У Александра Непомнящего две работы: одна за зарплату, другая - без. Физик по образованию, он трудится в лаборатории хайтека. И, будучи руководителем группы «Маоф» («полет», «размах»), читает лекции, пишет статьи и водит экскурсии по Израилю, пытаясь пробудить в евреях чувство связи с родной землей.
- Саша, предположим, еврей совершил алию из Харькова. Устроился на работу, купил в Кфар-Сабе квартиру или дом. Разве он меньший патриот, чем господин Непомнящий, ведущий туристскую группу по глухому вади в горах Шомрона?
- Чувство родины нельзя получить впридачу к жилью или автостоянке. Порой оно рождается стихийно. А иногда нужны годы и годы, чтобы его воспитать. Прошлым летом «катюши» обстреливали наш север – страшно. Стоит эвакуировать больных, детей и стариков - согласен. Но когда тысячи молодых и крепких бросают жилье и устремляются за границу - «переждать» или на «постоянку», - значит, им не очень больно, если в их дом войдет враг.
- У Любавичского Ребе в свое время спросили, нужно ли участвовать в демонстрациях против отдачи «территорий». Он ответил: «Когда больно - кричат!»
- Я много участвовал в таких демонстрациях, особенно, когда угроза нависла над Гуш - Катиф. Мы проезжали города юга - Ашдод, Сдерот и другие. Кто-то из прохожих махал нам рукой. Не могу сказать, что много людей оттуда потянулись вслед. Когда у человека атрофировано чувство родины, он может прожить в одном месте 20 или 70 лет, родить несколько поколений, и все же не считать эту землю до конца своей.
- С чего для вас начинается родина?
- С того, что мы сажаем человека в автобус и везем его из облепленных рекламой прибрежных городов - на первозданные просторы Еуды и Шомрона. Там, в отрыве от привычной среды, человеку легче «положить себе на сердце», что Всевышний отдал эту землю евреям на вечные времена. Много раз проверено: израильтянин легче слышит голос Торы, оказавшись на другом конце земли. Мы пользуемся этим патентом в аптекарских дозах - умыкнув еврея на экскурсию…
- В Кордильерах тоже красиво.
- Там индейцы ездят на ламах. А мы везем израильтян к евреям, живущим на форпостах, которые Ольмерт и К° все время грозятся снести. Видим молодые семьи в караванах, хотя многим из них вполне по средствам купить виллу в Крайот. Видим людей с чистыми лицами, с ясными глазами, от которых исходит какое-то завораживающее обаяние святости. Меня лично такие встречи наделяют огромным запасом сил. Экскурсантов, надеюсь, тоже.
- Кто записывается на экскурсию?
- Интеллигентные, русскоязычные. Есть две больших группы: «сорок плюс» обычно ездят в наших автобусах. А «после армии – 35» предпочитают, прихватив друзей, путешествовать на своих машинах. Обычно выстраивается кавалькада в 20 - 30 автомобилей.
- Саша, но ведь Ольмерт будет только рад отправить всех патриотов Эрец Исраэль в дальний турпоход, подальше от больших городов и магистралей!
- Наверное. И все же здесь есть много плюсов. Во-первых, поселенцы чувствуют нашу поддержку. Во-вторых, солдаты понимают, что охраняют эти места не зря. В-третьих, арабы чуют, что эта земля нам родная, что мы ее не уступим. А в четвертых, большинство их тех, кто побывал на экскурсии, тоже начинает думать так…
- Саша, для бывших советских «вперед, за родину!» - это аксиома. Почему в Израиле воспитание патриотизма осуществляется с черного хода?
- Основатели государства сделали один неверный шаг. Они стали уговаривать народы мира «по-хорошему» отдать нам эту землю, решив, что это надежней, чем заповедь Б-га владеть ею. И результат - в Эрец живет шестое поколение евреев, а уговоры все продолжаются. Америка согласна, Россия - нет. Россия согласилась, Сирия - против. Дипломаты, сменяясь, выходят на пенсию, а молодежь приходит во взрослую жизнь с ощущением, что это наша родина «как будто», что какие-то ее части придется отдать... Здешние дети впитали с материнским молоком, что победа на войне не приносит результатов, что переговоры ни к чему не приводят. Отсюда рождается равнодушие. Средний израильтянин не верит политикам, и не верит, что можно обойтись без них. Взять судьбу страны в свои руки? Нету денег, времени, душевных сил... Он знает только «малую родину» - дом, автостоянку, дорогу на работу. Для политиков такой тип очень удобен. Его жилье, как кубик, можно перенести из Сдерот куда-нибудь в Негев, и он не будет биться за родной дом, потому что «супер» в новом месте тоже открывают ровно в восемь...
- И таких людей вы пытаетесь разбудить, вывозя их на экскурсии?
- Да. Раньше среди наших маршрутов был также Гуш-Катиф... Теперь существует сайт «Гуш-Катиф», где люди, которым дорога судьба своей страны, могут общаться друг с другом. Есть две категории людей, которых вирус здешнего равнодушия поразил в меньшей мере. Это религиозные и русскоязычные. Первые знают, что приказы Б-га Ольмерт отменить не сможет. Вторым настолько опротивела ложь «совка», что сказки здешних политиков вызывают у «русских» желание вывернуть их рецепты наизнанку. И вот мы садимся в автобус, или формируем караван легковушек, и уезжаем в заповедные места. Сейчас начался сезон посадки деревьев. Рядом с форпостом «Байт-адом» поселенцы отвели нам «свой» склон, где недавно за один присест были посажены 600 саженцев. Скоро мы собираемся эту акцию повторить.
- Несмотря на зимнюю погоду?
- Не раз проверено, что когда мы затеваем серьезное дело, нам дают особое обеспечение Свыше. В прошлый раз, в «Байт-адом», мы собрали ведра и мотыги в 12:20 и расселись по машинам. А в 12:25 ударил ливень.
- Саша, экскурсиями от выселений не отобьешься.
- Конечно. Но это необходимое начало. Во время поездок мы пытаемся разбудить в людях желание быть перпендикулярными, не тащиться, куда тебя волокут. Недавно несколько американских евреев решили спонсировать экскурсионный проект «Эрец неэдерет», «Земля великолепная». Теперь наша экскурсия стоит в три раза меньше обычной цены. Нам нужны координаторы, которые будет собирать в своем городе туристские группы. Так можно еще больше сплотить людей, для которых родина – это Родина…
Необходимое начало