То, что тысячи израильских арабов напали на евреев,
означает, что в Израиле идет гражданская война. Она должна напомнить евреям
о 15-летней войне между мусульманами и христианами Левана, унесшая жизни
около 100 тыс. мужчин, женщин и детей. Израиль также находится в состоянии
войны с соплеменниками арабских граждан Израиля, так называемыми
палестинскими арабами. Около 50 тыс. этих арабов вооружены смертоносным
оружием, которым их снабдили, в основном, правительства Рабина-Переса и
Нетаниягу.
Судя по вялой реакции Барака на арабское насилие,
ясно: это правительство должно быть срочно смещено. Ясно также, что, если
Израиль хочет выжить, любое новое правительство должно быть совершенно
беспощадным. Это следует из уроков одного из крупнейших специалистов военного
дела генерала Карла фон Клаузевица (1780-1831).
Его основная работа "О войне" по сей день изучается
в военных академиях всего мира, т.к. ее главные принципы актуальны как
для ядерной, так и для конвенциональной и партизанской войны. Клаузевиц
определяет войну как "акт насилия с целью навязать противнику свою волю.
Насилие - это средство; подчинение врага нашей воле - конечная цель". Ибо
пока враг вооружен, он будет ждать подходящего момента для нападения.
Конечная цель насилия политическая. Для полного достижения
этой цели враг должен быть обезоружен. Поэтому разоружение врага "становится
непосредственной целью военных действий. Оно занимает место конечной цели
и отодвигает ее в сторону как нечто, что может быть исключено из наших
расчетов".
Клаузевиц предупреждает: "Филантропы воображают, что
существует искусный метод разоружения врага без большого кровопролития
и что это правильное направление в искусстве войны. Но как бы это ни казалось
возможным, это ошибка, которую следует искоренить; ибо в такой опасной
вещи как война наихудшими являются ошибки, проистекающие из благодушия".
Это не означает, что Клаузевиц поддерживает идею безразборчивого
убийства. Но он предупреждает, что "тот, кто безжалостно использует силу,
не заботясь о размерах кровопролития, одержит победу над врагом, который
менее решителен в применении силы". "Не будем слушать о генералах, которые
побеждают без кровопролития. Если кровавое убийство - это страшное зрелище,
то это основание для того, чтобы относиться к войне с большим
уважением , а не для того, чтобы позволять нашему
мечу становиться все более тупым из-за наших гуманных чувств, пока не появится
кто-то с острым мечом и отрубит у нас руку".
Из этого следует, что умеренность как принцип войны
- это абсурд. Правильный военный принцип - пропорциональность. Т. е., средства
для победы над врагом должны быть пропорциональны его силе сопротивления.
Но еще выше военных соображений должна быть политическая прозорливость.
Ибо, в конечном счете, война никогда не является изолированным актом. Военное
командование подчиняется политическому.
Государственный деятель должен принимать во внимание
не только силы врага. Он должен также понимать характер своего народа.
Его первой заботой должно быть моральное состояние и единство собственного
народа. Он должен укрепить уверенность и решимость своего народа. Народ
должен верить в справедливость своего дела и понимать важность своей победы
и последствия поражения. Государственный деятель обязан проявить мудрость,
решительность и ясность мысли.
Превыше всего, государственный деятель должен сам
четко представлять свои послевоенные задачи или политические цели. Политическая
цель определяет как цель применения военной силы, так и размеры, и объемы
ее применения.
Война, говорит Клаузевиц, это продолжение политического
диалога другими средствами. Средства могут быть не только военными, но
и экономическими и дипломатическими. Поэтому противопоставление войны и
мира ложное.
Хотя мир и является истинной целью войны, приходится
констатировать отвратительный факт, что нормой международных отношений
является не мир, а война. Проведенное в Стокгольме исследование показывает,
что за 23 года после Второй мировой войны было не более 26 дней,
когда где-нибудь в мире не происходила бы какая-нибудь война. В каждый
"средний" день происходило двенадцать войн. Из этих данных, как и из уроков
Клаузевица, следует, что выбор имеется не между войной и миром, но между
войной с победой и войной с поражением.
Может ли Израиль поставить над собой правительство,
обладающее достаточным мужеством, чтобы увидеть правду: враги Израиля непримиримы,
и обращаться с ними следует соответственно?