Недавно дали гос. премию Израиля одному художнику, широко известному не своим творчеством, а своими глубоко левыми политическими взглядами. И дали почему-то за искуство, а не за взгляды, а жаль... Именно взгляды его по сути и по объему соответствуют премие, а не талант и творчество.
О его творчестве и говорить нечего - все "новации" и достижения автора уже созданы кем-то другим лет 80 назад.
Как, вообще, "делается" современное искуство? Как человек становится известным?
-Можем научить.
Вот возьмем такую работу:
Как вы думаете, что тут изображено?
-Гиена в зоопарке.
Неправильно!
Это работа Игаля Тумаркина на интернет - выставке плаката "35 лет оккупации" http://www.harelart.com/35.htm. (имеется в виду, естественно, что это мы все тут оккупировали)
Кому интересна ваша гиена? Только зоологам.
А при политико-метафорическом подходе автора, его друзья будут видеть кошмарного израильского агрессора, из пасти которого стекает кровь арабских младенцев, съеденных живьем.
Или его знаменитая работа, свинья с тфилином (к сожалению, не нашли "репродукции"). Какая концепция была заложена в эту работу? Оскорбить чье-то национальное достоинство? Чьи-то религиозные чувства? А нам кажется - это точный расчет на бесплатную рекламу. Расчет оказался верным, потому что автору не важно, что о нем пишут, главное, чтобы правильно писали фамилию.
А все почему? Потому что современное искусство - "концептуальное" и концепция проста: политические взгляды хорошо оплачиваются. Говоря простыми словами, за проституцию хорошо платят. В советские времена писали "портреты членов политбюро сухой кистью" или лепили "Ленина в кепке".
Этой концепции успешно придерживаются и И. Тумаркин, и Д.Гросман, и А.-Б.Йешуа и многие другие. И зарабатывают хорошо, и "властители душ", не чета нам, еще помнящим, что о творчестве написал лауреат другой, не раз скомпроментировавшей себя, премии:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Борис ПАСТЕРНАК