Как я и ожидал, читатели приняли мой вызов – они публиковали свои сообщения (смотрите здесь, здесь, здесь и здесь) и отправляли мне письма по электронной почте. Их ответы можноподразделить на три основных категории:
Суверенное право государства отчуждать частную собственность – прерогатива правительства, которая разумно используется для "строительства дорог, общественных работ и тому подобное." К сожалению, в настоящее время ею часто злоупотребляют с целью продвижения коммерческих проектов. Как сказал один из читателей, "Федеральное и местные правительства США ежегодно лишают крова тысячи американцев, злоупотребляя своим правом на отчуждение частной собственности. Это конечно, несколько отличается от предложения Шарона, но также предательски нарушает права частных граждан". Три читателя ссылаются на конкретные случаи выселения их собственных семей: в 1933-35 годах власти долины Тенесси насильственно изгнали из своих домов тысячи людей, чтобы построить плотину Норрис; в 1960-е годы были конфискованы сотни домой в Бостоне с целью строительства шоссе; и проект строительства торгового центра в Лос-Анжелесе. В качестве примеров реализации права государства на отчуждение частной собственности также были упомянуты проект изгнания навахо для совместного использования земли с индейцами хопи в Аризоне и несколько случаев в Австралии. Интернирование японцев в США во время Второй мировой войны: "Во время Второй мировой войны тысячи американцев японского происхождения были изгнаны из законных домов и отправлены в лагеря".
"Этнические чистки", при которых население, признанное "чуждым", было изгнано из домов и даже из страны. В качестве примеров можно упомянуть американских индейцев, жертв нацизма и апартеида в ЮАР, мусульман в Индии в 1947 году и русских в странах Балтии в 1991 году.
Я не считаю, что все эти категории имеют прямое отношение к нашей ситуации. Как отметил один из комментаторов, "право государства на отчуждение частной собственности распространяется на ВСЕХ граждан независимо от цвета кожи, национальности или вероисповедания, которые являются владельцами собственности и проживают на территории, предназначенной для общественного использования. … В Газе должно произойти нечто совершенно иное. Насильственному выселению из нее подлежит ТОЛЬКО ЕВРЕЙСКОЕ население". Другой читатель заявляет: "Между ‘суверенным правом государства на отчуждение частной собственности' и планом Шарона существуют явные концептуальные различия в точки зрения ключевых понятий ‘развития' и ‘пользы". Совершенно верно.
Что же касается интернирования японцев, то оно предполагало лишь временное переселение граждан, а вовсе не изгнание и разрушение домов. Это не имеет ничего общего с действиями Шарона.
Этнические чистки также нельзя сравнивать с ситуацией в Газе лишь потому, что правительство и "изгнанники" принадлежат к одному народу, и израильские граждане должны быть возвращены на свою родину, а не изгнаны из нее.
Следует отметить еще два примера. Генерал Шарль де-Голль, "избранный под лозунгом Algeriefran?aise, сразу же после избрания начал вывод французских войск с территории Алжира, тем самым заложив основу независимости страны". Это можно было бы считать очень близким прецедентом, если бы де-Голль потребовал, чтобы граждане Франции покинули Алжир. Но он этого не сделал. И в самом деле, французское правительство даже не предполагало массового исхода почти миллиона piedsnoirs(алжирцев европейского происхождения) и евреев в считанные месяцы 1962 года:
Европейская и еврейская общины действовали под девизом "Чемодан или гроб" ("Lavaliseoulecercueil"). Французское правительство не ожидало, что такое огромное количество людей покинет Алжир. По их оценкам, во Францию могли временно перебраться не более двухсот – трехсот тысяч человек. Поэтому страна была совершенно не готова к их возвращению, и людям приходилось ночевать на улицах или в заброшенных фермах.
Де-Голль позволил гражданам Франции, проживающим в Алжире, самим распоряжаться собственной судьбой. Я рекомендовал израильскому руководству придерживаться именно такой политики в отношении израильтян в Газе.
Лучшим из предложенных мне примеров было разрушение Африквилля в Новой Скотии. В 1965 году власти сравняли с землей это самое большое и старое в Канаде негритянское селение. Однако, это было сделано с целью разрушения трущоб, а не переселения их жителей.
Опубликовано на сайте FrontPageMagazine.com 11 апреля 2005 г.
Перевод с английского Хинанит Хинани, МАОФ.
Май 2005 г.