В связи с планируемым бегством из сектора Газа, иногда возникает вопрос
о том, является ли сектор Газа землёй, заповеданной Всевышним еврейскому
народу? Входит ли он в границы Эрец-Исраэль согласно ТаНаХу? Или это просто
место, связанное с еврейской историей?
Бывает так, что Иудею и Самарию упоминают отдельно от сектора Газа.
Например, Менахем Бегин называл Иудею и Самарию “сердцем Земли Израиля”,
не упоминая при этом Газу. И действительно, в Иудее и Самарии находятся
подавляющее большинство мест, упомянутых в ТаНаХе.
Для определения того, находится ли сектор Газа в пределах запаведанной
Земли Израиля, нам надо определиться с юго-западной и западной границей
Эрец-Исраэль. Посмотрим, что об этом написано в Торе, главе “Масъэй”, 34:5,6:
“И повернёт рубеж от Ацмона к потоку Мицраима, и будут его исходы к морю.
А рубеж западный, -- будет вам Великое море и (его) предел. Это будет вам
западным рубежом”.
Что означает “поток Мицраима” (“поток египетский”)? Посмотрим пояснение,
имеющееся в “Пятикнижии и Гафторот” с классическим комментарием “Сончино”,
составленным д-ром Й. Герцем, главным раввином Британской империи (стр.
1023). Согласно этому пояснению, указанный поток представляет собой вади
Эль-Ариш, которое выходит к Средиземному морю примерно в 32 км к югу от
Газы (сейчас это Египет). Вади Эль-Ариш является границей между Землёй
Израиля и Египтом, т. е., в Эрец-Исраэль входит северная часть Синайского
полуострова до вади Эль-Ариш.
Далее, в Торе сказано, что западным рубежом Земли Израиля будет Великое
море и (его) предел. В вышеупомянутом комментарии “Сончино”, со ссылкой
на С. Х. Айзакса, объясняется: “Если бы хоть одна точка западной границы
проходила не по линии воды, а лежала бы в глубине материка, даже на незначительном
расстоянии от берега, Тора обязательно упомянула бы об этом, указав название,
местоположение и особенности этого участка границы. Поскольку при описании
западной границы мы не встречаем ни одного подобного описания, то следует
считать, что граница нигде не уходит вглубь материка. Наиболее южной точкой
Святой Земли следует считать то место, где поток египетский вливается в
Средиземное море...”
Великое море (“Аям Агадоль” на иврите) – это Средиземное море. Раши
поясняет: “Стих следует понимать так: что до западной границы, -- Великое
море будет вам границей, и также его простор” (“Пятикнижие с толкованием
Раши”, глава “Масъэй”, выпуск второй, Гешер Атшува, Иерусалим, 1990, стр.
17). А как понимать “и (его) предел” (“вэгвуль” на иврите)? Раши объясняет
что острова в море тоже относятся к пределу.
В книге “Брейшит”, 15:18 написано: “В тот день заключил Господь с Аврамом
завет, говоря: “Твоему потомству дал Я эту землю от реки Мицраима до великой
реки, реки Прат”. Река Прат -- это река Евфрат. Что касается реки
Мицраима (реки египетской), то существуют два мнения. Вот что написано
об этом в комментарии в книге “Живая Тора”, составитель и переводчик на
английский язык р. Арье Каплан, перевод на русский язык Гедалии Спинаделя,
изд. Мознаим, 1990 (стр. 51): “Некоторые считают, что это Нил (Таргум Йонатан),
но так думают немногие. Ибн Эзра говорит, что это река Шихор (ср. Йегошуа,
13:3, Ирмеягу, 2:18), которую отождествляют с вади Эль-Ариш на границе
Израиля, в 145 км к востоку от того места, где теперь проходит Суэцкий
канал”. Независимо от того, является ли река Мицраима Нилом или вади Эль-Ариш,
это никак не влияет на то, что сектор Газа расположен внутри Эрец-Исраэль.
В книге Йегошуа, 13:3 написано,что земли пелиштимские, которые были
расположены не только в Газе, но и за её пределами, и, в частности,
в районах современных израильских городов Ашдод и Ашкелон, упоминаются
как земля оставшаяся, которой должен ещё овладеть Израиль (т. е. эта земля
входит в состав Эрец-Исраэль): “Йегошуа же состарился, вошёл в лета (преклонные);
и сказал ему Господь: ты состарился, вошёл в лета (преклонные), а земли
осталось ещё очень много для овладения. Вот земля оставшаяся: все округи
пелиштимские и весь гешурийский. От Шихора , что пред Египтом, и до предела
Экрона к северу, считавшегося кенаанейским; пять князей пелиштимских: азский,
ашдодский, ашкелонский, гатский, экронский и аввийцы...”.
Сошлюсь также на ответы рава Элиягу Эссаса на сайте http://www.evrey.com
о границах Эрец-Исраэль. Адреса этих ответов: http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q276.htm
и http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q285.htm
В первом ответе границы Израиля очерчены в соответствии с тем, как
они описаны в главе Масъэй. Это границы Эрец-Исраэль как Земли Обетованной,
или, другими словами, страны, предназначенной для реализации еврейским
народом законов Торы. Во втором ответе рав Эссас поясняет написанное в
книге Брейшит, 15:18, цитата из которой приведена выше. Это относится уже
ко времени, когда будет построен Третий Храм и “политическая география”
исчезнет. Земля Обетованная превратится в “Страну Всевышего”. Рав Эссас
ссылается также на книгу пророка Иехезкеля. В частности, в главе 47 этой
книги рассмотрены границы “Cтраны Всевышего”, которые будут простираться
от Нила до Евфрата.
Таким образом, на основании Торы, книги Пророков, коментариев и ответов,
приведенных выше, весь сектор Газа входит в состав Эрец-Исраэль. Депортация
еврейских поселений с части Святой Земли и тем более передача её в руки
врагов Израиля категорически запрещены Торой.
В заключение, приведу слова Любавичского Ребе М. М. Шнеерсона, да будет
благословенна память праведника, о запрете отдавать части Святой Земли
в чужие руки (см. Сайт http://www.chassidus.ru):
“Зыбкость и проблематичность положения евреев на Святой земле не может
быть объяснена только политическими и военными причинами. Она – лишь симптом
зыбкости и недостаточности духовной жизни евреев.
Когда твёрдую жизненную позицию – следование Торе и заповедям – подменяют
релятивизмом и вседозволенностью, когда сам фундамент нашего существования
колеблется, -- падают стены безопасности.
Не только любой раввин, но и всякий грамотный еврей знает законы субботы
и читал параграф 329 в разделе “Орах хаим” кодекса “Шульхан арух”, где
установлены нормы поведения в ситуации, в которой находится сейчас народ
Израиля. Там прямо предписано выйти на войну даже в субботу за каждую пядь
земли. Более того, в субботу выходят на войну даже если речь идёт о пустяковых,
на первый взгляд, требованиях неевреев:
“Если неевреи осаждают приграничное поселение сынов Израиля всего лишь
для того, чтобы отнять сено и солому, против них идут войной даже в субботу
из опасения, что они захватят селение, а оттуда вся страна будет лежать
перед ними, удобная для захвата”.
В наше же время требуют не сено и солому, но кровь наших братьев. И
всякое место, на которое претендуют враги, оказывается “приграничным селением”,
ведь земля Израиля так мала, хотя и вмещает многое (потому и названа она
“землёй оленя”, что таково свойство оленьей кожи).
Когда евреи будут исполнять закон Торы, исполнится обещание : “Нет силы,
кроме Торы” – Земля Израиля и её население будут в полной безопасности...”.
Это сказано задолго до нынешнего всплеска арабской террористической
агрессии против Израиля. Сказано абсолютно ясно и верно!