Отчет ассоциации за права человека говорит о дискриминации "палестинцев" в комиссиях по планированию и строительству в Иудее и Самарии, но параллельный отчет организации Регавим показывает, что на деле дискриминируются евреи
На самом деле этот вопрос, а не законопроект о 0% НДС должен был послужить толчком падению правительства. Как и любое дело, и поселенчество в Иудее и Самарии нуждается в первую очередь в кислороде в виде развития. Нерастущий бизнес недолговечен, его механизмызагнивают и он теряет возможность справляться с вызовами рынка. То же и с поселенчеством. Если молодые пары не могут построить дом или купить квартиру за "зеленой линией", у поселений нет будущего. Население стареет, общинная и деловая деятельность постепенно агонизирует, солнце заходит, вечерние тени удлиняются, как произошло с немалым количеством поселков новых репатриантов, созданных в 50-е годы в Западном Негеве.
В этом чувствительном и взрывоопасном вопросе 3-е правительство Нетаниягу было самым худшим из всех израильских правительств после Шестидневной войны. Оно внесло в список "замораживания в жидком азоте" не только поселенческие блоки, по которым есть общеизраильский консенсус, но и Иерусалим. Все, что сейчас строится в Иудее и Самарии, держится и основывается на парах от горючего старых планов строительства, утвержденных прошлыми правительствами. Вскоре они истощатся и шум бульдозеров и бетономешалок закончится.
Несмотря на контроль над министерствами строительства и экономики, партия Байт йегуди провалилась в этой области. на протяжении всей нынешней каденции эта партия не строила угрожающие рожи и не инициировала хотя бы виртуальный коалиционный кризис, чтобы хоть немного изменить положение. У канцелярии Нетаниягу не возникало дилемм. Единственное, что там делали, - это выпускали пустые декларации о продвижении строительных планов в Иерусалиме, которые вызывали острые и напрасные осуждения ЕС и госдепартамента - напрасные, потому что были только осуждения, но не было никакого планирования.
Селективные правоохранительные меры
Свежий отчет ассоциации за гражданские права выдвигает тяжелые утверждения против учреждений по планированию в Иудее и Самарии. Согласно отчету, структура этих учреждений с обязательностью приводит к дискриминации палестинцев по сравнению с израильтянами во всем, что касается планирования, выдачи разрешений на строительство и наказания за незаконное строительство. Надо отметить, что отчет рассматривает закон и структуру на теоретическом уровне, оторванном от практики. Цель составителей отчета - проверить основные определения без всякой связи с происходящим на местности.
Именно этим вопросом занимается годовой отчет организации Регавим под заголовком "Большой блеф", и его выводы полностью противоположные. В отчете Регавим беспрецедентно критикуются механизмы планирования Гражданского управления в Иудее и Самарии, а также органы, занимающиеся наказанием за незаконное строительство: в то время, как в арабских деревнях буйно идет пиратское строительство, нет суда и нет судьи, и каждый делает, что хочет, то еврейское поселенчество страдает от тяжелой руки селективных правоохранительных мер. Составители отчета выражают серьезное опасение, что речь идет о дискриминационной политике, подрывающей права израильтян, проживающих в Иудее и Самарии.
Вчера Ассоциация за права человека провела презентацию отчета в Тель-Авивском университете. Среди выступавших был бывший зам.юридического советника правительства Майк Блас, гендиректор организации Адалла Хасан Джубрин и Дан Якир из Ассоциации за права человека.
Два отчета не обязательно противоречивы. Если база данных этих двух документов не надуманна, то вывод: положение искажено вдвойне. И на уровне законодательства и управленческой структуры военной администрации, и на уровне правоохранительных мер на местности. В следующих строках постараемся дойти до деталей и понять, как именно работает механизм планирования и строительства в Иудее и Самарии. Предварительное замечание: все нижесказанное относится только к району C (прим.перев. - т.е. где у Израиля есть гражданская и военная власть). В районах A и B у гражданского управления нет контроля и влияния над процессами планирования и строительства.
Кто заседает в комиссии
Эта история начинается в 1971г. Тогда "военный губернатор" (прим.перев. - т.е. ком.Центральным округом) издал указ в отношении планирования и строительства, заменивший иорданские законы в Иудее и Самарии и положивший юридическую базу планирования строительства там. Указ изменил структуру учреждений планирования: он отменил окружные и местные комиссии по планированию и передал их полномочия главному совету по планированию при гражданском управлении и его подкомиссиям.
Указ также изменил состав главного совета по планированию, который раньше включал представлявших интересы местного населения. Указ постановил, что в главный совет по планированию будут входить только представители израильской военной администрации. Сейчас в совет входят 7 представителей гражданского управления (прим.перев. - орган, заменивший военную администрацию), представитель министерства обороны, и юр.советник по Иудее и Самарии.
Утверждение Ассоциации за права человека: израильская военная администрация должна заботиться об упорядоченной жизни арабов в сфере своей власти. Арабы отодвинуты от системы планирования и у них нет никакого влияния на планы строительства в их населенных пунктах и поэтому их права ущемлены.
Со своей стороны организация Регавим говорит, что не все комиссии распущены, что городские комиссии арабских населенных пунктов остались. К этому можно добавить, что не только у арабского населения нет представительства в учреждениях по планированию, у еврейских поселенцев тоже нет представительства. Безымянные комиссии по планированию при гражданском управлении, мягко говоря, недружественны к поселенчеству, они действуют под диктовку премьер-министра и министра обороны, предпочитающих тишину даже ценой замораживания строительства в поселениях.
На деле эти прения лишены реального смысла. Почему? Потому что никто из арабов не требует разрешения на строительство там. Каждый строит, как и где хочет, и отсутствие районных комиссий ни на что не влияет. Так что пока представители Ассоциации за права человека спорят о тонкостях закона и о теоретической юридической ситуации, арабские строительные подрядчики не озабочены этими вопросами.
В организации Регавим согласны с требованием Ассоциации по вопросу представительства населения в совете по планированию: "Мы согласны с позицией, что у населения должна быть возможность влиять на касающиеся их процессы планирования. Это право должно быть у сотен тысяч поселенцев, как и десятков тысяч арабов, проживающих в районе C".
Еще одно утверждение в отчете Ассоциации затрагивает поправку от 1975г. в указе о планировании, которая позволила "военному губернатору" создавать специальные комиссии по планированию для определенных районов и передать им полномочия окружных и местных комиссий по планированию. По утверждению составителей отчета, это не было распространено на арабские муниципалитеты и деревни, а только на еврейские населенные пункты. В результате главный совет по планированию создал подкимиссии для поселенческих районов, так что еврейские поселки сами теперь ответственны за выдачу разрешений на строительство и инспекцию за ним.
И тут организация Регавим рисует обратную картину: в отличие от учреждений по планированию внутри "зеленой линии", у комиссий по планированию при еврейских населенных пунктах в Иудее и Самарии нет никаких полномочий. Единственное, на что они имеют право, - это выдавать разрешение на строительство по уже существующим планам. Эти планы зависят от утверждения главным советом при гражданском управлении, и без этого нельзя положить камень на камень. В отличие от ситуации внутри "зеленой линии", еврейские поселки в Иудее и Самарии не могут планировать и создавать кварталы и инфраструктуру даже внутри этих поселков в соответствии с нуждами естественного развития - без разрешения военной администрации, а в последние несколько лет - и правительства. И напротив, арабы не подают никаких просьб на разрешение на строительство, так что комиссии не имеют никакого смысла.
Все это в теории. На деле 3-я каденция правительства Нетаниягу была периодом полного замораживания новых строительных проектов и выдачи новых разрешений на строительство в еврейских поселениях. Так что естественный рост - уже не естественный рост, поселенческие блоки - не блоки, главный совет по планированию отсырел и покрылся паутиной.
Раздутые данные
Сколько разрешений и строительных учстков реально выделены с 1967г.? Тут есть противоречие между двумя отчетами. В Ассоциации утверждают, что с 1967г. арабам выделены под строительство 8600 дунамов, что составляет 0,7% принадлежащих государству земель в районе C, в дополнение к районам A и B, составляющим 40% территории Иудеи и Самарии, и в этих районах у арабов полное самоуправление в гражданских вопросах. При этом ВСО (всемирной сионистской организации) было выделено 400 тысяч дунамов гос.земель; израильским компаниям мобильной связи и муниципальным органам власти 103 тысячи дунамов гос.земель; израильским министерствам, электрической компании, телефонной и водной компании и т.д. - 160 тысяч дунамов гос.земель.
В организации Регавим утверждают, что нет никакой связи между этими цифрами и действительностью. Согласно официальным данным, к концу октября 2007г. гражданское управление в Иудее и Самарии продвигало 196 строительных проектов для арабов в районе C, из которых 161 были утверждены. Они простираются на территории в 85 тысяч дунамов, в этих проектах планируется жилье для 1,2 миллиона жителей, что более, чем в 10 раз превышает число арабских жителей в районе C. Соответственно, утверждение о дискриминации арабского населения лишено каких-либо оснований.
И тут мы возвращаемся к чувствительной (по мнению Ассоциации за права человека) точке - правоохранительные меры по соблюдению закона. Отчет основывается на данных, переданных Ассоциации организацией "Раввины (реформистские) за права человека", согласно которым действия против незаконного строительства в Иудее и Самарии неравны для разных секторов населения и дискриминируют арабов. Согласно этой организации, с 1987 по 2013 год были изданы 12570 ордеров на разрушение арабских строений и 6309 против еврейских; реально были разрушены 2445 арабских строений (20% от первоначально изданных ордеров) и 524 еврейских строений (8%). Т.е. вроде бы против арабов действуют в 2,5 раза жестче.
Отчет организации Регавим дает полностью противоположную картину. Число незаконно построенных арабских строений в районе C - 35 тысяч. В апреле 2013г. количество инспекционных дел против арабского незаконного строительства составляло 12570. В 2010-2012 годах инспекция гражданского управления отчиталась о 662 разрушениях незаконно построенных зданий. Но - тут важно подчеркнуть - только 51 строение из 662 соответствуют определению "жилой дом". Большинство разрушений касалось бедуинских палаток, навесов, загонов для скота и т.д. В организации Регавим утверждают, что гражданское управление, желая приукрасить статистику (которая на деле говорит о дискриминации евреев), искусственно раздувает ее, чтобы представить картину активных действий и контроля.
"Скудные данные о разрушении гражданским управлением незаконного арабского строительства - ничто по сравнению с десятками тысяч незаконных арабских строений. Гражданское управление закрывает глаза на это незаконное строительство и предпринимает статистические трюки, чтобы создать видимость действующей системы соблюдения закона".
Ордера на разрушение с целью депортации
В ответ на утверждения Ассоциации за права человека депутатша Орит Струк говорит, что представляемые Ассоциацией цифры не имеют связи с действительностью. "Армейские указы (действующие в Иудее и Самарии) не соответствуют гражданскому законодательству. Они издаются командующим Центральным округом и министром обороны из своих нужд, и в большинстве дискриминируют именно еврейское население. Так, например, указы, изданные по распоряжению Шарона, чтобы позволить разрушение форпостов, поскольку действующее еще там иорданское законодательство практически не позволяет разрушение этих строений. Сектора, на которые были распространены эти указы, касаются только поселенцев и изначально дискриминируют их".
- Но согласно отчету Ассоциации за права человека, есть и разрушение незаконно построенных арабских строений.
"Почти нет. Я участвовала в ряде заседаний комиссии по иностранным делам и обороне совместно с представителями гражданского управления. Они сказали там то, что я знала и раньше: что по иорданским законам очень трудно разрушить строение и что арабским адвокатам очень легко добиться временного решения суда, препятствующего разрушению. Глава гражданского управления сказал: "В части ордеров на разрушение я обнаруживаю себя в ситуации, когда я не могу произвести их. Я взвешиваю прекращение выдачи ордеров на разрушение, так как это бессмысленное занятие". С еврейским поселенчеством у гражданского управления нет такой "проблемы" - есть армейские указы. Они появились в правление Шарона, который хотел показать американцам, что он разрушает поселенческие форпосты, и поэтому был издан особый закон, называемый на юридическом жаргоне "цавей тихум" (указы об определенном районе), который на практике говорит, что все, что находится в районе форпостов, будет разрушено.
Поэтому вскоре, к сожалению, разрушат Гиват-Асаф. Эти армейские указы не отменяются. Несмотря на множество обращений к нему, министр обороны Яалон до сих пор не отменил их. С другой стороны, когда мы предложили в комиссии по иностранным делам и обороне издавать такие указы в равной мере по отношению к евреям и арабам, сказали, что взвесят это - и до сегодняшнего дня взвешивают. С тех пор прошел уже год.
Еще один пример - земельные споры. В любом месте в современном свободном мире если есть спор о земельном участке между двумя человеками, обе стороны идут в гражданский суд, который рассматривает факты и решает кому принадлежит земля. Власти не принимают никакого участия в таком споре. В Иудее и Самарии во всем, что касается евреев, это не так. Если араб утверждает, что еврей занял его участок, государство вмешивается и издает ордер о "мешающем использовании", государство ведет судебный процесс против этого еврея. Хуже того: не претендующий араб должен доказывать, что обрабатываемый евреем участок принадлежит ему (как в базовом юридическом принципе: выдвигающий утверждение должен доказать его), а еврей должен доказывать, что ничего не нарушал. Это полный абсурд. Отчет комиссии судьи Леви рассматривал вопрос таких армейских указов и ордеров и постановил, что такие драконовские меры не могут иметь место в стране с упорядоченной судебной системой. Земельные споры относятся к судебным искам между двумя людьми и нет никакой логики, чтобы власти вмешивались в них.
Эти указы издаются односторонне и всегда в пользу арабов. Весь отчет комиссии Леви вопиет прямо противоположное надуманным утверждениям отчета Ассоциации за права человека. Отчет комиссии Леви также говорит, что хоть есть военная администрация в Иудее и Самарии, но евреи, находящиеся там, являются израильскими гражданами".
("Макор ришон" 12.12.2014)
Перевел Яков Халфин
МАОФ