8 Нисана 5765 (17 апреля 2005)
Был случай с одним евреем, который поехал на рынок делать покупки
к празднику Песах. Едет он в автобусе и вдруг покрывается холодным
потом: в его кармане нет кошелька! Кошелек пропал!
Он смотрит вокруг в поисках кошелька, и тут к нему подходит спаситель
–
другой еврей, который поднял кошелек и спрашивает: не твой ли?
Разумеется, хозяин кошелька намерен отблагодарить. Он открывает
кошелек, достает купюру и протягивает ее своему благодетелю. Но тот
отказывается принять вознаграждение: он ведь просто выполнил
заповедь возвращения потери, а заповедь есть заповедь.
И вот тот еврей приехал на рынок, ходит, выбирает товары. Вдруг
он
чувствует в своем кармане руку, которая пытается вынуть кошелек.
"Карманник! – кричит он. – Воровство!" Обернувшись в поисках вора,
он видит того самого честного попутчика, который вернул ему
потерянный кошелек. "Почему ты воруешь по карманам?! – спрашивает
он его. – Я ведь предлагал тебе деньги за находку кошелька!" "Заповедь
заповедью, а работа работой", - отвечает честный вор.
В наше время как нельзя лучше можно наблюдать работу механизма
"Заповедь заповедью, а работа работой". Особенно умиляет, когда этот
механизм поднимают на щит те, кто вроде бы называет себя
"соблюдающими заповеди" и даже "изучающими Тору". Они вроде бы
не видят никакой связи между личным соблюдением целого ряда
заповедей, связанных с жизнью еврея на Земле Израиля, и своей
"работой" – ликвидацией еврейских поселений на Святой Земле, что
является преступлением и против Торы, и против общепринятых
норм поведения – преступлением, которому нет аналога в истории!
Однако эта тема глубже, чем кажется на первый взгляд.
Есть народная легенда о том, что после сражения под Аустерлицем,
в котором победили французы, на церемонии вручения солдатам знаков
отличия, к Наполеону подвели троих солдат, которые не были
французами, но воевали в рядах французской армии. Это были поляк,
немец и еврей. Наполеон предложил каждому из них назвать свое
желание, и оно будет выполнено. Поляк сказал: "Я хочу, чтобы ты
освободил Польшу!" "Запиши – освободить Польшу", - сказал Наполеон
секретарю. Немец сказал: "Я хочу, чтобы ты объединил Германию!"
"Запиши – объединить Германию", - сказал Наполеон секретарю. "А ты
что хочешь?" – обратился он к еврею. "Селедку !"– ответил еврей. "Дать
ему селедку", - приказал Наполеон. Спросили у еврея: "Неужели тебе
не
о чем попросить Наполеона, кроме как о селедке?" Ответил еврей: "Польшу
он не освободит, Германию он не объединит, а селедка у меня в животе".
Именно такая философия в наше время толкает многих представителей
"национально-религиозной" общественности содействовать этому
проклятому злодейству – трансферу евреев. И это в то время, когда
полиция нашла дипломатичный способ снять с себя ответственность за
эту задачу, заявив, что ей необходимо поддерживать порядок на
перекрестках в то время, когда солдаты харедимных подразделений нашли
путь уклониться от участия в злодействе; в то время, когда светские
солдаты десятками тысяч заявляют о своем отказе действовать по указке
инициаторов "плана размежевания" – находятся целые подразделения
поселенцев, которые готовы выселять поселенцев!
Что же ими движет? Один из раввинов, глава "йешиват-heсдер" (йешива,
в которой учеба перемежается со службой в армии), объяснил это так:
потому что иначе государство не сможет реализовать свое собственное
решение!
Ну и что из этого? Ведь существует множество решений правительства,
которые не выполняются, и никого это особенно не беспокоит. Например,
государство приняло решение, что нельзя продавать "хамец" (выпечку
из
заквашенного теста) в Песах, и этот закон, как чудесно выразился
юридический советник правительства, "невозможно требовать к
исполнению". Государство также постановило, что нельзя совершать
торговые операции в Шабат, но все мы знаем, чего стоит это постановление.
Любой еврей, и раввин, и не раввин, в курсе того, что миллионы
дунамов
государственных земель захвачены арабами под незаконные постройки,
и
государство решило эти постройки снести, и что же произошло дальше?
А дальше нам объяснили рьяные приверженцы "власти закона", что это
решение государство выполнить не в состоянии. Не каждый ведь может
понять, что государство сделать "в состоянии", а что "не в состоянии".
Вот, например, почему решение о выселении Гуш-Катифа государство
выполнить "в состоянии"? Может, и не произойдет ничего страшного, если
его не выполнить?
Вот тут-то мы и замечаем шило, торчащее из мешка демагогии. Решение
разрушить Гуш-Катиф и отправить в изгнание его жителей было принято
теми, кто чувствует себя в праве принимать решения. Все же прочие
упомянутые тут решения принадлежали тем, кто не чувствует за собой
такого права.
Другими словами – проблема в духовном рабстве. Именно это причина
того, что часть "вязаных кип" готова принимать участие в изгнании евреев,
тогда как многие светские солдаты, которым дороги их страна и народ,
категорически отказываются от участия в этом злодействе. Последние
выросли в духе свободы, тогда как первых воспитали в духе рабства:
"Решаем в стране не мы, мы только пятое колесо в телеге, которое она
тащит за собой и которое только просит, чтобы ему позволили
поучаствовать в делах страны ".
Почему Моисей, Моше-рабейну, избавитель евреев, должен был вырасти
в полном идолов дворце фараона, в столице сверхдержавы того времени
–
Египта, а не в какой-нибудь мелкой закабаленной провинции? Видимо,
у
граждан сверхдержавы есть некая черта характера, которой нет у жителей
вассальной, зависимой страны – внутренняя свобода, позволяющая
адекватно реагировать на преступления против морали, диктовать
моральный кодекс (неудивительно, что значительную часть национального
лагеря, лагеря противников выселения Гуш-Катифа, составляют выходцы
из бывшего СССР или Соединенных Штатов, сверхдержав нашего времени).
Раб же, напротив, видит происходящее глазами своего господина, он
убежден в невозможности влиять на события, и все его мысли лишь о том,
как бы урвать кусок сиюминутной выгоды ("только дайте мне селедку!").
Вспомним, что многие из евреев вовсе не хотели уходить из Египта. "Ведь
государство решило нас не отпускать! – говорили они. – Если мы уйдем,
то государство не сможет выполнить собственное решение! А как же страх
перед царем? Ведь если бы не царская власть, люди бы живьем друг друга
глотали, посему надобно слушаться!"
Только тот, кто вырос во дворце, и душа его – душа свободного
человека,
может понять, что есть решения, которые нельзя выполнять – например,
такие, как изгнание и разрушение Гуш-Катифа.
Спросили у наших Мудрецов, должен ли еврей, которого захватили
в рабство,
говорить благословение "…за то, что не создал меня рабом"? Ответили
они:
должен, так как рабство – это состояние души.
И вот оказывается, что некоторым обладателям кип (в основном вязаных,
но
не только) нельзя говорить это благословение. Фактически они свободные
люди, но в душе они крепостные.
Так осознаем же в полной мере слова, которые говорят во время
пасхального
Седера: "В этом году рабы, в следующем году – свободные люди!"
Перевод Ш. Бродской
Из рассылки МАНХИГУТ ЙЕГУДИТ - "ЕВРЕЙСКОЕ РУКОВОДСТВО" - Еженедельные новости 17 Ияра 5765 (26 мая 2005)
Страница:
http://russian.manhigut.org/
Телефон: 09-7929046
Факс: 09-7920570