Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
По опросам более 70% израильтян считают, что они прежде всего евреи, и только потом израильтяне. Назовем их "еврейское большинство". В чем отличие "еврейского большинства" от "израильского меньшинства"? Они различаются своим этосом, тем, что они взяли за основу своего самосознания, системой основных ценностей.
Полагаю, что те, кому в первую очередь важно его еврейство, расположили в своей системе ценностей специфически еврейские предпочтения выше других. Например, если ты прежде всего еврей, а уж потом израильтянин, то логично предположить, что тебе будет чуть-чуть неудобно есть фалафель и питу в торжественный пасхальный седер. И не потому, что ты боишься гнева небес, а просто потому, что Песах - это твоя ценность, твоя традиция, часть твоего самосознания. И это достаточно важно, чтобы отказаться в этот день от питы.
Эти предпочтения индивидуальны и могут меняться от случая к случаю. Тем не менее, есть граница, перейдя которую ты уже будешь чувствовать себя в первую очередь израильтянином, и только потом евреем. По эту сторону от границы светские в одной лодке с ортодоксами, которые сегодня устраивают демонстрации в Иерусалиме. Возможно, ультраортодокс считает, что небеса разразятся огнем, если он надкусит питу в Песах. Эта его вера наивна и примитивна, но и для светского запрет на квасное в Песах имеет смысл, это наша общая ценность, история, традиция, потому что все мы - евреи. Ультраортодокс, он прежде всего еврей, а потом уже ультраортодокс. И другие тоже прежде всего евреи, а потом уже люди светские или придерживающиеся традиции, или еще кто-то, кем они себя считают. Но прежде всего им важно, что они - евреи.
По другую сторону этой невидимой границы находятся менее 30% граждан Израиля. Для них еврейство не является основой их самоидентификации. Я глубоко уважаю этих людей. Для них иудаизм тоже важен. Значительная часть моей любимой и дорогой семьи входит в эти 30%. Речь не идет о ненависти и отчуждении между этими двумя группами. Вопрос заключается в том, какие ценности должны быть ведущими в еврейском государстве: ценности еврейского большинства или ценности израильского меньшинства.
 

Система ценностей
Сегодня много говорят о праве меньшинств выйти "из шкафа", куда их якобы загоняет большинство. Но давайте посмотрим, кто находится внутри, а кто снаружи? Какие ценности навязываются в Израиле – ценности еврейского большинства или пост-еврейского меньшинства?

Для примера рассмотрим всего несколько областей:

Система образования: Сколько еврейских ценностей получает там средний израильский школьник, который представляет еврейское большинство? Окончивший обычную школу выпускник не понимает что такое Земля Обетованная, он не способен продолжить фразу “Шма Исраэль!…”, Иерусалим для него ассоциируется лишь с футбольным клубом Бейтар, ортодоксами и "парадом гордости". Воспитывается ли такой ребенок на еврейских ценностях или происходит обратное - у него отбирают те еврейские ценности, которые он имеет полное право получить?
Армия: - Высокопоставленные командиры гордо декларируют, что они предпочитают, чтобы убили еврейского солдата, чем вражеского гражданина. Если армия действует по таким принципам, то соответствует ли она предпочтениям еврейского большинства?
Семья: - Сегодня все что угодно называется семьей и этим всячески принижается авторитет классической традиционной семьи, так высоко ценимой еврейской традицией. Управляют ли нашей жизнью ценности еврейского?
Суд: - Принципы, которых придерживаются в судопроизводстве, бывший верховный судья Аарон Барак назвал “ценностями просвещенных людей”. Это ценности очень узкого элитарного круга, а не еврейского большинства. Хоть кто-то из судей Верховного суда принадлежит к "еврейскому большинству"?
Пресса: - Сколько из ведущих передач и комментаторов считают себя евреями и сколько израильтянами? Со страниц “Едиот Ахронот”, “Маарива” с телеэкранов государственного канала, Второго канала, кабельного телевидения и др. на нас глядит сплошная желтизна, порнография, грубость, поверхностность, пошлость и насилие, Разве это ценности еврейского большинства? Или все эти помои, льющиеся на нас с утра до ночи, идут совсем с другой стороны?
Так кто же из нас уже давно сидит в “шкафу”, а кто разгуливает снаружи? Где еврейское большинство, а где израильское меньшинство? Уже несколько лет я почти не смотрю телевизор и не приношу домой газеты. В торговых центрах я чувствую себя как птица в клетке. Потому что все, что проникает снаружи в мой “шкаф”, обдает меня вульгарностью, пытается навязать мне то, в чем я не нуждаюсь, приглашает заглянуть ниже пояса, заставить сделать что-то противоречащее моим ценностям. Вся эта разнузданность противоположна культуре, которая основана на ограничении, упорядоченности, организованности. Все  это совершенно противоречит культуре еврейского большинства.
И вот на  меня надвигается парад гордости, отнимающий у меня еще один уголок от моего “шкафа”, "шкафа", куда прячется еврейское большинство от воцарившейся культуры меньшинства. Для меня важно, что Иерусалим находится на совершенно другом духовном уровне, чем Тель-Авив. Думаю, что в той или  иной степени это важно для 70% евреев.
В конце концов, еврейское большинство выйдет из своего “шкафа”, и Израиль превратится в государство еврейской культуры. Именно не религиозное, не ортодоксальное, а национальное, еврейское! Это должно произойти. А для израильской культуры подойдет и Лос-Анджелес. Жаль, что при диктатуре “просвещенных” у еврейского большинства нет влияния и что процесс выхода из “шкафа” так труден.


Перевод Аси Энтовой  Хроники Иерусалима