Еврейский Израиль №16 Май 2000 \ Ияр 5760
С началом последней волны
репатриации с новой остротой встал вопрос, который и ранее существовал,
но старательно заметался под ковер. А именно: становится ли человек евреем
с получением израильского гражданства?
На самом деле, вопрос этот,
как яйцо в сказке о Кащее Бессмертном, содержит в себе целый ряд еще более
сложных вопросов. Один из наиболее важных - отражает ли понятие "еврей"
религию или национальность, и как соотносится оно с концепцией гражданства
в Израиле?
Попытка разобраться в этом вопросе
неизбежно приводит к истокам возникновения еврейского народа. Новейшие
исторические источники, такие как Декларация независимости государства
Израиль, утверждают, что местом рождения еврейского народа была страна
Израиля. Именно этим мотивировали основатели государства право евреев на
возрождение государственности на этой земле. Это вполне соответствовало
популярной в конце 19 в. концепции "территориального национализма" и основанным
на ней национально-освободительным движениям. Оторвавшиеся от многовековой
еврейской традиции лидеры политического сионизма считали, очевидно, что
такое обоснование более серьезно и может выглядеть более правомочным, чем
утратившие популярность и былую притягательную силу ссылки на Тору. Однако
в поисках истоков еврейского народа мы не можем уклониться от ссылок именно
на эту Книгу, в которой изложена история возникновения народа. Так, мы
узнаем, что евреи стали народом задолго до того, как им была дана страна.
В тексте Торы евреи названы народом уже в период египетского плена. Из
текста Торы совершенно ясно, что народом, объединенным общим прошлым, общими
горестями и надеждами, но главное - общими предками, не только считали
себя сами евреи, но так рассматривали их и египтяне, среди которых они
жили ни много, ни мало, 210 лет. Однако народом, объединенным общей идеей,
общей моралью и законом, общими обязательствами перед Всевышним и общим
будущим евреи стали только с получением Торы на Синае. И лишь после этого
им была дана земля, причем было четко сказано и многократно повторено,
что земля эта дается им для того, чтобы служили на ней Всевышнему. (Шмот
20:12, 23:10, 14-25, 30-33; Бамидбар 13:1,27:12, 34:1-12 и др.).
Иначе говоря, евреи сформировались
как народ не на базе совместного владения тем или иным участком земли.
Первоосновой народа были общие предки. Не случайно раввин Адин Штейнзальц
называет евреев семейной общностью. Затем эта семейная общность добровольно
приняла на себя к исполнению закон Торы, переданный Всевышним на Синае
через Моше-Рабейну. Тем самым евреи не только укрепили абстрактное понятие
- идею Единого Бога - в качестве основы народа, но и сделали возможным
для представителей других народов добровольное, волевое присоединение к
народу, избранному Всевышним для исполнения определенной исторической миссии.
Все это не имело непосредственного отношения к наличию или отсутствию у
евреев собственной территории, т. е. того фактора, который был обязательным
моментом в истории возникновения всех остальных народов земли. Выполнять
закон, во всяком случае, значительную его часть, евреи могли еще до получения
земли, и с этой целью им было сказано, как сделать переносный жертвенник
- временную замену Храма, который надлежало впоследствии, по получении
земли, построить.
Когда же евреям была указана
Всевышним земля и было сказано, что дается она для того, чтобы на ней служить
Тому, Кто дал Тору, то тем самым было определено, что евреи имеют право
жить на этой земле (а значит, и защиту Всевышнего) лишь при условии, что
их образ жизни будет соответствовать тому Закону Торы, который они приняли.
Как пишет в своей новой книге
"Еврейская государственная мудрость: предотвратить гибель Израиля" проф.Пол
Эйдельберг, в Торе нет ни слова о суверенном государстве или гражданстве,
которое можно взять или отвергнуть, как нет и слова "религия". Эти концепции
- более позднего происхождения, и созданы они, конечно, людьми. Созданы
для других, "нормальных" народов, сформировавшихся на определенной территории
и существующих как территориально обусловленная группа до тех пор, пока
они в силах свою территорию защищать от внешнего вторжения. Именно в силу
этого гражданство в каждой данной стране и критерии его выдачи представителям
других национальных групп могут меняться и определяются геополитическим
положением страны и ее способностью к выживанию, к самозащите. Представители
той или иной национальной группы могут принадлежать к любой религии,
это никак не влияет на их национальную принадлежность,
которая определяется фактом рождения на национальной территории.
Рассматривая нашу ситуацию сегодня,
нельзя не учитывать как вполне рациональный фактор совершенно исключительную,
на фоне всех других народов мира, историю возникновения еврейского народа,
а, значит, и те условия, которые
предъявляются государству, созданному евреями на данной им
Всевышним земле. С другой стороны, невозможно игнорировать применяемые
в современном человеческом сообществе концепции суверенного государства
и гражданства. Но, как говорилось ранее, Тора была дана евреям навечно,
т.е., говоря в современных терминах, на весь исторический период существования
человечества, в то время как концепции государства и гражданства - совсем
недавний плод человеческого творчества. Поэтому приходится констатировать,
что евреи сохранились чудесным образом, несмотря на отсутствие собственной
территории и государственности, благодаря приверженности Закону Торы, а
не более поздним и временным концепциям. Что означает это для современного
Израиля?
Исключительная история еврейского
народа показывает, что существует два способа стать евреем. Первый - это
родиться евреем (не станем сейчас углубляться в тему значимости рождения
от еврейского отца или матери, ибо это тема для отдельной статьи). Второй
способ - добровольно принять на себя для исполнения Закон Торы. Причем
факт рождения отменить нельзя, а, значит, нельзя перестать быть евреем,
не только независимо от морального уровня еврея, но даже если еврей сознательно
перешел в другую религию. Точно так же не перестает быть сыном или дочерью
человек, совершивший любые аморальные поступки по отношению к отцу или
матери или другим членам семьи. Другое дело - человек, вошедший в семью
добровольно и лишь на основании его заявления, что образ жизни семьи ему
по душе, и он хочет жить в этой семье, соблюдая ее порядки, традиции и
установления. До тех пор, пока это заявление остается в силе, т.е. человек,
принявший на себя еврейский закон, продолжает его соблюдать, остается в
силе и его еврейство, и евреями рождаются его дети. Отказавшись от исполнения
закона, такой человек отказывается и от своего как бы условного еврейства.
Вполне очевидно, что такой подход
в корне не соответствует критериям гражданства в современном государстве
Израиль. Не только Закон о возвращении гарантирует автоматическое получение
гражданства приехавшим с евреями членам смешанных семей. Он гарантирует
автоматическое получение гражданства всем, у кого бабушка или дедушка были
евреями, независимо от того, живы ли эти евреи и приехали ли они сами в
Израиль. Тем самым лишается смысла само название Закона о возвращении,
ибо возвращаться в семью могут только те, кто является ее частью. Но проблема
не только в этом.
По Закону о национальности (или
о гражданстве), гражданство можно получить и путем натурализации, прожив
в стране определенный законом отрезок времени. Для этого вовсе не обязательно
иметь вообще какое бы то ни было отношение к еврейству.
Это означает, что гражданство
дается в предположительно еврейском государстве Израиль практически всем
желающим, вне связи с их принадлежностью к еврейству. Гражданству в Израиле
сопутствует полное политическое равенство. Иначе говоря, получив гражданство,
любой нееврей получает право участвовать в законодательном процессе, влиять
на определение границ государства, выбор руководителей государства и даже
решать при помощи голосования в Кнессете, кого можно считать евреем. Необходимо
при этом учитывать существующую геополитическую ситуацию. С одной стороны,
вследствие развала советской империи, Израиль стал привлекательным для
огромного числа ее бывших граждан, не имеющих к еврейству даже косвенного
отношения. С другой - арабские обладатели самых разнообразных гражданств
стремятся добиться предоставления и им права на "возвращение" и израильского
гражданства. Не нужно обладать высоким интеллектом, чтобы понять, что если
в ближайшее время имеющееся пока еврейское большинство не пересмотрит государственные
законы о предоставлении гражданства и не приведет их в соответствие с условиями
присоединения прозелитов к еврейству, то провозглашенное в 1948 г. "еврейское"
государство вскоре превратится в государство "его граждан", а затем и в
арабское.
Таким образом, вопрос о совместимости
израильского гражданства с еврейством отпадет сам собой.
Элеонора ШИФРИН-ПОЛТИННИКОВА,
председатель партии Емин Исраэль