Maof

Sunday
May 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
«У каждого из нас на свете есть места…» пел в свое время Игорь Тальков. У меня таковых несколько, но остановимся на одном. Вот уже пятый год я по окончанию весенних праздников жду не дождусь шабата «Лех-Леха», чтобы вновь и вновь с замиранием сердца увидеть то самое место, где Авраам-авину впервые по прибытию в землю, указанную Б-гом, раскинул свой шатер, положив начало заповеди ишув ха-арец.. Ну, и разумеется, провести целые сутки среди отважных и необыкновенно чистых людей, не дрогнувших ни под арабскими пулями, ни перед угрозами нашей продажной верхушки.

Как вы уже догадались, я имею в виду не что иное, как поселение Элон-Море, привольно раскинувшееся над, увы, покамест недоступным для нас Шхемом. Спросите кого-нибудь из местных и услышите рассказ о том, что каких-то десять лет назад евреи молились и читали Теилим на могиле Иосефа, там же годами действовала и иешива «Од Иосеф хай». Молитвы после долгого перерыва совершаются и сейчас, но раз в месяц, глубокой ночью и под усиленной охраной, к тому же, доступ весьма и весьма ограничен, так что увидеть своими глазами покинутую могилу праведника считается величайшей удачей. «Далеко» же мы ушли за последнее десятилетие…

Но, как бы там ни было, в шабат нет места похоронному настроению. Кто-то рвется в Эйлат, кому-то по душе Хермон, а мне до чего же любо-дорого шагать по чистым спиралеобразным улицам, опоясывающим круто уходящий ввысь холм, одну из самых высоких точек Шомрона. Уютные одно и двухэтажные домики среди густой зелени навевают не всегда ощущаемое в большом городе спокойствие, а маленький, но зато тенистый лесок и вовсе бальзамом на душу. Есть еще, правда, едва не целый микрорайон трехэтажек напротив иешивы, напоминающий советский военный городок или поселок городского типа, но он все же не режет глаз, как-то органически став частью единого целого. И как тут не вспомнить Николая Рубцова: «Выйду, не спеша, на село взгляну, окунись, душа, в чистую волну!» Мне могут вполне справедливо возразить: «Окунуться в чистую волну можно и в Иерусалиме». Никто не спорит, в нашей святой столице для этого существуют Стена Плача, могила Шимона-ха-Цадика, град Давида в Шилоахе (он же бушующий арабскими беспорядками Силуан). Однако о каком субботнем покое может идти речь, когда по соседней улице вовсю гоняют машины, а часть молодежи вместо кидуша и трапезы дрыгается на крутых дискотеках? Конечно, Иерусалим - не Тель-Авив и не Ришон, в нем нет такого дикого количества открытых в шабат кафе и ресторанов, но все же, все же…

Ну, а самое главное, конечно, люди. Пускай и твердят изо дня в день СМИ: «Не ходите, дети, на штахим гулять», но в Элон-Море днем с огнем не сыщешь подавленных, озабоченных лиц с потухшими глазами, какие в Иерусалиме, увы, не редкость. А что за молитвы! Сколько неподдельной радости в пении и танцах посередине синагоги! Впрочем, им далеко до встречи шабата в Неве-Дкалим, где каждый куплет «Леха доди» превращался, как сейчас помню, в отдельную песню и танец едва ли не на пятнадцать минут. Б-г даст, вернемся и споем и спляшем…

Однако, что стоят даже самые искренние и пламенные молитвы без одной из важнейших заповедей, наиболее почитаемой Авраамом-авину гостеприимства. Здешние семьи это что-то особенное. За столом ты постоянно в центре внимания, как никто, окружен вниманием и заботой, хозяин и домочадцы всегда найдут, о чем с тобой поговорить, тем самым подчеркивая, что «нам каждый гость дарован Б-гом». Ну, и, конечно, прощаясь на исходе шабата, не забудут добавать: «При езжайте еще».

Я не побоюсь заявить Элон Море, как и многие другие поселения, является моделью еврейского образа жизни по образцу Авраама-авину. Только весь ли народ идет по стопам нашего великого родоначальника? Боюсь, что нет. И речь здесь идет не столько о светских (с них взятки гладки), сколько о тех, с кого спрос особый.

Как вы думаете, почему Всевышний избрал именно Авраама? Разве он был единственным приверженцем единобожия? Разумеется, нет. Мы знаем из Мидраша и комментариев Раши, что в те времена существовали иешивы Шема и Эвера. Все бы ничего, только вот беда упомянутые мудрецы, грубо выражаясь, варились в собственном соку, не делая ничего или почти ничего, чтобы избавить окружающие народы от грязи и гнусности идолопоклонства и разврата. Эту миссию взвалил на свои плечи Аврам (еще не Авраам), рискуя быть, в лучшем случае, освистанным, а в худшем оказаться в раскаленной печи, что и произошло после разговора с Нимродом и лишь чудом спасся из нее.

Нечто, весьма похожее, происходит и ныне, тысячелетия спустя. Увы, мало найдется рабаним, подобно знамеитому раву Амнону Ицхаку, массово возвращающих к тшуве отбившихся от Торы. Одни лишь хабадники, да, последнее время, бреславцы накладывают тфилин прохожим на улицах Яффо и Бен-Иегуда. Семинары и иешивы для баалей тшува в Израиле и за его пределами пока еще капля в море.

Точно также обстоят дела и с заповедью ишув ха-арец заселение Эрец Исраэль. Авраам-авину исполнил ее первым, мы же шарахаем- ся от нее, как от огня, а потом охаем, ахаем и кусаем локти, когда из еще недавно цветущего Гуш-Катифа на наши же головы летят кассамы, грады, да катюши. Да и теперь, когда угроза, не приведи Г-сподь, нового итнаткута нависла уже над Иудеей и Самарией. Во время «Литого свинца» все ашдодские и ашкелонские харедим рвану- ли в Иерусалим, да в Бней-Брак, а в данном случае, не дай Б-г, куда нам деваться? «Уедем в Америку» это не ответ. Уж, если вы на Святой Земле, то и относитесь к ней, как к дому, а не как к вре- менному пристанищу, как это было в Европе. Тем паче, поди знай, каким лицом обернется к вам Америка с таким вот президентом, отк- рыто козыряющим нашим врагам.

Вот почему еще раз необходимо перечитать повнимательнее книгу «Берейшит» и заново поучиться многому от наших праотцов, чего нам так не хватает сегодня. И, уж само собой, заглядывайте почаще в Элон-Мо- ре, Хеврон, да и во всю Иудею и Самарию. Хотя бы для того, чтобы еще глубже пустить корни в нашей Святой Земле.