Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Нравится вам это или нет, но нас, евреев, все еще просто слишком мало, чтобы позволить различиям между нами перевесить наше общее наследие. Если вы можете жить дверь в дверь с христианами, не разделяющими ваши религиозные убеждения, что за проблема иметь в соседях человека, соблюдающего шаббат?
«Еврей против еврея» по-прежнему в ходу.

Правда может причинять боль. Особенно тем, кто стремится  считать себя непредубежденными и уважающими чувства других. Но даже хотя было бы проще, возможно, продолжать притворяться, что этого не существует, пора вновь взглянуть правде в лицо – правде о той части американского еврейства, которую никак не назовешь несущественной: более чем немногие из нас являются людьми сугубо религиозными.
Как может народ, два тысячелетия страдавший от предубеждений остальных и переживший Холокост, случившийся на памяти еще ныне живущих, испытывать такие чувства?
Вот ответ на этот вопрос: если говорить о мнении евреев о других евреях, кажется, что такие чувства всегда бурлят прямо под самой поверхностью.
Этот феномен представлен на всеобщее обозрение в ноябрьском номере журнала «Филадельфия» в статье Филиппа Вайса, со вкусом названной «Ой-вей, наш район приказал долго жить»
Подразумеваемые в заголовке районы – это Нижний Мерион и Бала Цинвид, когда-то сердце зажиточных пригородов Филадельфии, в которых традиционно проживали т.н. WASP (White Anglo-Saxon Protestants - белые англосаксы-протестанты - Прим. ред.). И хотя множество материально благополучных и социально-активных евреев прочно обосновалось в этих местах уже на протяжении нескольких поколений, проблема - по крайней мере, по мнению некоторых людей, цитируемых Вайсом - состоит в усилившемся в последние два десятилетия наплыве в эти районы ортодоксальных евреев.
Событием, предопределившим рост ортодоксальной общины в этих районах, было создание эрува (эрув - способ переноса вещей в субботу без нарушения религиозных запретов, иврит – Прим. ред.), что позволило евреям переносить предметы или катить детские коляски вне их домов во время субботы и праздников. Вместе с прочими требованиями, необходимыми для жизни с соблюдением еврейской традиции – такими, как легко доступная кошерная еда, школы и синагоги – эрув является индикатором среды обитания, дружественной для ортодоксов.
Итак, в чем же проблема? По Вайсу светские евреи «выведены из себя фундаментализмом и узостью мышления ортодоксов». Хуже того, Вайс утверждает, что эти секулярные и предположительно политически либеральные евреи обеспокоены тем, что ортодоксы «понижают уровень просвещенного общества, принося с собой культуру узколобого фундаментализма».
 

«ОБЪЕВРЕИВАНИЕ» ЛИБЕРАЛЬНОГО ПРИГОРОДА

Одна из причин такого мнения напрямую зависит от тенденции ортодоксальной общины к большему политическому консерватизму. Другая, как он указывает, это природа ортодоксальной религиозной веры, которая приводит к тому, что Вайс называет степенью «евангелизма» по отношению к соблюдению субботы и зажиганию свечей вечером в пятницу.
Это «объевреивание Нижнего Мэриона», как выражается Вайс, заставляет секулярных евреев нервно ежиться. Еще худшим, пишет он, является тот факт, что ортодоксы имеют свои представления об отношениях полов, гомосексуализме и сексуальной морали, которые идут вразрез с мнениями тех, кто принимает современную популярную культуру.
Вайс говорит, что он не нашел ни одного желающего открыто выразить подобные чувства, так что он был вынужден просто цитировать разных людей анонимно, как, например, подругу его матери. Это его главный журналистский прокол, и в нормальной ситуации это могло бы свидетельствовать либо о голословности утверждения, которое Вайс пытается проиллюстрировать, либо о его недобросовестности.
Но, несмотря на отсутствие надежных источников, я готов принять его тезис о том, что такая враждебность существует в реальности. Достаточно прочесть результаты исследований профессора журналистики из университета Коламбия Сэмюэля Г. Фридмана на тему «Евреи против евреев» от 2000-го года, где он изучает разнообразные внутриобщинные конфликты между евреями в Соединенных Штатах, чтобы увидеть, что подобные отношения - не редкость.
Все происходит по общему шаблону. В случае Нижнего Мэриона, как говорит Вайс, вновь прибывшие ортодоксы «изменили характер либерального пригорода».
Он описывает, как евреи, не соблюдающие традиции, сидят в субботу в некошерных «еврейских» ресторанах и видят толпы религиозных, проходящих мимо них по пути в синагогу. Подтекст тут таков, что идущие в синагогу каким-то образом создают угрозу обедающим.
Похоже, что присутствие ортодоксов - это не та форма разнообразия, которую будет приветствовать обычно либеральное общество. Почему? Потому что идущие в синагогу, в некотором смысле, бросают вызов светским, заставляя их чувствовать, что их образу жизни угрожает распространяющийся вокруг иудаизм.
Представление об образованных, утонченных и даже богатых евреях, принимающих ортодоксальный стиль жизни со всеми вытекающими из этого последствиями, явственно мешает тем, кто считал ассимиляцию главной целью американского еврейства.
Безусловно, подруга матери Вайса – это очень подходящий символ поколения, для которого страстный ортодоксальный иудаизм столь пугающ, в особенности потому, что он выставляет в далеко не лестном свете распад еврейской национальной принадлежности ее собственной семьи (ни один из ее внуков уже не еврей).
Среди светских евреев, которые пришли к негативному взгляду на все религии, предубеждения против ортодоксального иудаизма часто не менее глубоки, чем отношение к христианам-евангелистам, преобладающее среди многих евреев. Как и в этом случае, это не связано с тем, что это просто различные веры. Дело заключается в том, что многие из нас несправедливо считают евреев-ортодоксов отсталыми и, как следствие, их существование неоправданным.
Каково же лекарство от этой уродливой и вызывающей тревогу тенденции?
Очевидный ответ для тех, кто чувствует угрозу со стороны ортодоксов, - стараться разговаривать с ними, а не просто хвататься за любой нелестный анекдот для оправдания отрицательных стереотипов. Если бы они так поступили, то нашли бы, что, несмотря на различия, они все еще имеют со своими собратьями евреями больше общего, нежели они думают.
Неортодоксальных евреев также возмущает точка зрения, что консервативный, реформистский и реконструкционистский иудаизм – это нечто естественным образом «неаутентичное» в сравнении с ортодоксальным. Многие ортодоксы часто бывают рады усилить это мнение. Но вы не обязаны принять эту идею – и я не обязан – для того, чтобы понять, что рост количества ортодоксов и еврейской инфраструктуры в тех местах, где ее прежде недоставало, - это положительное явление. Безусловно, стремление к более последовательному соблюдению традиции, ивритской и ритуальной, есть часть общей картины всех наших религиозных движений в настоящие дни.
 

НАСТОЯЩИЙ ВРАГ?

Но, что важнее всего, сейчас самое подходящее время представителям всех слоев еврейства, от светских до ортодоксов, напомнить себе, что их братья евреи – не враги.
Мы живем в такое время, когда антисемитизм распространяется из мусульманского мира в Европу, где к евреям и Израилю относятся с все возрастающей враждебностью. Так же как нацистов, исламских фундаменталистов не больно-то волнует, ходите ли вы по субботам в синагогу. Они хотят убить нас всех. Сконцентрируйтесь на этом, и ваши переживания о том, какое мнение имеют ваши ортодоксальные соседи по поводу некошерной курицы в вашей тележке в супермаркете (как выражается Вайс), будут восприниматься в надлежащей перспективе.
Нравится вам это или нет, но нас, евреев, все еще просто слишком мало, чтобы позволить различиям между нами перевесить наше общее наследие. Если вы можете жить дверь в дверь с христианами, не разделяющими ваши религиозные убеждения, что за проблема иметь в соседях человека, соблюдающего шаббат?
Необходимо рассмотреть и разрешить эти маленькие грязные секреты еврейской жизни с позиций увеличения общественной солидарности. Если нам предписана традиция «приветствовать чужестранца», то уж приветствовать своих братьев евреев – даже если их верования отличаются от ваших собственных – не должно выглядеть каким-то чрезмерным требованием.
 

© 2005, Jonathan Tobin
Оригинал на английском опубликован на сайте Jewish World Review 13 ноября 2006 г.

Перевод с английского Милы Натанзон, МАОФ
Ноябрь 2006 г.

Статья на английском