Этот город расположен "к северу от Бет-Эля, восточнее дороги из Бет-Эля в Шхем, южнее Левоны" (Суд. 21:19).
Поселение на месте современного Шило существовало еще в 19-18 веке до общепринятой эры, однако было, судя по всему, мелким, незначительным и в ТАНАХе не упоминается.
Шило был первой столицей Израиля на протяжении 369 лет.
Сегодня же Шило, фактически, отделяет Самарию от Иудеи, лежа в долине, которая, в свою очередь, и является географической границей.
В Тель Шило, он же археологический парк, мы приехали за 4 часа до события, о котором уже все и так знают, так что времени побродить по тропинкам и облазать все камни было предостаточно. Не знаю, как так получилось, но это были первые раскопки в моей жизни, которые я исследовала на каблуках, больше переживая не за то, чтобы не сломать себе ногу, а чтобы не испортить босоножки :)
2.
На входе нас встретила милая девушка, которой мы с радостью отдали по 12 шекелей с носа за вход. Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что мне кажется, что это… ужасно дешево. Забегая наперед, раскопки находятся в ужасном состоянии, и хотелось бы верить, что это так, отчасти, из-за скудости финансирования, а не только политической ситуации.
Раскопки некоторых объектов заморожены, откопанные ранее мозаики вновь законсервированы. Половина мест просто засыпана песком, накрыта пленкой и огорожена забором. Тот же Иродион, также находящийся на территориях, выглядит не в пример лучше, но и плата за вход туда в два раза выше.
Одно их самых святых мест на Земле Израиля – Шило – практически не откапывается и не особо рекламируется. Как сказала тамошняя сотрудница, бывают дни, когда вообще никто не приезжает.
С другой стороны, только неленивый пойдет через центральный вход, чтобы купить билет. В археологический парк можно зайти бесплатно так же легко, как в соседний магазин - там нет управления Национальными парками с его флажками с козлами и колоннами и строгими кассирами.
Именно в Шило происходили самые эпохальные события для еврейского народа.
Здесь Йешуа бин Нун разделил земли Израиля между коленами.
Здесь была воздвигнута Скиния, в которой находился Ковчег Завета.
Здесь было созвано собрание представителей израильских племен, которое должно было решить, как действовать против заиорданских колен, установивших свои жертвенники.
Здесь была резиденция первосвященника и устраивались ежегодные праздники.
Паломничество в Шило упоминается в рассказе об Элькане, отце Шмуэля, приходившем ежегодно "поклоняться и приносить жертву... в Шило".
Шило изображен на мозаичной карте из Медвы и неоднократно упоминается в Талмуде.
Именно Шило был административным и культовым центром в эпоху Судей.
Руины мечети. Как рассказал аудиогид, судя по всему, мечеть была недействующей, так как ориентирована не на Мекку. Проще говоря, это не мечеть, а такой себе символ "здесь был Вася" у мусульман. В то же время несколько авторитетных изданий и Саша Непомнящий уверены, что именно на этом месте и стояла Скиния. Потому и построили вначале византийцы огромную церковь, а затем мусульмане мечеть поменьше именно на этом месте.
Вход украшает относительно новая металлическая дверь, которая, в свою очередь, украшена израильским флагом и звездой Давида.
"После арабского завоевания мусульмане заимствовали традицию Шило как культового центра. Местность была названа ими Хирбет-Сейлун (руины Шило), одна из византийских церквей превращена в мечеть. Долина у Тель-Шило была названа арабами Мардж-ал-Ид (Долина празднеств) или Мардж-ал-Банат (Долина девушек), — очевидно, в память о похищении девушек Шило юношами из колена Биньямина".
3.
Здесь в глиняной таре хранились запасы пшеницы и других зерновых. Когда археологи откопали этот склад, обнаружили огромное количество сгоревшей пшеницы и оливковых косточек, что доказало версию о сожжении Шило.
4.
Согласно официальной версии, на этом плато стоял Мишкан. Сейчас это просто большая территория, поросшая травой и окруженная разбросанными камнями. Возвращаясь к первым абзацам моего текста, не знаю, что есть причиной того, что такое место находится в таком запустении. Но уверена, что не только "мирные инициативы" с арабами.
Заметьте, кстати, я все еще на каблуках :)
5.
6.
Отлично сохранилась древняя Базилика 4-5 века. Вход туда, как почти везде, закрыт из-за возможного нанесения ущерба красивейшим мозаикам, однако мы все же нарушили запрет и зашли, стараясь наступать на места, свободные от них.
7.
В Базилике сохранилась надпись, берущая сразу за душу: "Пощадите жителей Шило".
8.
9.
10.
А вот так выглядят стены Базилики изнутри. Это не что иное, как полууничтоженные арабские надписи, покрывающие абсолютно всю площадь внутренних стен здания. Мне, как не большому знатоку арабского, удалось разобрать только какие-то обрывки слов и цифры, очевидно, обозначающие года происходивших каких-то событий.
11.
12.
13.
А теперь для самых терпеливых, дочитавших до конца :) Кульминацией прогулки по Шило стала ее вторая часть, ночная. Да-да, уже после торжества, почти глубокой ночью, самая отчаянная часть ЖЖ-стов сгруппировалась и отправилась искать Мишкан под светом Луны. Напоминаю еще раз, я все еще на каблуках! Ночью! Удивительно просто, что я не расшибла себе лоб, запутавшись в гигантских колючках :)
Что сказать, Шило ночью еще прекраснее, чем Шило днем. Постояв под пронизывающим ветром на смотровой вышке, мы обсудили с rdavid, sashanep, ilanka_n, abu_tir и katu_djan судьбу еврейского народа и все больше арабского, и счастливые поехали домой :)
"Живой журнал" seagull_gull