В первые годы это было пугающим, потом только оскорбляющим, теперь это уже патетично (и это только потому, что некрасиво сказать «смешно» в контексте памяти убийства Рабина). Фестиваль ненависти имени Ицхака Рабина начался в этом году с опозданием и с левой ноги, возможно, потому что кто-то пообещал организаторам большие и крикливые заголовки о каком-то сочном деле, которое в итоге оказалось невоспламеняющим. И со стороны семейства Амир не было в этом году никакого развития, из которого можно было бы выжать волны ненависти на хорошем уровне. Никто в этом семействе не женился к величайшему отвращению, не родился там ребенок, которого можно было бы проклясть в прямом эфире. Дата проходит, но нет зажигательной смеси. Возникает серьезное опасение, что день памяти пройдет без капли ненависти.
В этом году и календарь работает не в пользу «просвещенного лагеря». Расстояние между 11 Хешвана и 4 ноября мало, так что не остается больше двух минут ненависти по Оруэллу. В качестве жеста отчаяния вытащила газета «Гаарец» из нафталина несколько старых высказываний ненависти Леи Рабин против Биньямина Нетаниягу, а газета «Маарив» обнаружила, что в нескольких религиозных школах отмечают в этот день День памяти праматери Рахель и не упоминают Рабина. Но из этого не выжать волн. Лею Рабин уже нельзя проинтервьюировать в прямом эфире, а директора религиозных школ уже не попадаются легко в ловушку и знают правило – не давать интервью в начале ноября.
И все же можно полагаться на просвещенный лагерь, что в итоге они найдут что-нибудь, а если не найдут – то выдумают. Ведь не придет в голову, что эти дни пройдут так просто – как воспоминание о личности и поступках Ицхака Рабина. Традицию фестиваля надо уважать, и не может быть такого, чтобы газетные публицисты и радиокомментаторы не закатили глаза кверху и не сказали традиционную фразу: «И это происходит именно в дни, когда мы отмечаем убийство Рабина».
Поэтому поспешили представители «Шалом ахшав» послать отборную группу, замаскированную под религиозных (прим.перев. – группа ультралевых прибыла в Кнессет, выдавая себя за религиозных поселенцав, и обращались к правым депутатам с провокационными вопросами, надеясь получить ответы, которые можно будет использовать против правых), которые попытались выжать из правых депутатов Кнессета резкие выражения в надежде, что это даст, наконец-то, публицистам и комментаторам хорошую причину глубоко возмутиться, пригласить в студию Моше Негби, заполнить эфир гневными реакциями, осуждениями с закатыванием глаз, как подобает в начале ноября. Но героическая вылазка лжецов из «Шалом ахшав» была разоблачена, они были выдворены из здания Кнессета, и все что они успели выудить – это несколько некрасивых выражений, которые они обманом выжали из Дуду Эльхарара. При всем уважении к Дуду Эльхарару, - сделал им выговор командир операции, - он не политическая фигура (прим.перев. – речь идет о певце и музыканте довольно правых взглядов), вокруг которой можно поднять бучу, предложения по повестке дня, и иски в парламентскую комиссию по этике, и требования немедленного увольнения. К тому же Эльхарар не считается ни с кем, не пугается никого и не начал клясться, что его слова вырвали из контекста и он вообще не подразумевал… Даже Рази Баркаи не преуспел выжать из этого скандал, который продержался бы больше нескольких минут в эфире.
Во время написания этих строк (если мне будет позволено выразиться в просвещенном левацком стиле) еще не ясно сможет ли лагерь мира пробудить необходимую порцию ненависти, чтобы память Рабина не была осквернена. Еще есть время, еще есть надежда.
Ничего нельзя поделать с этим отталкивающим явлением, которое превращает память Рабина в смешную карикатуру. Просвещенный лагерь не откажется от этих дней ненависти, ведь в демократическом государстве если кто-то хочет испортить воздух – это его право. Но, может, пришло время сократить масштабы этого явления с помощью простого шага: провести в Кнессете поправку к закону, которая сдвинет День памяти Рабина на нееврейскую дату (т.е. 4 ноября). Верно, это нарушает принцип, согласно которому государственные мероприятия отмечаются по еврейскому календарю, но в этом исключительном случае предпочтительнее, что был один день памяти Рабина, а не неделя или две недели ненависти.
(«Макор ришон» 30.10.09)
Перевел Яков Халфин
МАОФ