-
Информация о материале
-
Автор: Томас Л. Фридман
-
Категория: За рубежом
Мы уже не первый раз публикуем материалы колонки Томаса Фридмана,
что иногда даже вызывает возражения наших читателей. Мы полностью отдаем
себе отчет в том, что его точка зрения на арабско-израильский конфликт,
отражая общую позицию либеральных кругов США и, в какой-то мере, Западной
Европы, не совпадает – и даже во многом - с позицией редакции сайта.
Но нам тем более представляется поучительным то, как он, вполне логично
используя создавшуюся ситуацию, оценивает Ясира Арафата и его роль в этом
конфликте. Ред. сайта
Опубликовано в газете «Нью Йорк Таймс» 7 ноября 2004 г.
То, что перспектива смерти Ясира Арафата, по-видимому, породит больше
надежд и возможностей, чем реальность его жизни, является печальной, но
вполне соответствующей этой реальности кодой его карьеры.
Его коррумпированный, замкнутый на его собственные интересы режим привел
к ситуации, когда чаяния палестинцев оказались запертыми вместе с ним в
его «домашней тюрьме» в Рамалле, вне пределов досягаемости для созидательной
дипломатии. Только человеческая биология была способна выпустить их на
свободу – и так оно и выходит.
В начале 1990-х я общался с израильтянами, которые, не будучи поклонниками
Арафата, были готовы иметь с ним дело в Осло во имя создания нормальной
жизни как для израильтян, так и для палестинцев. Но в какой-то момент,
когда после провала переговоров в Кемп Дэвиде стало ясно, что с ним невозможно
придти к соглашению, мне захотелось, чтобы он исчез как можно скорее. Он
был плохим человеком, и не только потому, что он ввел в мировую политику
новый, более высокий уровень терроризма, но и потому, что он совершил преступление
против своего собственного народа. И за это история будет судить
его очень строго.
Гугл (Google – широко известная поисковая машина – прим. перев.)
- замечательная штука. Однажды я не поленился потратить довольно
много времени, пытаясь найти с ее помощью материалы, отвечающие поиску
по различным сочетаниям слов «Ясир Арафат и Палестина и образование».
Мне так и не удалось найти хотя бы одно выступление или даже один параграф,
в котором Арафат сказал бы о своем видении того, каким образом палестинцы
должны воспитывать свою молодежь и лелеять ее таланты. Быть может, все
его речи на эту тему не были переведены с арабского. Но вполне возможно,
что они просто не существуют – потому что она, эта тема, никогда не была
для него приоритетной. Он был одержим идеей палестинской «земли», а не
палестинской «жизни». Но если сделать поиск по словам «Ясир Арафат и мученики
и джихад», то Гугл выдавал на гора результат, занимавший много страниц.
После каждого поражения Арафат взбирался на развалины и демонстрировал
всем знак победы – букву «V”, изображаемую указательным и средним пальцем.
В то время как его жена жила в Париже, а его дружки набивали свои карманы
долларами и евро, два поколения палестинцев продолжали нищенствовать и
жить в изгнании, потому что ему всегда не хватало мужества сказать им правду:
«Палестина будет навсегда поделена между евреями и арабами. Мы должны заключить
самое лучшее окончательное соглашение, на какое мы способны, по поводу
Западного Берега, Газы и Восточного Иерусалима - безо всяких разговоров
за сценой о том, что остальное мы получим позже – и после этого построить
самое лучшее общество, на какое мы способны». Если бы он хоть раз произнес
эти слова – на арабском, если бы он воспринял идею ненасильственной
борьбы Ганди, у Арафата были бы к настоящему времени три палестинских государства
– вопреки безответственному строительству израильских поселений.
То, что он не сделал этого, было не ошибкой суждения, а отражением
характера. Он предпочитал умереть в Париже и предоставить двум поколениям
палестинцев умирать в изгнании, чем стать арабским лидером, который официально
и недвусмысленно согласился бы разделить Иерусалим с евреями. Я могу понять,
почему не имеющие своего государства палестинцы превозносят Арафата за
то, что он водрузил их дело на карту мира – но для него это превратилось
в цель, а не в средство, и именно поэтому его историческое влияние окажется
столь же долговечным, как и след, оставляемый путником в пустыне.
Уход Арафата со сцены, в сочетании с падением Саддама Хусейна, представляет
собой реальную возможность для арабского мира – при Саддаме и Арафате иракский
и палестинский национализм был лишен какой бы-то ни было позитивной идеи,
направленной на улучшение положения мужчин и женщин в их обоих обществах.
Они были сфокусированы на негативных идеях сопротивления чужакам и приобретения
оружия вместо компьютеров – потому что именно такие идеи служили интересам
этих единоличных правителей. Этот негативный национализм заставлял их народы
находиться в постоянном напряжении, направлять свою энергию вовне и никогда
не иметь возможности задать вопрос о бюджете на образование, не говоря
уже о демократии. Как говорит арабская пословица, «Ни один голос не должен
звучать громче, чем голос битвы». И не было другого такого голоса, который
громче всех настаивал бы на этом, кроме голосов Арафата и Саддама.
Но если вы имеете дело с обществом, единство которого обеспечивается
добровольно заключенным социальным контрактом, охватывающим его население,
а также соответствующими институциями, вы не испытываете нужды в единоличном
правлении. Вам не нужно мобилизовать все общество во имя идеи сопротивления
чужакам. И вам не требуется подавлять каждую отдельную группу в обществе,
кроме клана, к которому принадлежит единоличный правитель – со всеми
проявлениями насилия и экстремизма, которые сопутствуют такому подавлению.
И именно поэтому так много сейчас зависит от того, как палестинцы и
иракцы заменят единоличное правление, которое так деформировало их общества.
Используют ли они этот момент, чтобы организовать выборы и построить мост
к обществу закона и институций, или они просто построят мост к воцарению
другого единоличного властителя? Если реализуется последнее, то ООН будет
продолжать издавать отчеты о недостатках в улучшении положения населения
арабского мира. Если же произойдет первое, то я не сомневаюсь в том, что
через десять лет вы, задав Гуглу поиск по словам «Ирак, Палестина, прогресс
в образовании и прорывы в науке», получите ссылки на материалы, отвечающие
заданному поиску.
Перевод с английского Эдуарда Маркова, МАОФ.
Ноябрь 2004 г.
Статья на английском