Хоть отруби ему копыта,
Хоть завяжи рога узлом,
Хоть накорми его досыта,
Козел останется козлом.
(Фольклор)
В любой истории важно не когда она закончится, а как. Можно одновременно верить в конец света в этом году и в удачу, которую сулит гороскоп на следующий год. Когда весь мир с замиранием сердца следил за календарем майя, невозмутимей и уверенней всего вели себя индусы. Потому что "майя" в переводе с санскрита означает "иллюзия". В индийской религиозно-философской традиции это особая сила - шакти. Или энергия, которая, с одной стороны, скрывает истинную природу мироздания, а с другой - создает многообразие его проявлений. Майя чем-то напоминает видение. Как постоянно меняющиеся очертания облаков или рябь на воде. И чтобы избавиться от этого самообмана, нередко выступающего в виде разного рода соблазнов, человек должен пройти череду перемен, а то и цепь страданий.
Не потому ли миром правит страх? Страх, который порождает больная совесть. И беззастенчивая ложь, которую выдают за невинную уклончивость. Вот одни и пугают концом света, а другие - началом тьмы. Нам постоянно навязывают чужое мнение, заставляя смотреть на происходящее глазами политиков или репортеров. «Мир никогда уже больше не будет прежним, - зловеще предупреждает новостное агентство "Reuters". - Крым для Москвы стал Голгофой. И теперь Россию ждут нелегкие времена». После чего идет перечень "фактов". Ставлю их в кавычки, поскольку они не только вилами на воде писаны, но и подвергаются сомнению самими "фактоносителями". Пусть и в слегка завуалированной форме.
Это не меняет суть тезисов, которые скорее противоречат, чем дополняют друг друга. Взять, к примеру, утверждение о том, что "российское влияние на международной арене заметно уменьшилось". С чего бы вдруг? Оказывается, потому что, во-первых, "началось стремительное возрождение НАТО", во-вторых, "Европа спешит избавиться от углеводородной зависимости от России", в-третьих, "Вашингтон вновь готов взять на себя роль мирового судьи" и, наконец, в-четвертых, "у Путина нет будущего". Надо бы смеяться, а хочется плакать. Либо нас держат за круглых идиотов, либо мы обречены жить в их окружении. Если секрет успеха в умении принимать желаемое за действительное, то в кармане желаний обязательно появится дырка.
Политические изыски "Reuters" схожи с филологическими, где и "ура-логия" становится наукой побеждать. Прихваты и возвраты были, есть и будут. Вспомним тот же Кипр или Тибет. И захват Британией Фолклендских островов нисколько не отразился на ее внешнеполитическом влиянии. Как и сдача Восточной Европы Сталину нисколько не отразилась на авторитете Рузвельта и Черчилля. Более того, и с возвращением Иудеи и Самарии в израильское лоно давным-давно бы смирились, не устрой Израиль позорный торг с самозванным сбродом. Кто никого не боится, тот и самый страшный. Поэтому Путин сейчас на пике популярности в отличие от пребывающих в растерянности Барака Обамы и его европейских попутчиков.
Немецкий таблоид "Bild" смотрит на вещи гораздо пессимистичней. Зато объективней. На границе с Украиной сосредоточена пятидесятитысячная российская группировка. Если она перейдет в наступление, то ее не остановит ни "стремительно возрождающееся" НАТО, ни "стремящаяся взлететь до заоблачных высот " Америка. Американский представитель в НАТО Дуглас Лут представил свой план, как "напугать" Россию. Первым делом надо успокоить союзников, направив в страны Балтии шесть истребителей "F-15", а в Польшу двенадцать перехватчиков "F-16" и триста военных наблюдателей. При этом самим партнерам было бы неплохо увеличить оборонные расходы хотя бы до двух процентов от ВВП. Что касается Украины, то помощь ей будет носить чисто политический и экономический, но никак не военный характер. Так что, в случае чего защищаться придется самостоятельно.
При всем комизме ситуации Дуглас Лут абсолютно прав: нынешнее НАТО очень напоминает женщину, которая боится мышей. Вместо того, чтобы боятся котов. Нелишне, видимо, напомнить, что и крымскую кампанию Москва начала на следующий же день после того, как Вашингтон пригрозил "серьезными последствиями". По вполне простой, как нетрудно догадаться, причине: Обама для Путина такое же ничтожество, каким для Сталина был Рузвельт. И вовсе не случайно, когда Украина обратилась к США с просьбой о срочной военной помощи, вместо оружия и боеприпасов ей отправили 330 тысяч... сухих пайков. Их можно растянуть на два, от силы три дня, исходя из того, что численность украинских вооруженных сил порядка 130 тысяч человек. Да и то при условии, если они дойдут до армии. Сегодня ими бойко торгуют по девять долларов при реальной цене свыше семидесяти.
Не стоит путать беспринципность с бесхребетностью. Кто-то производит мины, а кто-то их подкладывает. Как показывает опрос, проведенный социологами компании "Media" по заказу телеканала CBS News, 61 процент американцев выступает против вмешательства в российско-украинский кризис. 65 процентов не видят никакого смысла в предоставлении Украине не только военной помощи, но и необходимого ей для обороны вооружения. Причем это мнение как демократов, так и республиканцев вкупе с теми, кто называет себя независимыми. Можно по-разному относиться к этим цифрам, но игнорировать их нельзя. Для Киева это, возможно, не слишком приятная весть. А для Белого дома - дополнительный сдерживающий фактор.
Обычно неудачники видят причину своих бед в судьбе. Мудрые копаются в себе. И только слабые обвиняют других. Но кто виноват в том, что Украина - страна с мощным промышленным и человеческим потенциалом, не говоря уже о своих уникальных черноземах, плетется в шестом десятке по внутреннему валовому продукту, отставая почти на треть от Казахстана и более чем в полтора раза от Израиля? А по ВВП на душу населения вообще опустилась на 111-ю строчку, расположившись между Монголией и Самоа. И проблема вовсе не в Крыме. И даже не в Путине. Проблема в выборе. Вместо того, чтобы строить свое будущее, Украина пытается как можно выгодней продать себя. То Европе, то России. Но никто не торопится брать на иждивение 45 миллионов человек.
«У политики нет сердца, а есть только голова», - если вдуматься, то Наполеон Бонапарт был не так уж далек от истины. Согласно все той же статистике, мы почему-то чаще всего отдаем предпочтение не слишком умным политикам. Видимо, интуитивно чувствуя, что умные долго не задержатся. И обязательно уйдут, как только поймут, что большинство стоящих перед ними задач просто-напросто неразрешимо. Но чтобы умно поступать, одного ума мало. Ценен не тот, кто умеет найти выход из любого положения, а тот, кто этого положения сумееи избежать. Пандора ведь тоже открыла волшебный ларец, руководствуясь сердцем, а не разумом. Хотя и была заранее предупреждена о последствиях.
Детей любят не исходя из того, что сам когда-то был ребенком. Политика всегда многослойна, поскольку зависит от многих факторов. Поэтому что бы нам ни говорили или не подавали в красивой газетной упаковке, - все это не более, чем тщательно перемешанный коктейль, состоящий из правды, небылиц и дезинформации. Типичный пример - ближневосточная миссия Джона Керри. С туманными целями и постоянно меняющимися правилами. Взятыми с потолка сроками. Да еще на фоне полыхающего огнем региона. И полного бессилия Вашингтона. Керри провел в Израиле больше времени, чем все госсекретари вместе взятые за последние двадцать лет. А результат такой, что впору застрелиться. Но в политическом марафоне важен не рузультат, а участие.
Повторение - мать скуки. Версальский договор должен был похоронить Германию. А стал катализатором невиданной доселе кровавой бойни. Прозорливей всех оказался французский маршал Фердинанд Фош, заметивший, что "это не мир, а перемирие сроком на 20 лет". И ведь, как в Библию глядел. Спустя 75 лет второй "Версаль" навязали Израилю. Причем не победители, а побежденные. Ословское соглашение было ничем иным, как "декларацией принципов", в которой о палестинской государственности даже не упоминалось. Но его настолько извратили общими усилиями, что Фош, будь у него такая возможность, наверняка бы сейчас сказал: «Так суметь развести всех... Похоже, предками майя были палестинцы».
Как это ни странно, но воображаемые несчастья пережить гораздо трудней, чем реальные. Перевозбудившийся российской "крымацией" Барак Обама устроил форменную выволочку приглашенному Биньямину Нетаниягу. После чего, уже вполне умиротворенный палестинской "иудеизацией" сыграл в поддавки с Махмудом Аббасом, что дало тому повод заявить во всеуслышание: «Я вернулся из США победителем». Но тут двойной удар нанес адар - месяц, приносящий евреям удачу еще со времен повешенного ими Амана. И разочарованному Керри не оставалось ничего другого, как развести руками: «Можно привести лошадей к источнику, но нельзя заставить их пить».
Иногда лучше отойти в сторону, чтобы дать шанс Б-гу. Тем более, если дела мирские постоянно идут наперекосяк. Тут уж даже флагман израильского либерализма газета "Гаарец" забила болт на науку о неверии в возможное, которую в простолюдьи называют атеизмом, заговорив о все явственней слышимых шагах Мессии. С цитатами из пророка Иезекииля. И с откровенными параллелями между Гогом-Путиным и Магогом-Крымом. Вызвав, естественно, бурю. Но почему-то не в России, а в Израиле. Тем не менее, поборники третьего Храма обещали при любой погоде провести жертвоприношение к празднику Песах. Назло почитателям третьего рейха и сторонникам третьего Рима. Правда, не на Храмовой горе, а в Иерусалимском квартале Кирьят-Моше.
Это, безусловно, вызовет дикий приступ ярости у "правозащитников". И наверняка даст новый повод для принятия очередного "пакета" антиизраильских резолюций. За покушение на суверенитет Иерусалима и попытку незаконного присвоения арабских традиций. За умышленное отравление воздуха и безнаказное издевательство над животными. За ущемление прав почитателей третьего рейха и неуважение к сторонникам третьего Рима. Но даже эта слепая ярость не приведет к концу света. Россия ответит "всесоюзным референдумом". Иран - законом о праве на владение личным атомным оружием. Но дальше всех пошла Саудовская Аравия, официально объявившая атеизм... международным терроризмом. Что остается Израилю? Перенести День дурака с 1 апреля на 24 октября - дату рождения ООН. В связи с ее полной неспособностью исцелить сокрушенное сердце Пандоры.