Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Oпубликовано в еженедельнике "Макор ришон" 28.12.01

В середине декабря состоялась в институте Ицхака Бен-Цви в Иерусалиме конференция под заглавием "Иудаизм и демократия". Приглашенные лекторы были профессор юриспруденции из Еврейского университета в Иерусалиме Элиав Шохетман - из самых активных и последовательных противников соглашений Осло и глава движения "Зо арцейну" Моше Фейглин. В дискуссии после лекций участвовали Яков Кац (Кацеле) - из основателей Аруц-7, журналист Хагай Сегаль и раввин Яков Мейдан. То есть обычная правая конференция.

Но организаторы конференции не числились среди Профессоров за сильный Израильи ни в каком другом правом движении. В зале собрались представители еврейского отдела ШАБАКа, которые пришли изучать вблизи своих "подопечных". Зал был полон. Около 250 человек прибыли на конференцию.

Фейглин получил вначале предложение выступить на конференции преподавателей в институте и согласился. Позже сказали ему, что это будет лекция перед представителями ШАБАКа. Фейглина это не устрашило.

Несмотря на осадок прошлого не было напряжения в зале. Все прошло в приятной атмосфере. "Я чувствую себя здесь как мышь, которая читает лекцию перед кошками", - сказал Фейглин, который сказал, что ему было бы удобней, если бы представители ШАБАКа сидели в темноте и у них не было бы видно лиц. Сейчас он должен как-то относиться к ним. Уже не идет речь о тайном враждебном неизвестном, котрому ты сопротивляешься.

В зале, - сказал он позднее, - сидели обычные израильтяне, среди которых были - как в любом обществе - праведники, средние и злодеи. Но как организация, это преступная организация. Потому что сама идея, что правыми нарушителями закона занимается отдел ШАБАКа, а не полиция, предназначена выделить правых как врагов народа. Есть тут, сказал он, циничное политическое использование для политических целей. Так поступал в свое время Бен-Гурион, который использовал Исера Хареля для слежки за происходящим в конкурирующих политических партиях.

Он высказал это в лицо сидящим в зале, утверждая, что они работают в антиморальной организации и поэтому должны уволиться. Обсуждение затронуло самые чувствительные нервы, когда Фейглин напомнил об истории с "Альталеной", и ему ответили, что все было сделано по указанию и в компетенции. "Так же утверждали обвиняемые на процессе в Нюрнберге", - ответил он им. Если любая власть - источник компетенции, то вы могли бы сегодня служить Игалю Амиру - если бы он создал батальлны и совершил военный переворот, а не только стрелял в Рабина.

Присутствующие в зале не остались в долгу. "Не чувствуешь ли ты себя виновным в убийстве Рабина", - спросили они. "Разумеется, нет", - ответил Фейглин, - "те, кто виновны, это вы. И не из-за Авишая Равива, я не говорю сейчас о теории заговора. Если бы ШАБАК и полиция не прекратили деятельность "Зо арцейну", то Рабин вынужден был бы идти на выборы. И тогда Игаль Амир не стрелял бы в него, так как знал бы, что через два месяца Рабин проиграет Нетаниягу с огромным разрывом. Ведь таковы были результаты опросов".

"Почему ты думаешь", - спросила я Фейглина после конференции, -"что Рабин согласился бы с вашими призывами идти к президенту? Ведь он игнорировал демонстрации протеста".

"Это у него не прошло бы", - сказал Фейглин, -"если бы "Зо арцейну" каждый раз парализовывала бы страну, как мы предполагали, он бы капитулировал и пошел бы на выборы. И тогда не было бы убийства".

Представители ШАБАКа не особенно впечатлились. Они не пришли, чтобы спорить и убеждаться, они пришли изучать явление вблизи. Лекция Фейглина, продолжавшаяся два с половиной часа вместо полутора, как было запланировано, прошла, как уже была сказано, в приятной и даже уважительной атмосфере. Фейглин рассказал, что когда выходил из дома, сказал жене, что в этот вечер она может свободно говорить по телефону - все подслушивающие будут в зале. "Не надейся", - ответили ему. 

Собравшиеся в зале не представились своими именами, а пользовались псевдонимами. Глава еврейского отдела, вставший задать вопрос, представился как "глава преступников". Выступавшим, кстати, пообещали заплатить оплатить лекцию по лекторской ставке. В конце мероприятия спросили Фейглина, согласится ли он выступить еще раз. "Если вы заплатите", - ответил, - "нет проблем. Не то чтобы я так стремился за выгодой, но поскольку не шансов, что организация исправится, то пусть хоть будет какая-то польза в таких мероприятиях".

По словам Фейглина, представители еврейского отдела ШАБАКа продолжают прослушивать его телефонные беседы и даже следят за ним. ШАБАК, говорит он, интересуется также его деятельностью в Ликуде.

На следующий день после конференции позвонила ему журналистка газеты "Коль а-ир" Шимрит Голан и попросила проинтервьюировать его. Фейглин отказался. "Хотя не просили меня сохранять это в тайне", - пояснил он журналистке, - "но я принципиально не даю интервью газете "Коль а-ир" (левая газета - прим.перев.)

В начале следующей недели перевели ему по факсу статью, к которой прилагалась его крупная фотография с надписью "Зо арцейну". Фейглину, было сказано в статье, запрещено реагировать.

Фейглин написал острое письмо редактору газеты и послал копии в программу "Докумедия", Аруц-7, в Ассоцияцию право общества на получение информации, в газеты "Макор ришон","Некуда" и "а-Цофе"."Никто не запрещает мне давать интервью, но я ни в коем случае не дам интервью газете "Коль а-ир", потому что эта газета не даст мне трибуну высказаться, а лишь оклевещет меня, даже если в статье речь будет идти "о влиянии солнечных лучей на муравьев в Тимбукту". По его оценке, тот, кто передал подробности конференции в "Коль а-ир", это именно представители ШАБАКа, а не лекторы. Элиав Шохетман и Хагай Сегаль не бегают интервьюироваться в СМИ, к тому же "Коль а-ир" - не их "домашняя площадка". Возможно", - говорит Фейглин, - "ШАБАК передал это в газету, чтобы создать себе новый, более либеральный имидж".

Излишне спрашивать в чем объяснение такой асимметрии, еврейский отдел ШАБАКа не занимается ультралевыми. Сам вопрос следует из наивности, говорит Фейглин, ведь левые правят в стране. Невозможно ожидать, например, от Талии Сасон, что она даст указание расследовать деятельность ультралевых, убеждения которых близки Аарону Бараку. Ури Авнери - постоянный гость в передаче Шели Ехимович, а Гидеон Леви, открыто присоединившийся к врагам, ведет программу на ТВ. Действия представителей этой верхушки не расследуют.

Не исключено, что деятельность Фейглина в Ликуде вызывает интерес в еврейском отделе ШАБАКа, потому что речь идет о значительном явлении, по их мнению: тот, кто определен как ультра, маргинал, присоединяется к правящей партии, стремясь влиять на ее политику. Когда представители Манhигут йеhудит в Ликуде подталкивают членов Центра Ликуда созвать конференцию партии для обсуждения вопроса палестинского государства, это имеет немаловажное значение. Ведь борьба за кресло премьер-министра идет сейчас не между Ликудом и Аводой, а внутри Ликуда между Шароном и Нетаниягу.

Так или иначе, речь не идет о перевороте в ШАБАКе. Но конференция, без сомнения, свидетельствует о новых веяниях, о попытке разговора с "подопечными" на равных. Любопытно.

Мы обратились в канцелярию премьер-министра - ответственного за ШАБАК - и попросили прокомментировать конференцию, а также почему не занимается еврейский отдел ШАБАКа ультралевыми, которые зачастую открыто нарушают закон, и продолжают ли представители отдела подслушивать телефонные беседы Моше Фейглина и других. Вот полученный нами ответ:

"1. Общая служба безопасности (ШАБАК) уже несколько лет проводит встречи с различными кругами в израильском обществе, цель которых услышать различные мнения.

2. Речь идет о периодических встречах (конференциях) под заглавием "Иудаизм и демократия в государстве Израиль".

3. Служба безопасности видит большую важность в непосредственных контактах и углубленном знакомстве с насколько возможно широким спектром мнений в израильском обществе. Встречи такого рода помогают пониманию ШАБАКом своего назначения и выполнению задач.

4. ШАБАК занимается выявлением и предотвращением деятельности одиночек и групп (независимо от политических убеждений), намеревающихся тайными и насильственными путями подорвать основы государства Израиль.

5. В любом случае, когда выявляется такое намерение, оно предотвращается полицией и/или ШАБАКом, согласно определению предназначения ШАБАКа.

6. Утверждения Моше Фейглина - безосновательны".

Перевод Моше Боруховича