В эти дни, предшествующие важной вехе еврейского
календаря – началу года для плодовых деревьев (Ту Би-Шват),
каждое еврейское сердце отзывается на скорбную дату –
годовщину гибели первого израильского космонавта,
Илана* Рамона. Было в этом человеке что-то такое, что
уводило от разногласий и склок современности: так ствол,
берущий начало от питающих корней, от самого общего,
что только есть у еврейского народа, соединяет их с
побегами – несмелой надеждой на будущее.
Я не очень следил за восторженным освещением в СМИ
взлета первого израильского космонавта. "Раскручивание"
прессой очередной сенсации отталкивает меня, независимо
от темы, за которую на этот раз "взялись". Но, несмотря на
это, в сознание проникло ощущение того, что на этот раз
речь идет о чем-то особенном. Этот скромный человек,
стеснительно улыбающийся с экранов, в прошлом –
замечательный воин, на которого сейчас смотрит весь
мир – он использует этот шанс, эту мировую трибуну,
не для реализации собственного "эго", не для дежурных
и вызывающих всеобщее одобрение фраз типа "Я буду
призывать из космоса к миру с "палестинцами"'
("Си-эн-эн" были бы в восторге). Он даже не концентрирует
внимание на государстве Израиль. Этим человеком владеет
неординарное самоощущение – он понимает, что то, чем
он на самом деле является, то, что он представляет
прежде всего, ярче всего – это еврейский народ.
Мы уже привыкли к израильскому представительству
в различных международных событиях. Как правило,
эти представители видят свою задачу в умиротворении
израильских и еврейских ненавистников, гостями которых
они, в сущности, являются. Это может быть какая-нибудь
группа Зеви Хотема на Евровидении, которая старательно
машет сирийским флагом, или какой-нибудь дирижер с
мировым именем, настойчиво включающий в свою
программу (против желания администрации концертного
зала) произведения духовного отца Третьего рейха**. Это
может быть просто какой-нибудь израильский "специалист",
устраивающий в Швеции настоящее поклонение убийству
евреев. Израильтяне, которые выросли в атмосфере
отрицания своей особости, которые возвели это отрицание
еврейства в ранг жизненного кредо, если у них нет при
этом опоры в виде веры, которая может их удержать –
в тот момент, когда они попадают за границу, ими
овладевает только одно стремление: раствориться. Ничем
не отличаться от окружающих, представителей других
народов. И это в лучшем случае; а бывают ситуации,
когда мы становимся свидетелями выражений
солидарности с ненавистниками евреев. "Я – "настоящий"
преуспевающий израильтянин. Вы не найдете на мне ни
малейшего пятнышка еврейства. И вот доказательство:
я понимаю и сочувствую тем, кто ненавидит евреев,
я вообще на их стороне…"
Илан Рамон не был выходцем из религиозной среды.
Он представлял именно среднестатистического
преуспевающего израильтянина: светский, образованный,
прошедший успешную военную службу, обладатель
приятной внешности, удачливый, отец семейства,
прекрасные дети, мировая известность – короче, все,
что нужно образцовому израильтянину.
И вот этот человек достигает пика всеобщего внимания –
и тут происходит нечто странное.
Он может взять с собой в космос весьма ограниченное
количество вещей. Что же он выбирает? Книгу Торы,
которая побывала в нацистском "лагере смерти". На дверь
своей комнаты в космическом корабле он прибивает
мезузу, требует кашерное питание, намеревается
соблюдать Шабат – на виду у всего мира! Что здесь
происходит?
Мы не знаем точно, что заставило Рамона поступить
так нетривиально.
Может быть, сыграли свою роль годы тренировок в
США – стране, где "религия отделена от государства",
и при этом надежда на Создателя звучит в речах
президента, упоминается на денежных знаках?
Демонический страх перед "религиозностью",
навязанный израильским политическим режимом
простому израильтянину, покидает последнего, когда
тот оказывается за пределами страны. В Непале нам
религию не навязывают, вот тысячи евреев и собираются
на пасхальный "седер", устроенный движением "Хабад"
в сердце джунглей…
Однако это объяснение не подходит для Илана. Он был,
действительно, Личностью с большой буквы. И этот
человек в судьбоносную минуту сумел найти в себе
"точку истины". Неважно, что конкретно подтолкнуло
его к этому решению – важен факт принятия этого
решения. Важно то, что так поступил "классический"
израильтянин. И придет время, когда эту "точку
истины" найдут у себя все израильтяне.
Нет, не случится такого, что все "светские" в одночасье
превратятся в "религиозных".
Я очень надеюсь, что этого не случится.
Я не хочу, чтобы они стали такими, как я.
Я хочу, чтобы каждый из них нашел себя – и это истинный,
глобальный, реальный процесс, который так хорошо
отразил в своем поступке Илан Рамон. Этот поступок
стал прецедентом, внушающим надежду всем тем
израильтянам, в чьем сердце еще теплится уголек еврейства.
***
Примечания переводчика:
*"Илан" на иврите – "плодовое дерево".
**Имеется в виду Вагнер
Перевод Ш. Бродской
Из рассылки:
МАНХИГУТ ЙЕГУДИТ - "ЕВРЕЙСКОЕ РУКОВОДСТВО"
Страница: http://www.manhigut.org/russian/
Телефон: 09-7929046
Факс: 09-7920570