Перебираю старые CD, чтобы вытащить оттуда файлы вместо поврежденных фото в компе, погружаюсь в ушедший мир.
Одна папка просто душу перевернула: плакаты времен разрушения поселков в Гуш-Катифе Шароном в 2005. Подпись на плакатах очень проста: "Так это выглядит, когда у тебя отнимают дом".
Этикетка от творога с домиками с красными крышами — теперь там дыра (аналог российского "Домик в деревне"), черепашка без панциря, детская книжка про девочку, жившую в картонной коробке (Домик Яэль)... и гимн страны "Атиква", из которого вырезан второй куплет (тут игра слов: "байт" — это и "дом" и "куплет").
Тогда многие надеялись, что, глядя на такое, у власти и общества пробудится совесть или хотя бы просто чувство сострадания к прожившим там 30 лет людям, превратившим пески в рай.
Не забуду идеалистов из Нецарим, в последний день перед изгнанием подстригавших травку у домов, красивших стены, работавших в теплицах в надежде на чудо: то ли с небес, то ли на пробуждение совести у солдат и полиции.
Помню дедушку, пережившего нацистский лагерь, вышедшего навстречу им в лагерной робе, инвалидов армии с медалями на груди и на костылях. Помню, как падали в обморок девицы-солдатки... были и такие, как ревели, вынося на руках из домов младенцев, пока другие держали родителей.
Не понимаю, как Израиль мог после этого жить. Как жили они.
Именно тогда из потерявших веру в страну прекрасных парней, которых не защитили их родители-идеалисты, родилась озлобленная "молодёжь холмов", верящая только в себя.
Помню, как ощутил Высшую справедливость (простите уж!), когда Шарона позже хватил инсульт и доживал свой век он почти как растение.
Думаю, что был я такой не один.
Теперь там — развалины, песок и батареи "Градов" и "Касамов".
Как и у белорусов, надеявшихся на совесть волкодавов в форме и "победу любовью", все это накрылось медным тазом.
А потом началась Вторая Ливанская война, которую та самая армия, которую год готовили к выселению своих, провалила в лице своего высшего руководства.
"А мир останется прежним" и тщательно все забывает.
Спросите среднего школьника — что он об этом знает, спросите парней из армии, спросите новых олим. Всех стараются оградить от неудобной памяти.
Страшно.
Глядя на лица и дела тех, кто последние годы и сейчас у власти, на черные ряды спецназа полиции в Хомеше — еще страшнее.
Чем меньше Памяти — тем легче лепить все что угодно из человека.
Те, кто приехали недавно, прошу вас (почти как в пасхальной Хагаде): "Расскажите детям своим! Пока не поздно!" Это тоже своего рода Заповедь! И тем, кто просто не знает, что об этом можно спросить.
https://www.facebook.com/michael.ezer