Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
http://www.manhigut.org/russian/articles-r/feiglin69-r.html

Я рассматриваю график – результат социологического исследования*. Справа стоят религиозные (17%). Их принадлежность к еврейству заметна по внешнему облику и соблюдению заповедей. В середине находится большая часть еврейского народа (78%) – нерелигиозные люди, в той или иной степени соблюдающие традиции, половина из них называет себя "масоратим" - "традиционные". Эти люди чувствуют себя евреями, верны своему "еврейству", но смысл этого "еврейства" им самим не всегда яснен до конца, многие просто не берут на себя труд глубоко задумываться над этим вопросом. Эта середина - "средние израильтяне" - все время находится под влиянием маленькой группы, стоящей слева (5%). Эта группа определяет себя как анти-религиозная. Внешне они выглядят точно так же, как "средние израильтяне", но на самом деле их раздляет бездонная пропасть. "Средние израильтяне", как уже говорилось, верны своему "еврейству" - тогда как многие из этих левых 5% хотят его уничтожить. 

Большую часть этих левых 5% составляют ашкеназы. Это и есть правящая израильская левая ашкеназская элита, задающая тон в израильских СМИ. Они называют себя интеллектуалами, они все время апеллируют к научно-техническим достижениям современного мира, они предлагают вам освобождиться от надоедливого "горба" еврейства. "Средний израильтянин" постоянно находится под давлением их антирелигиозной, антинациональной, т.е. в сущности антиеврейской, пропаганды, которой бомбардируют его СМИ. Кроме всего прочего, присоединение к левому лагерю означает изменение статуса: из быдла, плебса ("асафсуф" на иврите) - в расу господ. 

Видимо, с того самого момента, как мы стали народом у Синайской горы, Господь посеял в наших сердцах нечто вроде тенденции к самоуничтожению**. В глубине души каждого еврея вертится идейка - "а не убежать ли мне от всего этого, не перестать ли мне быть евреем?". Клич "поставим себе главу и вернемся в Египет" (Бемидбар: 14,4) слышен в каждом поколении, не только среди людей, вышедших из Египта. Так что антисемитская пропаганда левых находит подсознательный отклик в душах "среднего израильтянина". Они подвергаются этой пропаганде уже многие годы, и несмотря на то, что они верны своему еврейству и намерены сохранять его, каждый из них в той или иной степени постепенно проникается духом антисемитизма. 

Эта модель, конечно, сильно упрощена - есть религиозные сионисты с антисемитизмом по отношению к "харедим", и есть крайне левые, не отрекающиеся от своего еврейства. Но в первом приближении именно такова структура израильского общества, и без этой модели невозможно понять поведение Шарона в последнее время. 

* * * * *

Ощущение, что эти антирелигиозные 5% и составляют "расу господ", что они всегда должны быть правящей элитой, не является исключительно идеей левых. Также и правые впитали в себя эту идею. Для Ликуда это хроническая болезнь. Правый Бегин, оказавшись у власти, первым делом поспешил разделить ее с левыми Эзером Вейцманом и Моше Даяном, чтобы удостоиться легитимации "расы господ". У Нетаниягу в силу политических условий не было возможности это сделать, но все его поведение было беспрецедентным пресмыкательством перед левыми. Так, будучи главой привительства, Нетаниягу, охотно дающий радио- и телеинтервью, категорически отказывался давать интервью газете "Макор ришон" и радио "Аруц-7", чтобы ни в коем случае не быть уличенным в "правом плебействе". Жизнь показала, чем отплатила ему "раса господ". 

Также и Шарон поспешил, хотя в этом и не было никакой необходимости, присоединить к своей коалиции Переса и его "пуделей" из Аводы. Ему было недостаточно той огромной поддержки народа, которую он получил. Чтобы править, ему нужна была легитимация левых. 

На съезде Центрального Комитета своей собственной партии, стоя перед теми, кто привел его к власти, Шарон видел перед собой всего-навсего быдло. Для него источник силы и законности его правления - левые. Глазом не моргнув, он заявил членам ЦК, что ему плевать на решение, которое вот-вот будет принято, и вышел из зала. Зал единодушно проголосовал против палестинского государства, но маневр Шарона оказался успешным. Левые с помощью своих СМИ спешно представили Шарона как героического политика, грудью закрывающего дорогу черни, жаждущей войны. Предательство по отношению к тем, кто на него полагался, отказ от всех обязательств превращается на страницах израильских газет в успех Шарона, народ проглатывают эту наживку, и популярность Шарона растет. 

Так бежит Шарон от своих избирателей под крылышко левых в вопросе о национальных ценностях. Но этим дело не заканчивается. Левые воюют против еврейских ценностей - как против национальных (земли Израиля), так и против религиозных (Торы). Когда Шарон борется с национальными ценностями и заявляет, в противоречии с желанием своих избирателей, что будет продолжать реализовывать программу передачи врагу сердца Эрец-Исраэль, то он моментально получает ожидаемую одобрительную реакцию левых. Но Шарон пытается преуспеть и на втором фронте - бороться и с религиозными ценностями – и получает вновь массовое одобрение. 

Нет никакой связи между увольнением министров от ШАСа и экономическим положением. ШАС был прав в большинстве своих претензий, и опросы общественного мнения показали, что народ эти требования тоже поддерживает. Однако это была золотая возможность для Шарона использовать ненависть к религиозным, которую все время разжигают наши СМИ. Как антисемиты обвиняют евреев в том, что они живут за чужой счет, не воюют и не трудятся, так и наши левые обвиняют во всем этом религиозных***. Шарон перевел общественное внимание с экономических проблем на первобытную ненависть к религиозным. Сбросив "харедим", Шарон сделал то, что до него не осмеливался сделать ни один руководитель от левых; так в его руках оказались все козыри. 

Мало того, что таким образом ему удалось провести в правительстве, казалось бы, провалившуюся программу, он еще и приобрел безграничную популярность при помощи средств массовой информации. Сейчас, вооруженный этой популярностью, он готов к поединку с настоящим противником - Нетаниягу. А Нетаниягу, который понял, что Шарону привалил неожиданный козырь, пытается "исправиться". Он сообщает в интервью германской газете, что он в принципе за создание палестинского государства, и, скорее всего, он тоже выступит против "харедим"... 

* * * * * 

Что же будет? 

Шарон, как и все его предшественники из глав Ликуда, очень быстро обнаружит, что добиваться одобрения левых - это то же самое, что брать деньги у мафии. Он потеряет, а может быть, и уже потерял, не только должность главы правительства и место главы Ликуда, но и свою честь. Шарон кончит еще хуже, чем Бегин. Бегин, по крайней мере, не участвовал в "еврейском антисемитизме". 

Что же касается ШАСа, то, "пострадав за идею", эта партия только выиграла. Эта харедимно-этническая мутация, без которой соглашения Осло были бы невозможны, должна была бы на следующих выборах вернуться к своим четырем мандатам. Большая часть ее избирателей вышла из электората Ликуда. На следующих выборах они могли бы вернуться, Ликуду надо было бы только предложить им альтернативный вариант еврейского самоощущения. Но Шарон нарушил этот процесс, и потенциальные ликудники из ШАСа отвергнут шароновский Ликуд за это унижение. 

---

* "Верования, соблюдение традиций и ценностная ориентация евреев Израиля 2000", опрос, проведенный Центром Гутмана, Израильским институтом демократии для Фонда Ави Хай. 

** О самоненависти и самоуничтожении евреев см. например статьи известного психолога Курта Левина, в частности "Ненависть к самим себе в еврейской среде". 

*** Для справки, из 17 членов кнессета от ШАС - 16 служили в армии. 

28.05.2002

Перевод Хиллеля Бродского.