В Израильском обществе, как
и во всем мире, происходят колоссальные изменения в социальной и нравственной
областях. Эти изменения происходят так стремительно, что существующие нравственные
ценности не только подвергаются постоянной ревизии, но и уничтожаются.
Для нашего народа потеря нравственных ценностей особенно опасна, т. к.
только охрана их помогла нам сохраниться как народ в течении двух тысячилетий
галута.
Поскольку о т в е т с т в е н
н о с т ь является одной из наиболее фундаментальных человеческих
потребностей, мы не можем позволить себе оставаться в оборонительной позиции
и ждать кризиса. И поэтому обращаемся к Вам с этим письмом.
М ы с ч и т а е м
н е о б х о д и м ы м и в о з м о ж н ы м
и з м е н е н и е н р а в с т
в е н н ы х п р и о р и т е т о в в И з р
а и л ь с к о м о б щ е с т в е.
Известно, что существует только один фактор, поддающийся нашему регулированию
в этом вопросе, и способный повлиять на нас, как на народ :
э т о п р о с в е щ е н и е.
В Еврейской истории п р
о с в щ е н и е традиционно рассматривалось не просто, как система
знаний, но, в первую очередь, как система формирования моральных
ценностей, правильных и перспективных для личности и для еврейского
народа. Преподавание математики, физики, английского языка и т.д.
не влечет за собой обязательного воздействия на мораль, которой
ребенок будет руководствоваться в повседневной жизни. К сожалению, даже
знания, получаемые в Израильской школе, далеки от необходимого
уровня: 22 (?!) место на международных соревнованиях по математике,
только….% учащихся получают полный багрут и т. д….
Но не только уровень преподавания влияет на успешность
обучения, не Не меньшее значение имеют те нравственные ценности, которые
ученики получают в школе. Данное обращение посвящено проблеме формирования
нравственных ценностей в системе просвещения, которые сегодня в Израильской
школе, определяются как - свобода личности. Это объяснимо – после
двух тысяч лет галута, зависимости, унижения, уничтожения, свобода- главное.
Давно доказано, что свобода хороша только при высокой морали,
а совсем не тогда, когда каждый ребенок сам выбирает свою систему
ценностей.
Последствия такого подхода мы видим
в повседневной жизни, где процветает социальная, нравственная безответственность
и непрофессионализм в различных областях. Все это удручающе бесперспективно
для будущего еврейского народа. Мудрость заключается
в том, чтобы видеть отдаленные последствия совершаемых сейчас действий.
Чтобы определить принципы и методы изменения приоритетов
в системе просвещения надо в первую очередь определить цель воспитания.
Т.к. известно, что степень решенности задачи зависит от степени ее
определенности….
Ц е л ь в о с п и т а н и я – н а у
ч и т ь р е б е н к а с е б я у в а
ж а т ь. Уважение к себе формирует систему требований к самому
себе, систему обязанностей, приучает к ответственности за себя и за других.
Формирует чувство национальной сопричасности и единства так необходимое
нашему народу. Уважающий себя человек не унизит другого и никогда не позволит
унизить себя. И, наконец, уважение к себе, формирует чувство собственного
достоинства, такое необходимое для каждого человека.
Наличие этих качеств приучает принимать ответственные
решения, достойно переносить экстремальные ситуации, ощущать свою социальную
востребованность и формирует общество с высокой моралью.
Чтобы научить ребенка уважать себя необходимо
общаться с н и м к а к
. с л и ч н о с т ь ю, даже если он таковой еще и не является.
Помочь ему поверить в себя, почувствовать, что его действия могут быть
достойны уважения. Очень важно похвалить его, даже высказывая порицание.
Уметь видеть положительные опции, необходимо в процессе воспитания
и "опираться" на них. Мы знаем, что реально прогнозируемые ожидания,
целенаправленно воспитывают ребенка и программируют его повеление.
Воспитание уважения к себе может проходить на любом
уровне интеллекта и культуры. И, если такое воспитание проходит в
соответствии с уровнем и возможностями ученика, то он никогда уже не отвернется
от него. Давно уже доказано,что каждый человек, в любом возрасте от младенчества
до старости, сознательно или подсознательно, хочет быть ц е
н и м ы м. Поэтому уважение к себе – это ключ к формированию
нравственных ценностей перспективных и необходимых для еврейского
народа и Израильского общества. И, как бы такая цель не казалась нам сложной,
мы знаем, чтобы добиться чего- нибудь завтра, надо начать двигаться
сегодня.
Учитель, родитель, обучающий ребенка уважению к
себе, сам начинает ощущать себя иначе: его самооценка повышается, он чувствует
свою большую значимость. И, если мы, взрослые, действительно хотим
изменить мораль и поведение наших детей, нам необходимо изменить собственное
поведение. Ведь давно известно, что не только мы воспитываем детей, но
и они нас.
Разработка и внедрение системы мероприятий,
направленных на изменение
нравственных приоритетов в системе просвещения, требует не столько
финансовых затрат, сколько душевных вложений. И способность к этому, в
большей или меньшей степени есть у каждого. Мы все ответственны за подрастающее
поколение, и должны выполнить возложенную на нас задачу как можно лучше.
Мы не можем оставаться спокойны, пока наши дети не получают надлежащего
нравственного воспитания. И начать необходимо, с самого простого. В каждом
классе поставить копилку для сбора денег нуждающимся. Считать обязательным
посещение Иерусалима один раз в году для учащихся младших, средних и старших
классов. Повесить флаг государства Израиль в каждом классе и объяснить
необходимость этого мероприятия.
Н а ч а л о - п о л о в и н а ц е л о г о !
Обращение переведено на иврит.
На данный момент его подписали 18 человек, доктора наук,профессора.
Для связи тел. 04-8242845 Инна.