-
Информация о материале
-
Автор: Бэла Вайсберг
-
Категория: В Израиле
(Прим.ред.сайта МАОФ – не являясь сайтом ХАБАДа, мы публикуем эту статью в преддверии 10-го швата –
годовщины занятия последним Ребе поста главы ХАБАДа)
“Единственный человек в мире, которому бы я без колебаний вверил судьбу свою и своих близких”.
Профессор Брановер
Доброе лицо с глазами, улыбающимися из-под полей черной шляпы, рука, приподнятая в приветствии,
окладистая седая борода и усы, - эту фотографию Любавичского Ребе можно увидеть сейчас не только возле
здания, где находится Бейт Хабад, но и на стене магазина, копилке для пожертвований (купат цдаке), и даже на
наружной стенке автобуса. И все чаще в самых неожиданных местах можно услышать историю, связанную с
Ребе. Последний раз я услышала о Ребе во время спортивной передачи, когда наши баскетболисты клуба
«Маккаби» выиграли с большим преимуществом у баскетболистов Италии. Тренер нашей команды, среди
прочего, поведал, что был в свое время у Любавичского Ребе и получил его благославление и специальную
медаль за то, что пожертвовал десять тысяч долларов на благотворительность и это ему помогает. Чем больше
ты узнаешь об этом удивительном человеке, которого называют и Великим Евреем, и главой поколения (Рош
Бней-Исраэль), тем больше убеждаешься в том, что каждый знающий его человек повторил бы вслед за
профессором Брановером, что доверил охотно Ребе свою судьбу и судьбу своих близких. Чем же так трогает
людей эта личность, известная многим лично, а многим - по его книгам и рассказам очевидцев? Почему
сегодня многие интересуются учением Ребе, его участием в судьбах конкретных людей и общин, его влиянием
на еврейский мир в целом, и даже на нееврейский мир?
Личность такого масштаба не впервые появилась на горизнтах еврейской истории. Начиная с Моше
Рабейну, каждое поколение евреев имело своего духовного лидера. Совсем недавно, в середине 17-ого
столетия, когда по западным областям России прокатилась волна погромов предтечи Гитлера, - Богдана
Хмельницкого, зародилось движение хасидизма. Его основателем был Исраэль Бааль-Шем-Тов. Евреи глубоко
почитали его за святость, бескорыстие, дар исцелять болезни и душевные раны. Он учил обездоленных евреев
находить счастье в вере, удовлетворение – в высокой нравственности, а главное, искать проявление Б-га во
всем. От него пошло движение хасидут, известное как Движение Хабад или Любавичское Движение. Главы
этого Движения образовали единую династию духовных лидеров еврейского народа, сделавшими знания,
таящиеся в Торе и Каббале, доступными для всех евреев. Эта духовная история нашего народа, записанная в
книгах и переданная в устных рассказах, дает много для понимания последних двухсот лет в жизни еврейства.
Но это уже история, тогда как Менахем Мендл Шнеерсон, последний Любавичский Ребе, наш современник,
знаком лично тысячам и тысячам наших соплеменников, получившим от него благословение, совет и помощь.
Каждый рассказ очевидцев о Ребе создает потрясающее впечатление о тех возможностях, которыми владели
Великие Праведники (цадики) еврейского народа. Становится понятен тот необычный путь, который был
преодолен нашим народом за тысячелетия.
Благодаря Ребе произошел поворот иудаизма в сторону внешнего мира, в лице Ребе произошло
признание христианской страной еврейских духовных ценностей. Об этом свидетельствует вручение Золотой
Медали Конгресса Америки Любавичскому Ребе за признание его заслуг в распространении этических и
моральных ценностей среди молодого поколения, за то, что на протяжении 50 лет учил идеалам добра и
образования. Именно так была оценена деятельность Ребе президентом Клинтоном и другими членами
Конгресса. Ребе – единственный из религиозных деятелей был награжден такой медалью.
Участие Ребе в судьбах людей демонстрировало его знание не только еврейского мировоззрения, в чем
он считался непревзойденным знатоком, но также самых разных наук. Как известно, Ребе окончил Берлинский
университет и Сорбонну. Знание многих языков позволяло ему общаться почти с каждым на его родном языке.
Дар предвидения позволял Ребе безошибочно, быстро давать советы, всегда оказывавшиеся верными, в чем
мог убедиться всякий, кто выполнял его рекомендации. Благодаря ему, иудаизм из религиозной системы,
направленной строго внутрь еврейских общин, превратился в открытую вовне систему, привлекающую к себе
евреев, давно забывших о своем происхождении. Благодаря Ребе, в Европе, еврейство которой потерпело
катастрофу не только от Холокоста, но и от ассимилляции, начала возрождаться еврейская жизнь. Это же
относится к Америке, Австралии, Канаде, Южно-Африканскому Союзу и другим странам.
Ребе помогал каждому еврею, обращавшемуся к нему, как единственному любимому сыну, нуждающемуся
в помощи. Часто эта помощь оказывалась и без обращения к нему, через людей, с которыми он встречался.
Более всего потрясает человека, знакомящегося с жизнью Ребе то, что многое в его деятельности
не укладывается в рамки известных научных представлений, так как наука не может объяснить наблюдаемый
феномен. Откуда Ребе мог знать о будущих результатах Шестидневной войны или войны Судного дня, что так
уверенно предсказывал победу, поддерживая дух евреев своими обращениями? Откуда Ребе мог знать, что
ураган “Эндрю” не затронет южной части Майами, в которой расположено было большинство еврейских школ
и ешив, когда рекомендовал своим хасидам не покидать домов, вопреки рекомендациям метеорологов? Да
мало ли какие вопросы можно задать? Откуда Ребе знал, что лучше в этот день не лететь никуда, а стоит
отложить полет на другое время? Так же не укладывается в рамки научных знаний ответы и благославления,
получаемые от Ребе при помощи Игрош Кодеш. Так называются книги, (их сейчас 27 томов), в которых в
хронологическом порядке хранятся ответы Ребе на письма, получаемые им от самых разных людей. В каждом
из Бейт Хабад имеется стол, где желающий может написать письмо Ребе и получить ответ, вложив его в один
из томов Игрош Кодеш. Ребе оказывает помощь всем, обращающимся к нему, о чем свидетельствует его
авторитет, перешагнувший границы известной “Севен севенти” в Америке и распространившийся вместе с
учением Хабад по земному шару на север и юг, запад и восток. Интересно высказывание американского
фольклора: “Всюду, где есть пепси-кола, есть Хабад. И даже там, где ее нет”.
Профессор Иермиягу Брановер, признанный авторитет в области магнитной гидродинамики,
почетный член основных Академий мира, неоднократно встречался с Ребе лично. Он часто рассказывает о
поразительных советах и предсказаниях Ребе, услышанных им от него.
Зимой 1973 года профессор, выступая с лекциями в разных городах США, получил аудиенцию у
Ребе, который посоветовал ему непременно представиться в Филадельфии профессору, заинтересованному в
его работах. Брановер решил, что это ошибка, так как ранее знал всех, кто работал в той же области наук, что и
он. И лишь по настоянию секретаря Ребе, убедившего его, что Ребе просто так никогда не дает совета, он
выполнил его рекомендацию. Дальнейшие события, произошедшие после этого, привели к созданию научного
центра магнитной гидродинамики в Беэр-Шевском университете, который известен сейчас научному миру и
которым руководит профессор Брановер. Ребе был прав…
Брановер пишет, как его поразило, насколько Ребе сведущ в политике, науках, литературе, экономике,
обстановке в Израиле и России. В одном из воспоминаний профессора приведено потрясшее его знание Ребе в
гидродинамике, когда тот указал ему на наличие двух ошибок, допущенных в технологическом проекте.
Коллектив профессора действительно их обнаружил, потратив на это не один месяц. «Ребе понимает все с
полуслова, – рассказывает профессор. - Он весь – олицетворенное присутствие и принимает решение или дает
совет мгновенно, ему не нужно с кем-то советоваться и всегда ощущаешь, что совет этот или решение
сообразованы только с желанием блага евреям в целом и собеседнику в частности, блага – в духовном и
обычном житейском смысле». Он рассказывает о встрече с Любавичским Ребе, Великим Евреем, как он его
называет, как самой главной, самой важной и самой впечатляющей в его жизни. Обо всем этом и многом
другом вы можете прочесть сами в недавно вышедшей книге издательства «Лехаим» под названием «Глава
поколения», а так же в книгах «Ребе советует» и «Ребе», изданных Эзра Ховкиным.
Сейчас в моей домашней библиотеке есть почти все, что издано на русском языке из трудов Ребе, а так же
о нем. Знаю, что это предельно мало из того, что написано Ребе, но я благодарна тем, кто взял на себя труд
издать эти работы, поразившие меня глубиной размышления и широтой взглядов на самые различные
проблемы современности. Книги «К жизни, полной смысла», «Уроки Торы», «Беседы Любавичского Ребе.
Книга Берейшит», «Обретение неба на земле. 365 размышлений Ребе», «Прислушиваясь к урокам жизни» и ряд
работ о Ребе помогут вам понять не только еврейское мировоззрение и нашу историю, но и события,
происходящие сегодня в мире. Ибо все, что сказано Ребе, относится не только к нашей истории и
мировоззрению, но и связано с современностью.
К словам Ребе, к какой бы теме они не относились, стоит прислушаться внимательно в первую очередь
потому, что он неоднократно доказал свою преданность еврейскому народу, а также свой пророческий дар.
Можно вспомнить ряд достаточно известных предсказаний относительно событий в Израиле.
Ребе принадлежат пророческие слова накануне Шестидневной войны, что Святая Земля вне опасности,
что нас ожидает большая победа. Это тогда, как тень войны стояла на пороге и президент Египта Насер закрыл
Тиранский пролив в Красном море и выдворил войска ООН из полосы Газы , а весь мир ожидал вслед за
арабами гибель Израиля.
Ребе предсказал победу в войне Йом-Кипура.
Он предсказал обе войны с Ираком (1991 и 2003 г.г.) и их результат.
Ему же принадлежит предсказание интифады. Несмотря на то, что Ребе не был на Святой Земле, мало кто
более чем он был озобочен проблемами Израиля и в целом всего еврейского народа. И нам, наверное, еще
предстоит оценить всю ту помощь, которую постоянно оказывал Ребе нашему народу и государству.
Ребе предсказал изменения в России, связанные с перестройкой, а также большую алию в Израиль, когда
этого никто еще не ожидал.
Преданность Ребе еврейскому народу потрясает прежде всего его любовью к любому из ее
представителей. Я с большим интересом прочитала рассказы о встречах с Ребе Йосефа бен Элиезера,
дипломата высокого ранга. Но один из них мне показался особенно значимым. Он обратился к Ребе за
долларом на благотворительность и сообщил, что летит в Германию. На что Ребе вручил ему дополнительный
доллар и сказал: «Возьмите это для благотворительности в Штутгартене», на что Йосеф возразил, что его
маршрут не включает Штутгартен. Но Ребе уже пожелал ему доброго пути и приветствовал других людей по
очереди. Во время полета пилот вскоре объявил, что должен сделать вынужденную посадку в Штутгартене. В
аэропорту Йосеф познакомился с пожилым человеком и вскоре уже знал почти все подробности его жизни.
Родители этого человека были евреи, единственные уцелевшие из всей семьи после Холокоста. Он был зол на
Б-га, порвал с иудаизмом и перешел в другую веру. Удачливый предпрениматель, он стал очень богат. Йосеф
достал доллар, полученный от Ребе, и сказал ему о встрече в Нью-Йорке с Великим Ребе. Рассказал, что Ребе
дал ему доллар на благотворительность в Штутгартене, хотя он не собирался останавливаться в этом городе, и
так как встреченный им собеседник - единственный встреченный им здесь еврей, то он думает, что Ребе,
возможно, имел именно его ввиду, когда дал ему этот доллар. «Но я не еврей» – воскликнул тот, на что Йосеф
ему сказал: «Действительно, вы жили не как еврей. Но, быть может, однажды вы захотите умереть как еврей».
Предприниматель, изменивший еврейству, разволновался и со слезами на глазах подтвердил, что поручение
Ребе выполнено…
Кто еще способен таким необычным образом проявить любовь и желание помочь своему соплеменнику,
который по обычным меркам даже не заслуживает ее? Сколько из нас, в лучшем случае, прошли бы
равнодушно мимо?
Именно эта бесконечная доброта и способность ее реализовывать самым неожиданным образом, создали
тот образ Ребе, который магнитом притягивал к себе людей. В акции по раздаче доллара для благославения
участвовало пять миллионов людей. Вот сколько евреев, мужчин и женщин, стариков и молодых, имело
возможность взглянуть Ребе в глаза, услышать слова благославления и поддержки и уйти ободренным
добротой человека, которого называли Великим Евреем или Главой поколения (Рош Бней Исраэль) отнюдь не
формально. А ведь деятельность Ребе не исчерпывалась этой акцией.
Холокост Второй Мировой войны нанес европейскому еврейству невообразимые потери. Но не меньшие
потери нанес процесс ассимиляции евреев во многих странах. Седьмой Любавичский Ребе Менахем-Мендл
Шнеерсон поднял знамя борьбы за восстановление еврейского народа, за возврат к его духовным ценностям. И
ему одному удалось возродить у многих евреев интерес к своему народу, к его корням, к его священным
книгам. Им был создан отряд посланников (шлихим) по всему миру, где находились евреи, с созданием
условий для знакомства и обращения их к своим корням. Великий Еврей затормозил казавшийся необратимым
процесс ассимиляции, то есть уничтожения еврейства.
Согласно еврейскому мировоззрению человек приходит в этот мир со своей индивидуальной
программой. Ребе учит каждого, как наполнить жизнь смыслом, подчиняя ему каждый прожитый день.
Главным смыслом жизни – учит Ребе, делать добро. И люди, общающиеся с Ребе, евреи и неевреи, остро
воспринимали это.
В отличие от тех, кто строил еврейское государство, Ребе сосредоточил свое внимание на восстановление
внутреннего мира евреев. При этом Ребе руководствовался концепцией, на которой основана вера евреев в
будущее: вера в эру Машиаха. Машиах, согласно еврейскому мировоззрению, - потомок Давида, который
раскроется в конце изгнания (галута), чтобы вернуть евреям Эрец-Исраэль в ее истинных границах и
освободить мир от зла. Ребе последние годы в своих выступлениях постоянно обращался к этой теме,
призывая каждого из нас делать все для раскрытия Машиаха. В одной из бесед Ребе сказал: «По всем признакам
наше время относится к периоду, который мудрецы называли «Время Машиаха». Нет ни малейшего сомнения,
что время Избавления пришло. Постараемся жить так, чтобы наши поступки раскрывали волю Вс-вышнего в
этом мире. Особенно это касается заповеди цдака (пожертвования), то есть помощи другому еврею».
Миллионы очевидцев 50- летней деятельности Ребе передают свои впечатления другим о его
открытости, о беспримерной доброте, проявляемой Ребе к стадающему от болезни и невзгод еврею, ученому,
посвятившему свой ум и сердце науке, или политическому деятелю, не говоря уже о его хасидах. К нему
обращались известные ученые, государственные деятели, домашние хозяйки, главные раввины и подростки.
Рассказывают о его силе воли, благодаря которой он мог стоять по 48 часов, принимая жаждущих его помощи
людей. Его выступления с разъяснениями текстов Торы, Кабалы и Тании, с цитатами мудрецов из Талмуда и
Мишны, помогали каждому слушающему его в чем-то разобраться и увидеть связь духовных текстов с
сегодняшним днем.
Возможно, не все согласятся со мною. Ведь многие просто лишены информации. Мне, например,
приводили имена известных мудрецов, тоже наших современников, которые не ссылались на Ребе и
придерживались другого мнения. Я остановила знакомого мне глубоко религиозного человека с одним
вопросом: «Согласно еврейскому мировоззрению каждое поколение евреев имеет свого духовного лидера или
главу поколения. Есть ли кто-то из известных современных мудрецов, кто бы мог претендовать на имя Главы
Поколений кроме Ребе? Кто бы мог состязаться по своей активной деятельности с Ребе, кто бы любил всех
евреев, даже удалившихся от своих корней так, как любил и помогал им он?» Ответ прозвучал не сразу. «Не
знаю», - искренне ответил он. Читайте, знакомьтесь, слушайте, смотрите, узнавайте все, что к вам придет о
Ребе. И только вы проявите к этому интерес, как информация чудесным образом хлынет к вам, напоминая, что
души Праведников принадлежат к миру «нешема клалит», то есть общей души, из которой евреи черпают
жизненную энергию. И, покидая этот материальный мир, они продолжают действовать и помогать нам еще
более активно, о чем известно из наших духовных источников. В Талмуде сказано: «Памятником праведнику
служат его слова и дела».
В интернете на сайте «Виртуальный Иерусалим» 63% опрошенных назвали Ребе «Самым выдающимся
еврейским духовным лидером 20 века». В опросе принимали участие ортодоксальные евреи и представители
других направлений в современном иудаизме (консервативные, реформистские), а также светские евреи.
Так кто Вы, Любавичский Ребе? Пора нам, евреям, знать о нашем лидере поколения, чтобы гордиться
своим еврейством. Пора узнать мнение Ребе о безопасности Эрец Исраэль. Можно просто открыть книгу и
прочесть, что мы должны быть ревнителями целостности Святой Земли, так как право на нее дано нам Торой,
которую народы мира тоже могут открыть и прочесть. И тогда станет ясно, что формула “Ни куста, ни камня” –
соответствует здравому смыслу, тогда как “территории в обмен на мир” по сути ведут к войне.
4.01.05 (23 тевета 5765)