Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Семеро 14-летних еврейских девочек были арестованы несколько недель назад, посажены в тюрьму до окончания следствия и подвергнуты издевательствам и унижениям. Их арестовали просто потому, что они находились на одном из новых форпостов в Самарии. На современном юридическом "новоязе" это называется "закрытой военной зоной".
Казалось бы, незначительное правонарушение, никак не оправдывающее тюремное заключение до окончания следствия. Но девочки, воспринимая происходящее по-юношески честно и непосредственно, не пожелали играть с системой по ее правилам. Они отказались признать свой арест законным, отказались назвать полицейским свои имена и вообще каким либо образом сотрудничать с юридической системой.
И пусть искушенные взрослые объяснят нам, как еще можно относиться к нашей, насквозь идеологизированной и политизированной системе правосудия, которая не соблюдает свои же собственные законы и правила? К системе правосудия, в которой председатель Верховного суда приезжает к американскому послу в посольство и рассказывает ему о судебных мерах, предпринимаемых против евреев Иудеи и Самарии? О каком правосудии идет речь, когда та же система спокойно пропускает и реализует на практике оруэлловский закон об изгнании евреев из их домов в Гуш-Катифе и северной Самарии - закон, юридически опирающийся на постановления британского мандата, использовавшиеся для борьбы с еврейским подпольем? Можно ли назвать системой правосудия организацию, которая попирает базисные права еврейских демонстрантов против депортации и даже судит их группами, не идентифицируя каждого по отдельности?
По реакции самой системы отчетливо видно, насколько успешно девочки нашли ее болевую точку и показали всем, что этот король - голый. Чтобы сломить девочек и заставить их назвать свои имена, их бросили в камеру к уголовницам до конца следствия (притом, что и полицейским, и тюремщикам эти имена известны - они обращаются к девочкам по имени). Девочек подвергли унижениям и издевательствам, вопреки всем законам и правилам, защищающим права заключенных (в частности, права несовершеннолетних заключенных).
Закон и система, защищающая закон, черпают свои полномочия из общественной легитимации и основываются на общественной морали. Они не могут функционировать, если общество считает их аморальными. Именно поэтому юридическая система, действующая вопреки морали, больше всего на свете боится тех, кто открыто разоблачает ее аморальность и тем самым выбивает из-под нее опору.  Таким людям ей нечего возразить, и поэтому она обрушивается на них со всей силой, забыв и об элементарной морали, и о своих собственных законах.
Ицхак Кедман, глава израильской "Ассоциации по защите прав ребенка", на этой неделе посетил в тюрьме подростка, убившего ножом своего друга. Кедман возмутился тем, что права этого подростка нарушаются и он помещен в тюрьму для взрослых. По ходу выступления Кедман упомянул и историю с арестованными девочками, но он не выступил в их защиту, а вместо этого обрушился с критикой на их родителей.
Непросто поставить себя на место родителей арестованных девочек и немногие из нас смогли бы выдержать то, что приходится выдерживать сейчас им. Тем не менее, совершенно ясно, что все обвинения в безответственности в их адрес на самом деле связаны вовсе не с заботой о девочках, а с заботой о судебной системе - это просто попытка сломить девочек путем давления на родителей. Родители арестованных девочек, не желающие ставить препоны своим детям в их борьбе за чистые идеалы - борьбе, основанной на высоких моральных принципах - проявляют гораздо большую ответственность за воспитание своих детей, чем многие другие. Достаточно просмотреть уголовную хронику последних лет (происшествия, связанные с ночными клубами, фигурируют в ней чуть ли не каждую неделю), чтобы упрекнуть в безответственности не их, а тех родителей, кто позволяют своим детям развлекаться по вечерам в ночных клубах или смотреть целыми днями фильмы, полные насилия и порнографии.
Но вернемся к заявлению Кедмана. И подросток-уголовник, которого Кедман защищает, и эти девочки нарушили израильский закон. Почему Кедман с готовностью выступил в защиту прав подростка-уголовника, но не в защиту прав девочек, арестованных по политическим причинам? Может быть, потому, что у Кедмана на голове вязаная кипа и он боится, что если он выступит в защиту девочек, то он "засветится" как сторонник поселенцев? Эта причина не исключена, но, мне кажется, что корень проблемы гораздо глубже. Очень многие реагируют на арест девочек похожим образом и солидаризуются с судебной системой - мол, девочки сами виноваты, сами поставили себя в такое положение, пусть назовут свои имена и идут домой, а если нет, то пусть сидят и дальше. Все при этом прекрасно понимают, что никакой реальной нужды в аресте девочек нет - как мы уже, сказали, их имена (и адреса) известны и полицейским, и тюремщикам, и более того, у девочек уже взяли силой отпечатки пальцев. Так почему же защита прав подростка-уголовника считается легитимной, а защита прав политзаключенных-девочек нет? Почему юридическая система может позволить себе не только держать девочек под арестом без нужды, но и спокойно, без широкого общественного протеста, подвергать их грубому унижению и издевательствам?
Ответ состоит в том, что многие в глубине души считают непризнание системы гораздо более серьезным правонарушением, чем убийство. Конечно, как формальное нарушение закона, убийство гораздо серьезнее, чем отказ сотрудничать с органами правопорядка. Но человек - существо общественное, он не может жить в одиночку, ему нужно общество и ему нужны лидеры и органы, поддерживающие порядок в обществе. До тех пор, пока у людей нет альтернативы, они будут держаться за существующую систему изо всех сил, даже если она прогнила насквозь. (Заметим, что по этой же причине Ольмерт до сих пор остается премьер-министром вопреки своему сверхнизкому рейтингу - общество просто не видит реальной альтернативы).
Сегодня многие, и правые, и левые, говорят про испорченность нынешней израильской юридической системы и ее основ. Но лишь немногие находят в себе храбрость, необходимую чтобы поступать в соответствии со своим чувством справедливости. Тот героизм, что проявили семь арестованных девочек, является сегодня единственным способом кардинально изменить ситуацию.

Перевод сайта "Еврейское руководство" http://russian.manhigut.org/

Фото Лев Левинсон