Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Только на фоне метаний Барака колебания двух политиков, пытающихся сыграть на олимовской улице, выглядят верхом стабильности.

Напомним «этапы большого пути».

В 1998г. Нетаниягу увольняет Либермана с поста ген.директора канцелярии главы правительства, фактически приносит его в жертву критике СМИ. (Тут надо сказать до предыдущий послужной список Либермана как «бицуиста» сильно раздут – в основном, типичная аппаратная карьера). В 1999г. Либерман частично из осколков ИБА, частично из ушедших с ним из Ликуда создает партию НДИ и получает 4 места в Кнессете. В правительстве Шарона 2001-2003 годов он в течение года занимает пост министра нициональной инфраструктуры. В 2003г. он идет общим списком с Ихуд Леуми, список получает только 7 мест в Кнессете и Авигдор Либерман делает достойный шаг: получив пост министра транспорта в правительстве Шарона, он увольняется из Кнессета и освобождает место для следующего по списку – это член его партии Элиэзер (Чита) Коэн. Поэтому когда в июне 2004г. Шарон увольняет его и Бени Элона за несогласие с программой «размежевания», он остается «безработным». На выборах в начале 2006г., будучи единственной серьезной олимовской партией, используя имидж правого Либермана и опыт ИБА по созданию партии-супермаркета (где понемногу правых и левых, а идеология и принципиальность лишь в теории), НДИ получает 11 мест в Кнессете.

Сформированное правительство Ольмерта сразу оказывается никчемным – военные действия в Ливане были лишь самым ярким, но абсолютно лишним доказательством. Было ясно, что страна идет к выборам – ни провести бюджет 2007 года, ни проводить какую-либо вразумительную политику правительство было явно не в состоянии, к тому же количество уголовных дел против премьера и его министров зашкаливало. И тут Либерман совершает трагическую ошибку (странную для опытного политика) – присоединяется к правительству в качестве «министра по стратегической угрозе», спасая провальное правительство, от которого нас тошнит до сих пор. Есть различные объяснения этого нелогичного шага. Автор этой статьи считает, что Либерман абсолютно напрасно испугался вхождения в политику Гайдамака (чья биография не менее странная, чем его фамилия чуждая для еврейского уха). Угроза была абсолютно пустой хотя бы потому, что к тому времени партия Гайдамака не была зарегистрирована и не успевала бы зарегистрироваться до подачи списков. Но Либерман, видимо, поверив опросам, решил отодвинуть досрочные выборы, вступив 30.10.06 в правительство – и, тем самым, дав Гайдамаку время на обустройство партии. Он вышел из правительства лишь в январе 2008г., рассчитывая, что сразу после публикации полного отчета комиссии Винограда правительство падет и начнется избирательная кампания. (Если бы не его вхождение в правительство, мы бы избавились от правительства Ольмерта еще в начале 2007г.) Он не учел выживаемость Ольмерта, которому он же раньше подкинул кислород. Поставляя кислород Ольмерту, он не только подгадил стране и своим избирателям, но и своей партии. Теперь он идет на выборы против несколько вставшей на ноги партии Гайдамака. Рецепт прежний – перед выборами сделать несколько «жутко правых» заявлений (например, недавно он «выдал» «стратегическую военную тайну» – оказывается, Египет готовится к войне против нас – не иначе, как узнал в министерстве по стратегическкой угрозе – теперь «они знают, что мы знаем»).

«Айдэ-мэк? – Нет, полный назад!»

Видимо, также пользуясь услугами бывших активистов «матери всех олимовских партий» - ИБА, Гайдамак вначале создал движение (на которое не распространяются ограничения по финансированию партий), а затем преобразовал его в партию. Он очень рассчитывал на досрочные выборы в Кнессет, надеясь провести туда 2-3 представителей (его статус не понятен и пока не ясно может ли он сам баллотироваться в Кнессет), тогда бы на муниципальных выборах он мог бы выдвигать своих представителей в мэры и горсоветы под эгидой партии, представленной в Кнессете, и под ее финансированием (новые списки в горсоветы, т.е. не представленные ни в Кнессете, ни в данном городском совете имеют другой статус, в частности, они должны вносить залоговую сумму и т.д.) Затем он пытался «приобрести дружбу» отколовшейся фракцией партии пенсионеров – не вышло и это. То ли советников он выбирал «пучок за пятачок», но его успехи в израильской политике такие же, как здесь в экономике (это не продавать оружие из Восточной Европы, получая определенный процент. Хотя есть утверждающие, что провалы Гайдамака – это своего рода вложения-поддержка: купив часть акций сети некошерных магазинов, а затем отказавшись от сделки, он заплатил солидную компенсацию, чем поддержал эту сеть. Многие напоминают, что он купил футбольный клуб «Бейтар», но забывают, что он безвозмездно пожертвовал арабской футбольной команде «Бней-Сахнин» $400.000 – в чем был тут интерес? в «дружбе народов»? в поддержке этой команды? и т.д. Но в целом в экономике он выглядит не ахти).
Соответственно, гайдамаковской партии «Социальная справедливость» пришлось сбавить аппетиты на муниципальных выборах – эти списки не могли получить того финансирования, на которое рассчитывали).

На ноябрьских выборах фавориты – списки НДИ (вспомним, в 1996г. ИБА провела 7 депутатов в Кнессет, на муниципальных выборах 1998г. она провела порядка 100 депутатов в гор.советы, практически вышибив другие олимовские списки из игры. В 2006г. НДИ получила 11 мест в Кнессете, очередные выборы в местные органы власти – в 2008г. … Среди олим порядка половины склонны голосовать за олимовские списки, при этом не хотят, чтобы их голоса были выброшены на помойку, не пройдя барьер), подавляющее большинство остальных списков не пройдут электоральный барьер, партии Гайдамака останутся огрызки – еще выброшенные на ветер деньги. Ясно также, что это последний успех НДИ: на ближайших выборах в Кнессет она наберет несколько меньше, во-первых, из-за предыдущей «успешной» деятельности, которую не исправить «крутыми высказываниями» перед выборами, во-вторых, «Социальная справедливость» отберет у НДИ какое-то количество голосов: либо наберет 2-3 мандата, либо не пройдет избирательный барьер. На следующих муниципальных выборах картина изменится: во-первых, процент олим, склонных голосовать только за олимовские списки будет меньше (к тому же к тому времени еще 2 раза пройдут выборы в Кнессет), во-вторых, произойдет очередная перетряска среднего звена НДИ (эти перетряхивания были встроены в НДИ при создании партии –откровенно заявлялось, что в партии не будут засиживаться на местах – возможно, не надеясь решить олимовских проблем, изначально планировалось валить все на среднее звено – «царь хороший, бояре плохие», возможно, сказался опыт аппаратчика Либермана. В итоге многим памятны жалобы активистов НДИ в различных городах в 2003г. – будучи преданы партии, они пахали на выборах в Кнессет в начале 2003г., борясь против активистов ИБА, достигли успеха и рассчитывали возглавить городские списки НДИ на муниципальных выборах осенью 2003г. – и тут оказалось, что места заняты задешево перекупленными членами горсоветов из разгромленной ИБА. Эти агитировали и стояли на перекрестках с плакатами, те сидели в муниципальных кабинетах с кондиционерами. В итоге эти остались снаружи, часть – и вне партии, те – остались в кабинетах, но уже под вывеской другой партии. Надо сказать, что способность части олимовских функционеров к мимикрии поражает. А их переходы из одной партии в другую – «пример удачной абсорбции»).
(Возможно, подавляющее большинство из появлявшихся олимовских списков и не собирались решать олимовские проблемы. Подумайте: приехали сотни тысяч репатриантов, скажем, из Китая. Если единственная причина голосовать за китайский список – «нам, китайцам, плохо, нас не любят», то задача китайских списков – чтобы китайцы и далее оставались в г…е, и тогда на следующих выборах не надо менять ни плакаты, ни лозунги. А вот если решил китайские проблемы – большое тебе спасибо, но уже нет причины голосовать за тебя (если единственная причина – см.выше). Выход – решение олимовских проблем параллельно с общенациональными, но до этого уровня не поднималась ни одна из существовавших олимовских партий – были наметки в ИБА и НДИ, но не серьезного уровня. В целом пока большинство олимовских глашатаев не только не знают и не понимают израильских реалий, но и не понимают сути олимовских проблем и тем более – путей их решения).

Нельзя не упомянуть и пену, примазавшуюся к волне алии. Это та публика, для которой права человека ассоциируются со свиными магазинами, а демократия и либерализм - с гражданскими браками. Зачастую выпускники партшкол, комсомольских и профсоюзных активов, они и тут пытаются быть в каждой бочке затычкой, надеясь на кормушку. По этой причине нормальные олим, которые постепенно устраиваются в Стране, работают, служат в армии, делают милуим, которым важны безопасность и будущее страны и воспитание и будущее их детей, а не свинина, все меньше голосуют за олимовские списки, в которых немало грязной пены.

По-видимому, нынешнюю большую олимовскую партию на этих муниципальных выборах ждет большой успех, который будет и намечающимся провалом – ведь, скорее всего, значительная часть активистов, прошедших в гор.советы, по внутренним причинам этой партии к следующим муниципальным выборам пойдут в других списках. А проблемы алии? – спросите вы. – А при чем тут проблемы алии?

А о Гайдамаке через несколько лет будут вспоминать как о курьезе.