия Авода угрожает выйти из правительства, если оно не уступит требованиям американского президента. Другими словами, члены Аводы угрожают развалить, или по крайней мере сильно ослабить, действующее правительство. Возможно, требования американцев и совпадают с позицией Аводы, какая бы она ни была, но в таком случае, зачем эта партия вообще присоединялась к правительству зная, что оно будет иметь именно такой характер? Может быть только для того, чтобы мешать ему работать?
На самом деле нет. Нетаньягу, формируя правительство, знал, что ему необходимы в нем представители левого движения. Без них, его кабинет легко представить как некую группировку правых сил не имеющую всенародной легитимности. Сегодня выясняется, что эта в принципе идеологически отличная, пусть и от разношерстного, но при этом правого правительства готова стать "пятой колонной" и сыграть на руку политическим интересам ни в грош не ставящим безопасность израильтян. И факт, что правительству в самом деле будет очень трудно без нее обойтись.
Материал сайта www.evrey.com