Всякий раз после концерта Александра Яковлевича Розенбаума я себя спрашиваю
- где предел у этого человека, сможет ли он превзойти себя в очередной
раз? И всегда оказывается - может. Превосходит.
Розенбаум - удивительный поэт, музыкант, певец, артист. Но еще более
удивительный человек. Удивительным образом он пишет песни и исполняет их
так, что у остальных не остается ни на минуту сомнений - "это песня про
меня". Удивительным образом этот врач превращает представителей двуногой
человекообразной особи – в людей.
Его неоднозначно воспринимают. Для одних он - кумир, живой бог, чуть
ли не Машиах. Другие испытывают к нему лютую, животную ненависть. Третьи
искренне пытаются ег опонять - и не понимают. Но равнодушными Розенбаум
не оставляет вокруг себя никого. И даже самые ярые его ненавистники слушают,
поют под гитару у костра и заказвают в ресторанах "Вальс-Бостон" и "Утиную
охоту"...
Он много раз смотрел в лицо Смерти. Он ее побеждал, когда, работая врачом
"Скорой помощи", вытаскивал людей с Того света. Он ее побеждал, когда воевал,
спасал и лечил солдат в Афганистане. Он ее победил, когда Смерть настигла
его 11 лет назад, но не одолела. Он побеждает Смерть всякий раз, когда
его песни вытаскивают людей из петли, дарят людям, находящимся на последней
стадии отчаяния – надежду.
Розенбаум - человек чести. Он пишет и поет о том, что ему нравится,
и плевать ему на все и на всех. В годы коммунистической системы он пел
о казаках и Сэмене. В 1983 году, при Андропове, он пел о репрессированных,
о лагерях, о 37-м годе. Причем каждая песня - шедевр.
А в 1991 году в Москве, в переполненном до отказа киноконцертном зале
"Россия" он обрушился критикой на кумиров демократической интеллигенции
Сахарова и Ельцина. Еще позднее, после развала Советского Союза, он сказал,
что... никакого развала не признает, и что как жил, так и будет жить в
Советском Союзе.
Судьба обыкновенная моя -
Я человек, и им стараюсь быть поныне.
В стране СССР родился я,
А умирать придется, видно, на чужбине.
Адрес мой - Бухара и Калуга,
Адрес мой - Душанбе и Елец.
Но живет за граицей, под Минком, подруга,
И лежит за кордоном, в Одессе, отец.
Позднее он выразил свое отношение к власти в другом своем стихотворении.
Под Курском соловьи поют,
В Москве зады, как прежде, лижут.
Я Родину свою люблю,
А государство ненавижу.
Рублевым платят по рублю,
Зураб Москвою не обижен.
Я Родину свою люблю,
А государство ненавижу.
Немцов курчавит по Кремлю,
Клементьев, друг его, подстрижен.
Ефимыча в упор не вижу,
Поскольку Родину люблю,
А государство ненавижу.
Человека с фамилей Розенбаум любят и слушают русские патриоты и почвенники,
даже ярые антисемиты. Ибо мало кто из этнических русских напишет такие
казачьи песни, какие пишет Розенбаум и исполнит их так, как он. Мало кто
из этнических русских так, как Розенбаум, напишет "Кандальную", "Песнь
отрока", "Жеребенка", "Бабью долю"... Мало кто в России сейчас так как
он, пишет песни о войне, о фронтовиках, об Афгане, о Чечне, о русском флоте...
Многие из евреев ему этого "квасного великодержавного патриотизма".
не говоря уже о казачьих песнях, простить не могут до сих пор. У некоторых
волосы дыбом становятся, кожа зеленеет: "Да он же антисемит!!!". Причем
позволяют себе орать такое про Розенбаума те, кто никогда в жизни не напишет
вещи, подобные "Бабьему яру", "Еврейскому портному", "Скрипачу Моне", "Мотлу",
"Иерушалайму"... А Розенбаум, народный артист России, кавалер титулов и
регалий, приезжает во всеми преданный, избиваемый и уничтожаемый Израиль
- и поет со сцены:
Только одна цель - Эрец-Исраэль,
Только один гимн - Иерусалим!
Очень многие тщетно пытаются искать объяснения этому феномену Александра
Яковлевича. А он очень простой. Розенбаум - евразиец. Певец евразийской
судьбы. Певец своего "беспризорного невского города", сырого, дождливого
и холодного, но до боли, до изнеможения родного. В каждой его песне, в
каждом его слоге - евразийство - судьба его страны, судьба его цивилизации,
судьба его печального еврейского народа, также неотделимого от судьбы Евразии.
Еврейская Храмовая гора находится в Иерусалиме, а не на Брайтон-Бич.
Именно поэтому так легко и естественно было для Розенбаума признать
себя евразийцем, отвечая на вопрос поклонника в интернете.
Выбросила карты на стол
Жизнь моя веером.
Все – на запад, я – на восток,
В запахи клевера,
В низкий предрассветный туман
В травах нескошенных,
От которых сходят с ума
Рыжие лошади...
Если бы Розенбаума не было, его следовало бы выдумать. Но он - с нами.
Поет нам песни, лечит наши больные души.
Спасибо Вам, Александр Яковлевич. Низкий Вам поклон.