Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
(О чем не написал р. М.-М. Гитик)

Часть 1


 Хевра Ломедет





В первой части мы привели описание состояния еврейского мира накануне Второй мировой войны по книге р. Менахема – Михаэля Гитика "Где же был Б-г во время Катастрофы" (Иерусалим, Изд-во "Дварим", 2004). Состояние без Торы и Традиции. Попытку полного слияния с окружающими народами. И назвали, вслед за автором, это состояние последней каплей, определившей неизбежность Катастрофы европейского еврейства.
 Но от Торы, от ее непрерывного и глубокого изучения, от соблюдения заповедей евреи начали отходить гораздо раньше Первой мировой войны.
Р. М.-М. Гитик пишет: "Около полутораста лет тому назад в еврейских семьях черты оседлости родились умненькие, любопытненькие мальчики и девочки. И хотя их родители еще выглядели вполне религиозными евреями, многие из них, к сожалению, уже мало что знали о Торе". (с. 172). Уточним, что они мало знали именно о Торе. А о Талмуде и "Шульхан арух" не знали вовсе, только слышали названия книг. "Трагедия заключалась в том, что эти простые и самоотверженные евреи, соблюдавшие все, что можно было соблюдать [в условиях полной религиозной неграмотности] и любившие Тору всей душой, мало что в ней понимали. А любовь, в отличие от знаний, как и любое другое чувство, передаче не подлежит." (там же). В трактате Мишны "Пиркей Авот" ("Поучения отцов") в мишне 12 части 2 записано: " Рабби Йосе говорил: "… Подготавливай себя к изучению Торы, ведь она не перейдет к тебе по наследству…"." Появился новый тип еврея – "при всей внешней ортодоксальности, он уже был глубоко неверующим человеком."  (с. 172). "Представляете, люди, любившие Тору, жившие по ней, ничего вразумительного не могли рассказать о ней своему очень умному и потому весьма требовательному ребенку. Эти умненькие, любопытненькие мальчики и девочки, родившиеся в еврейских семьях и не получившие ответы на свои вопросы, отправились удовлетворять свое любопытство к ученым и разного рода носителям новых идеалов. А дальше они, естественно, вприпрыжку кинулись в коммунизм, нигилизм, либерализм и всевозможные иные "измы", поскольку их родители, при всей внешней и даже внутренней любви к Торе, знаний уже не имели." (с. 173).
Р. М.-М. Гитик относит это прерывание массовой передачи Традиции, знания Торы к причинам, приведшим к плачевному состоянию еврейского общества, к распаду ткани иудаизма в сердцах и душах большинства евреев накануне Первой мировой войны, что привело к расцвету светской еврейской жизни накануне Второй мировой войны, к причинам дальнейшего наступления Катастрофы. Мы попробуем рассмотреть причинно-следственные связи Катастрофы несколько шире и через этот анализ выйти на оценку сегодняшнего состояния нашего народа. Для этого мы временно уйдем от собственно рассмотрения причин, в конечном итоге приведших к Катастрофе, в их взаимосвязи и зададим несколько неожиданный вопрос: "Как относится Тв-рец (Тора, мудрецы) к состоянию, когда целый слой народа, слой, наиболее сведующий в Торе, идеалом для всего народа считает исключительно учение Торы без занятости общественно – полезным трудом? Как он относится к состоянию народа, которое сегодня называют "Хевра ломедет" ("Изучающее (Тору) общество")?" Ответим еще до приведения аргументов: "Очень плохо относится!". Расшифруем.
А) Тора.
1. Праотцы.
Сначала посмотрим как описываются те, кто стоял в основании еврейского народа – наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. Нет сомнения, что первые двое работали. Работали на общепринятых сегодня производительных работах. Авраам был пастухом. Мы совсем не хотим утверждать, что он лично бегал за овцами. Будучи богатым человеком, он имел достаточный штат рабов и, возможно, наемных работников для непосредственного ухода за стадами. Но общая организация животноводческого "бизнеса", "предприятия" лежала на нем. Да и когда после обрезания к нему пришли гости (недельная глава "Вайера", третий день после обрезания, ангелы в обличьи бедуинов), он лично давал распоряжения Саре о замешивании теста (и именно он определял количество и сорт затрачиваемой муки), он лично выбирал теленка и бегал за ним (и только поймав его, передал "отроку" на приготовление), лично подавал гостям еду. Нельзя не отметить, что Авраам рыл колодцы. Понятно, что, с одной стороны, в пустынной стране Канаан выходов подземных вод на поверхность земли было мало. Также понятно, что техника рытья колодцев не позволяла осуществлять вертикальную проходку глубоких стволов в скальных породах. Значит, нужны были обширные гидрологические знания, позволявшие определять места приближения к поверхности земли водоносных горизонтов. Эти знания и сегодня редки. А места колодцев определял Авраам (позднее – Ицхак). Только это могло быть работой "на полную ставку", хоть лопатой Авраам, скорее всего, не махал. Ицхак, кроме скотоводства и рытья колодцев, еще и сеял (занимался землепашеством) и при этом добивался уникальных (даже по сегодняшней оценке) урожаев. Агрономические знания тоже сами по себе не возникают в голове – нужно учить специальность. При этом нет сомнения, что Тору они учили, соблюдали на уровне, которому нам впору завидовать, и наличие Тв-рца ими сомнению не подвергалось – ведь Он с ними беседовал в явной форме.
Но даже среди этих гигантов выделяется фигура Яакова, фигура идеальная для нашего мировоззрения. Сначала он сидел в шатрах. Мудрецы дают два непротиворечивых, способных существовать одновременно объяснения утверждению "сидел в шатрах" – был пастухом и в то же самое время учил Тору. Затем, когда обстоятельства вынудили его уйти из дома в нееврейское окружение и там жить, работать, строить семью, рожать и воспитывать детей, он идет на несколько лет учиться в йешиву. И затем бесстрашно выходит в широкий мир, в гойский мир, в грязный и лживый мир (ярким представителем которого является Лаван) живет там, выполняет все человеческие функции и при этом ни на йоту не теряет Тору, соблюдение заповедей (которые невозможно соблюдать без непрерывного изучения что и как соблюдать), веру в Хозяина мира. Его дети – пастухи. Именно к стадам он отправляет Иосифа, именно пастухами (или ответственными руководителями групп пастухов) работают его дети, придя в Египет (все дети, кроме колена Леви, которое целиком и профессионально учит и преподает Тору, работая на должностях "профессорско-преподавательского состава" на полную ставку и  представляя собой научные и педагогические кадры еврейского народа, и кроме лично Иосифа, занятого руководящей и организационной работой на должности премьер-министра Египта).
Нарушая хронологическуцю последоватекльность, в продолжение линии Яакова нельзя не вспомнить величайшего из великих мудрецов Торы в поколениях "ахроним" рабби Моше бен Маймона (РАМБАМа, Маймонида), одлного из первых кодификаторов еврейского Закона (14-томный труд "Мишне Тора", он же – "Яд  хазака"). РАМБАМ работал (без кавычек) личным врачом египетского визиря в Каире и лечил, кроме самого визиря, его гарема и детей, также и высокопоставленных египетских министров. В современных терминах, он был главврачом "кремлевской" больницы в Каире и одновременно руководлил 4-ым Главным управлением минздрава Египта. После работы на оченнь полную ставку, он еще дома до ночи принимал страждущих. И лишь затем – Тора, но на уровне, который ставит его в первую шеренгу мудрецов всех поколений. Для меня лично именно Яаков и РАМБАМ – путеводные звезды этого мира.
2. Разведчики и поколение пустыни.
Одно из объяснений провала разведчиков в их функции и перевода целого поколения на постоянную жизнь до смерти в пустыне следующее. Разведчики, будучи руководителями народа из глав колен и мудрецами в Торе, хотели, чтобы народ продолжал идеальную, с  точки зрения 10 из 12 разведчиков жизнь "Хевры ломедет". В пустыне нет материальных забот – "нога не пухла и одежда не ветшала", пропитание (ман) регулярно падало с неба, вода была из бегающего за станом евреев колодца Мирьям или прямо из скалы – учи и не отвлекайся. Разведчики боялись, что войдя в Страну, народ, будучи вынужденным заниматься "светскими" работами по обеспечению жизни народа (пахать, лечить, строить, воевать, воспитывать, судить, работать чиновниками и рабочими и проч.), не сможет полноценно изучать Тору. И они сказали о Стране, то, что сказали. Тв-рец дал однозначную оценку идеалу "Хевры ломедет" – разведчиков публично казнил, а остальных послал умирать в пустыню и воспитывать то идеальное поколение, которое войдет в Страну, не испугается войны, не побоится производительного труда и приобретения "нормальных" специальностей и при этом не оставит Тору. То есть, Он в Своей Торе привел Свое однозначное мнение об устройстве идеального общества и об идеальном пути людей Его народа.  И это Его мнение – отнюдь не в пользу "хевры ломедет".
Б) Мишна. Приведем несколько цитат из трактата Мишны "Пиркей Авот" ("Поучения отцов").
Часть 1, Мишна 10 (далее: 1:10): "Шемая говорил: "Люби труд, возненавидь высокое положение и не становись известен властям."
1:17: "Шимон, сын его (раббана Гамлиэля-старшего), говорил: "… Не учение главное, а дело…".
2:2: "Раббан Гамлиэль, сын рабби Йегуды – наси, говорит: "Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом – ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом, - сходит на нет и влечет за собой грех."
2:14: "Рабби Элеазар говорил: "…Знай, что возразить неверующему…". Рамбам толкует: кроме Торы ты должен знать и светские науки, чтобы суметь ответить неверующему – по комментарию рава Кеати.
3:17: "Рабби Элеазар, сын Азарии, говорил: "…Эйн кемах – эйн Тора…" (нет муки (для хлеба) – не будет и (изучения) Торы).
6:4: "Больше делай, чем учись".
4:11: "Рабби Йоханан, сапожник, говорил". Мы не будем приводить его слова – нам важнее знать, чем таннай (мудрец Мишны – высота мудрости, нами просто не понимаемая) занимался для заработка, для пропитания, для содержания семьи. А великой мудростью на высочайшем уровне он занимался после работы. Также известно про амораев (мудрецов Талмуда) – один из них собирал хворост на продажу, другой изготавливал швейные иголки, третий плавал матросом, четвертый варил пиво на продажу. И Тору они знали и учили, как нам и не снилось. Хотя среди них, конечно, было немало (даже большинство) преподавателей йешив. А основная масса народа, не мудрецы, всю жизнь тяжело работая, только вечером и по субботам приходила в дом учения. Хорошо, если хотя бы в молодости был период учения целыми днями.
В) Талмуд.
1. Трактат "Брахот" (лист каф-хей, страница бэт), где приводится спор рабби Ишмаэля и рабби Шимон бен Йохая. Рабби Ишмаэль говорит, что не следует слова : "не покинет эта книга Торы твои уста" понимать буквально. Надо понимать, что это следует сочетать с практической деятельностью в мире (сеять, жать и т.д.). В противовес ему рабби Шимон бен Йохай говорит, что следует заниматься Торой и - ничем больше. В резюме Гемары к этому трактату говорится, что многие действовали по рецепту рабби Ишмаэля и - получалось у них, а другие пытались действовать по рецепту рабби Шимона бен Йохая, и - не вышло у них. (цитируется по третьей лекции д-ра Зева Дашевского о книге Йеошуа http://www.machanaim.org/tanach/_da_ieh/ieh-3.htm).
2. Трактат "Хулин" (лист цади – бэт, страница алеф).
Гемара разбирает стих: "Виноградную лозу из Египта перенес." (Псалмы, 80). Сказал рабби Шимон бен Лакиш: "Эта нация (евреи) уподоблена виноградной лозе: ветви ее – это баалей батим (балабосим, хозева мелких, как правило, семейных бизнесов – аналог сегодняшних работающих – как в бизнесе, так и в качестве наемных работников), гроздья ее – это мудрецы, листья ее – это прпостолюдины, усики (которыми лоза цепляется за опору) – пустые люди, поэтому должны гроздья (мудрецы) молиться о листьях (о простом народе), так как если бы не листья, гроздья тоже бы не существовали." Раши (рабби Шломо Ицхаки): "Потому что, как ветка производит другие мелкие ветки, листья и плоды (причем, плоды, гроздья – главная часть виноградной лозы, цель ее существования), так и баалей батим, творящие милость и поддерживающие бедных, платят деньги государству за своих братьев-евреев и те существуют благодаря им." (выражаю благодарность за нахождение этиого места в трактате "Хулин" и его перевод р. Александру Линову).
Аналогичные цитаты о необходимости производительного труда как источника средств существования и необходимости непрерывно совершенствоваться в избранной специальности приводятся во многих местах Талмуда (Брахот хет : алеф и многие другие места).
Несомненно, можно привести не меньше цитат из Мишны и Талмуда, ставящих изучение Торы на первое место по важности среди дел жизни и обещающих обеспечение средствами к существованию тем,  кто целиком, без остатка посвещает себя Торе, например, "Пиркей Авот" 3:5: "Со всякого, кто берет на себя бремя Торы, снимают бремя власти и труда".
Итак, мы видим, что по мнению Торы и очень многих мудрецов предыдущих поколений, работа для заработка и пропитания для еврея, идущего путем Торы, является важнейшей частью его дел в этом мире, является самостоятельной ценностью, приближающей еврея к Тв-рцу и деятельностью, формирующей, возвышающей его душу. Поэтому к идеальному состоянию общества мы относим состояние поколения захвата Эрец Исраэль – воюем, сеем, пасем, строим, лечим. И учим, соблюдаем, передаем Традицию. А в качестве идеальной личности мы принимаем нашего праотца Яакова (дела отцов – пример для детей) – сначала учим, а затем не боимся выйти даже в нееврейское окружение, строим семью, работаем, растим детей. И продолжаем учить, соблюдать, передаем детям.
Заметим также, что идеальным состоянием еврейского народа Тора и мудрецы считают то положение, при котором наш "народ отдельно живет". Но это требует наличия людей всех специальностей внутри народа – врачи, инженеры, учителя, судьи, чиновники, инсталяторы, уборщики и проч. И ни с кого не снимается обязанность учить и соблюдать Тору. А значит массовое изучение "светских" специальностей, включая самые сложные, подразумевается как неотделимая часть жизни народа. Состояние "мы все только учим Тору, а гои нас обслуживают" описано только для времен Машиаха, но до них еще нужно дожить.
 

Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль», 23 февраля 2006 года.