Ну, что Вам рассказать, друзья, про вчерашнее заседание суда по делу репатрианта из США Шмуэля Затама? Всё происходило привычно и уже буднично.
Ввели Шмуэля, доставленного из Ашкелонской тюрьмы, - путь не ближний, скажу я Вам, бензин туда-сюда каждый месяц - то в Хайфу, то в Верховный суд в Иерусалим, два охранника - полицейских, содержание в тюрьме...Страна у нас богатая, кто за расходами постоит!?
Опять увидела Шмуэля с кандалами на руках и ногах, с вымученной улыбкой на лице, с потухшими глазами. Похудел за время годичной отсидки на 12 кг. Да и в сердце появились боли, теперь на вопрос - эйх ата маргиш? - отвечает - ло тов. Хоть какому-то ивриту в тюрьме научился, бедолага. Если дай Б-г выпустят, пойдёт в ульпан.
Итак, слово представителю прокуратуры (и почему в этой роли наблюдаю упёртых и непробиваемых в своём фанатичном упорстве молодых женщин?) Проклитут...слово-то какое!
Потом последнее слово адвокату защиты Баруху Бен-Иосефу, на него после стольких встреч в суде смотрю уже как на своего родного человека.
И наконец - последнее слово подсудимого, в котором неоднократно слышу "sorry -sorry - sorry". Наверняка, выраженное им в последнем слове сожаление - по совету адвоката и по законам жанра.
Ну, сорри так сорри, сожалею, дескать, что привёз винтовку, так ведь я без преступных намерений, арабов из неё не хотел убивать, хотел только подарить её Армии обороны Израиля...
Судья сама сочувствованно переводит с англ., говорит: ху мицтаэр аль а балаган а-зэ.
Ну, а доходчивее за неимением собственного англита и иврита - я пойму и уясню речь Шмуэля из сегодняшнего (ждите!) репортажа Элеоноры Шифрин, который она изложит на сайте 7 канал после передачи ей стенографического отчёта правозащитницей из Иерусалима, тоже ставшей мне дорогим человеком - Диной Москович. Об этой женщине поэму бы написать...Таков уже тоже ставший привычным и отработанным механизм освещения этого судебного процесса в СМИ, а именно на страницах русскоязычных сайтов МАОФ и Седьмой канал. Говорят, что ивритоязычным СМИ весь суд над репатриантом из США оказался до лампочки. А вот русскоязычным... нет, точно, этим чудакам русским больше всех надо. Хотя удивительно - был бы бедолага репатриантом из глубин СНГ, так нет же - из самой Америки.
И тут я вновь вспоминаю драгоценную Фриду Вигдорову, донесшую нам благодаря своим торопливым записям в суде над Иосифом Бродским суть обсуждаемых всерьёз несуразностей в судебных заседаниях на ленинградском процессе. Совместная трудоёмкая деятельность связки Дина Москович (стенографирование на всех заседаниях на английском языке)- Элеонора Шифрин ( перевод стенографических отчётов на русский язык) обеспечила гласность судебного процесса Шмуэля Затама. Моё восхищение и низкий поклон за их гражданский подвиг! Параллельно ими давался профессиональный анализ событий вокруг подследственного и вскрывались действительные причины казалось бы необъяснимых действий прокуратуры. Всё это излагалось в регулярных репортажах Элеоноры Шифрин с ноября 2006 года, с первого судебного заседания. Так же регулярно я давала в Живом Журнале ссылки на репортажи Седьмого канала, не буду повторяться, а расскажу про вчерашнее действо. А равнодушным ... равнодушным и благополучным (пока!) гражданам напомню про колокол, который может грянуть и над их головой.
Продолжаю после прочтения актуального репортажа Элеоноры Шифрин, только что появившегося на сайте Седьмой канал. Название репортажа: "Дело Затама: вынесение приговора снова отложено":
http://www.7kanal.com/news.php3?id=2280
Прочитала. Нет, Элеонора, я, Женя Соколова, не "плакала тихо, поодаль". После объявления о новом заседании суда 20 июня и моих препирательств по этому поводу с судьёй, я бежала оттуда как можно скорее, не в силах выносить более ставшие ненавистными стены Бейт-Мишпат города Хайфы. Ведь наконец-то в суде были заслушаны: последнее слово прокурора, последнее слово адвоката защиты и, наконец, предоставлено слово подсудимому для последнего слова. Этому предшествовали долгие разбирательства на предыдуших заседаниях. Опытная солидная судья, думаю, уже давно составила своё мнение по делу Шмуэля. Тогда почему же она не объявила своё решение? Моя голова отказалась принимать ещё одну, в месяц длиной, проволочку, чтобы оставить парня в застенке. Потому, когда я услышала из уст судьи дату нового судебного заседания, закричала "Од паам?". Зная по уже изученному досконально стилю грозной судьи возможные последствия выкриков с галёрки, я всегда призывала коллег, вместе со мной посещающих заседания, к порядку и молчанию. Кому понравится услышать: "Сейчас вас выведу из зала, шекет!" И тут я сама нарушила дисциплину, себе самой поразившись. Но самое странное было то, что судья не выгнала меня, а стала как бы оправдывать свои действия. Дескать, суд есть суд, и у него свои законы жанра. И ей в который раз надо изучить документы и так далее. Вот потому заседание она переносит на 20 июня.
А для Шмуэля... для него это ещё один, повторяю, невыносимый месяц несвободы. Потому и полились из меня слёзы, и пронеслись картины прежних перенесённых заседаний... Не поверите - первое заседание было отложено, потому что проклитут предъявила в качестве улики старательно завёрнутое, в смазке, ружьё, якобы из багажа Шмуэля. А у того глаза полезли на лоб - "это не моя винтовка,". Так и оказалось - перепутала прокурорша винтовки на складе! Потом суды переносились ради заслушивания свидетелей защиты. Были это чиновник Сохнута, принимавший в аэропорту Бен-Гурион репатрианта из США, которого он с трудом вспомнил. Да ещё незадачливый сосед по поселению Кфар-Тапуах, с которым подсудимого роднил общий английский язык, да и только. Вот и рассказал суду свидетель, что его английский бывшего жителя Нью-Йорка сильно отличается от английского, на котором говорит Шмуэль, выходец из Сев. Каролины. И всё - на этом "свидетели обвинения" кончились. Потом два раза суды переносились в ожидании справки о поведении Шмуэля в тюрьме - уж не дебоширил ли он, когда его лишали тюремного ларька? И вот справочки собираются, подшиваются к пухлому делу, а Шмуэль всё сидит и мотает срок.
Ишь чего захотел? Выйти на время Песаха домой! Сиди, ты опасен для общества, Шмуэль Затам,- тут уже Верховный Суд добавил свои 10 агорот! Ты же не Арье Дери - в увольнительные ходить! Ты хотел убивать арабов и не вякай, что этого у тебя в голове не было. Проклитут знает про тебя всё!
Слава Всевышнему, что судья довольно решительно отмела требование проклитут запросить полицию США о том, а не курил ли Шмуэль лет десять назад марихуану. А также предположение проклитут, что Шмуэль хотел наладить производство винтовочных пуль в промышленном масштабе.
Наглядевшись сюжетов российского телевидения под названием "Суд идёт!" (очень занимательно, не удивляйтесь моему низкому вкусу), я ожидала слов: "Суд удаляется на совещание". И после этого с временным промежутком - "Встать! Суд идёт!" И объявляет вердикт. Так тож в кино! Ошибка моя в этой ассоциации в том, что по российскому телевидению смотрю суды гражданские. А наш Шмуэль Затам оказался героем политического процесса, в этом вся суть издевательств над ним. Прокуратура желала иметь в итоге сенсационное раскрытие в Кфар-Тапуах еврейского подполья на примере действий нового репатрианта из США, пожелавшего поселиться именно там, среди сторонников рава Кахане.
Не получилось, господа, несмотря на все потуги проклитут. Суд оказался гласным. Вот и придумывают теперь для поддержания штанов марихуану...