Газета "Гаарец": "Еврейского руководство" - политическая сила, способная уравновесить деятельность Шарона. Из рассылки МАНХИГУТ ЙЕГУДИТ - "ЕВРЕЙСКОЕ РУКОВОДСТВО"
Надав Шрагаи, "Гаарец", 21 ноября 2004
…Лидер "Еврейского руководства" Моше Фейглин и его люди
на прошлой неделе вывели из себя премьер-министра. Фейглин не
устает сетовать на то, что израильская политика и общественная
жизнь утратили еврейскую идентификацию. Фейглин и идеолог
движения Моти Карпель видят в Стране Израиля прежде всего
Землю Обетованную, и только потом "убежище". Программа
"отделения" воспринимается ими не более, чем симптом гораздо
более страшной болезни, поразившей израильское общество -
болезни, заключающейся в "отделении" от еврейских ценностей,
еврейской морали и еврейской идентификации, некая разновидность
душевного отчаяния и "бегства от себя".
Не все политические союзники "Еврейского руководства" в Ликуде
полностью солидарны с "программой оздоровления", выдвинутой
этой фракцией. … Но во всем, что касается "диагноза болезни",
большинство с ними: и бывший министр Узи Ландау, и бывший
замминистра Михаэль Рацон, и группа ветеранов "Херута" и
основателей Ликуда, которые поднялись на сцену на последнем
съезде "Еврейского руководства" и пели собравшимся песни
"Бейтара" и еврейского подполья - все они полностью разделяют
мнение этой группировки, то есть, и они видят в "программе
одностороннего отделения" и процессе Осло разновидность
душевной болезни, или, как минимум, проявление коллективной
потери духа, охватившей израильское руководство.
Этой общей базы достаточно, чтобы возникли общие интересы,
которые так беспокоят Ариэля Шарона. И хотя Шарон изо всех
сил пытается представить это как "захват партии извне", речь идет
о совершенно легитимном внутреннем процессе, весьма похожем
на тот, который в свое время возглавил сам Шарон, а также его
предшественники, фактически "захватив" власть в партии и в
стране. "Еврейское руководство", многие из активистов которого
пришли в Ликуд из движений типа "Ках", "Хай вэ-каям" и
"Зо арцейну", приняло на себя (и хорошо сделало) правила игры,
допустимые в политической сфере в демократическом обществе.
Шарон и его предшественник Нетаниягу постоянно использовали
поселенцев и хасидов ХАБАДа, чтобы победить на выборах.
Поселенцы с радостью занимались раздачей агитационных наклеек
на улицах, организовывали предвыборные кампании, разрабатывали
стратегические планы в предвыборных штабах и были важнейшей
подмогой на пути к креслу премьер-министра. Но когда поселенцы
и представители идеологического крыла правых перестают быть
"ручными поселенцами" и начинают соваться в кухню, и даже – какой
ужас! – собираются влиять и требуют следовать исконной идеологии
Ликуда, ситуация немедленно объявляется "нелегитимной".
То, что широкие массы правонастроенных граждан организованно
вступают в Ликуд под эгидой "Еврейского руководства", это гораздо
более легитимный процесс, чем массовая запись в Ликуд арабов и
харедим, организованная людьми Шарона. Какая общая идеологическая
база у араба из Джуариша или Кфар-Касем с Шароном? Что объединяет
тысячи иерусалимских харедим с Ципи Ливни и Лимор Ливнат?
Члены "Еврейского руководства" во много раз более близки к
идеологической базе Ликуда и к общему национальному духу. Пока
в уставе Ликуда записано, что государственный суверенитет Израиля
должен быть распространен на области Иудеи, Самарии и даже Газы
(и на этой формальной базе Шарон шел к выборам), те, кого Шарон
называет "ликудовскими бунтарями" на самом деле не бунтари, а его
собственные "настоящие ликудники" на самом деле таковыми не
являются.
Да, не все люди, записавшиеся в Ликуд от "Еврейского руководства",
проголосовали на выборах за Ликуд. Но в извращенной израильской
политике это обычная практика . Часть харедим, которых записали в
Ликуд подрядчики Шарона, голосовали за харедимные партии. Такая же
картина и среди арабов: в 2002 году в Ликуд записалось 167 жителей
арабского поселка Тимра, а на последних выборах в Кнессет за Ликуд
голосовало лишь 29 жителей этого поселка. В Саджуре в Ликуд вступили
631 человек, а проголосовали за Ликуд 143 человека. И в общем "банке
голосов" Ликуда, Мафдаля и Ихуд Леуми есть подобные явления, но
никто там не кричит о предательстве, как это пытаются изобразить
Шарон, Ливнат и Ливни относительно "Еврейского руководства".
Известно, что тот, кто больше всех кричит о болезни, как правило,
сам страдает тем же недугом. Шарон, который угрожает увольнением
и наказаниями министрам и членам Кнессета, собирающимся
голосовать не так, как он хочет, а в соответствии со своей позицией
и идеологическими ценностями Ликуда; Шарон, нещадно давящий
министров, членов Кнессета, членов Центра собственной партии и
рядовых ликудников на пути к реализации своего "плана
одностороннего отделения"; Шарон, не удосужившийся представить
свою программу общественности перед выборами и отказывающийся
дать народу возможность выразить свою волю относительно этой
программы – этот Шарон сейчас удивляется, что нашлась
политическая сила, способная уравновесить его деятельность. Эта
сила угрожает министрам и членам Кнессета, что перестанет их
поддерживать и больше их не изберет, если они откажутся от
исконного пути движения Ликуд и от своих предвыборных обещаний
избирателям.
Перевод с сокращениями Ш. Бродской