Фантастический сценарий Уход Шарона из Ликуда не вызвал у аводистов никаких эмоций –
даже злорадства по поводу плохого положения дел. У них самих
в Аводе все оказалось в гораздо худшем состоянии. Когда Шимон
Перес вышел из партии и присоединился вторым номером к Томи
Лапиду, многие его верные сторонники предпочли присоединиться
вместе с ним к новой силе, лидерующей по опросам. Партия Авода
осталась с несколькими кандидатами, перессорившимися друг с
другом во время внутренних выборов. Они зашли в тупик из-за
подтасовок с голосами избирателей, в то время как до выборов в
Кнессет оставались считанные месяцы, у партии до сих пор не
было официально выбранного главы. Как и Авраам Бург,
остальные члены Кнессета от Аводы поняли к этому моменту,
что лучше во-время покинуть тонущий корабль, и стали искать
пути присоединения к другим партиям. Сам Лапид уже давно понял,
что он надоел народу и что если он не пойдет по следам Пораза,
не уйдет из партии и не поставит во главе своего нового движения
известных лидеров из национального лагеря, – то и его, и его
партию ожидает полный разгром.
Все это время продолжалось "отделение" или "размежевание"
Шарона – от своей партии. Оно достигло своего пика, когда члены
Центра Ликуда представили председателю Центра д-ру Узи Ландау
700 подписей, требующихся для созыва Центра, чтобы принять
решение о начале процесса выборов нового главы движения.
Шарон, правда, попытался задержать этот процесс, используя все
свои известные и достойные презрения трюки, однако, когда они
подошли к концу, и Шарон понял, что Центр будет созван, а
решение – принято, давно напрашивающийся выход стал ясен и
ему.
Нескольких тайных встреч оказалось достаточно, чтобы сюрприз
десятилетия в израильской политике стал достоянием гласности.
На помпезно обставленной пресс-конференции Шарон, Перес и
Лапид сообщили о создании новой ведущей силы. Во главе новой партии Шинуй встанет Шарон, Перес займет второе место, Лапид
же скромно удовлетворится третьим местом и возвращением
(в составе "правофланговых" победителей) к роли основателя
новой партии власти.
Новый Шинуй походил во всем на Шинуй старый. Главным
предвыборным лозунгом стало "Государство всех его граждан",
а политические советники больше рассчитывали на полный упадок
Аводы и ослабление Ликуда, чем на поддержку религиозных.
Новый Шинуй не получил большинства, но неумение Ликуда и
религиозных партий объединить усилия привело в результате
долгого процесса, сопровождавшегося кризисом, к заключению
союза между Шинуем и арабами (которые впервые получили
должности израильских министров). Шли долгие месяцы
неизвестности, пока Шарон не объявил о составе нового
правительства. Однако спустя короткое время он был
госпитализирован вследствие тяжелой простуды. Ходили слухи
о гораздо более серьезной проблеме, комментаторы стали
повторять и напоминать, что Шарон уже долгое время говорил,
только глядя в бумаги (где все было записано особо крупными
буквами), и казалось, что он не вполне понимает написанные
для него тексты выступлений. Здоровье Шимона Переса, давно
уже достигшего преклонного возраста, тоже было не ахти какое.
Возраст стал давать о себе знать самым что ни на есть открытым
и вгоняющим в краску образом. Стало ясно, что он также не
может стоять во главе правительства.
Таким образом, премьер-министром Израиля стал Томи Лапид.
Однако на этом не закончились необычные трансформации
в израильской политике. Раввин Айхлер, давний друг Томи
Лапида еще со времен программы "Поп-политика", сохранил
с ним связь и даже пригласил его на субботнюю трапезу. Ко
всеобщему удивлению Томи ответил согласием. К старости лет
его все чаще стали одолевать воспоминания своего детства, и
ему было приятно ностальгировать в компании Айхлера по
тому самому венгерскому (1) чолнту и вспоминать незабываемые
запахи субботы. Раввин Айхлер, хорошо поднаторевший в
подобных ситуациях, знал, как тронуть верные струны... Не
прошло много времени, и Лапид совершил полную тшуву.
Во главе правительства Израиля стоял ортодоксальный еврей
в черном сюртуке, шляпе и при прочих атрибутах.
С одним исключением: Лапид остался Лапидом, и ни с кем
не считался.
В течение короткого времени Лапид объявил о "Программе
присоединения" к еврейской традиции. Ее главными чертами
стали запрет публичного осквернения субботы и жесткий
надзор за выполнением закона, запрещающего продажу
свинины.
Левые организации завопили в горечи: "Ведь ты же получил
наши голоса благодаря высказываниям совсем иного рода?!"
Однако Томи это не трогало. Он пришел оттуда и в точности
знал, что им ответить. "Демократия – это, прежде всего,
соблюдение закона", – объяснил Лапид и подробно рассказал
о точно расписанных сроках реализации своего плана.
Управление, созданное для выполнения Программы присоединения,
получило солидный бюджет и еще раньше, чем закон был
проведен в Кнессете, начало выдавать первые платежи в счет
компенсации за закрытие бизнеса по субботам. Не помогли
никакие жалобы по поводу нарушения правил работы со
стороны администрации. Лапид знал, что торгаши предпочтут
получить деньги и закрыть свои магазины, нежели стать
кандидатом на отсидку в течение трех-пяти лет, на конфискацию
имущества и на получение уменьшенных сумм компенсации
(если вообще удастся что-либо получить!). Было ясно, что члены
правительства и депутаты Кнессета предпочтут свои кресла
голосованию по идеологическим мотивам, и поэтому левые
стали добиваться проведения всенародного референдума. Была
вероятность того, что на референдуме левый лагерь одержит
победу – Лапид знал это и отказался прислушаться к их
требованиям. Из его ближайшего окружения стали просачиваться
слухи, что суббота и запрет некошерной торговли – это только
начало. Когда "Закон о присоединении" был представлен
Кнессету, стало очевидным, что он включает длинный список
нововведений (в т.ч. запрет на распространение порнографии,
получение справки о еженедельном изучении иудаизма как
условия получения пособия от Национального страхования,
и др.) (2).
Гигантские демонстрации прошли по всей стране. Нечто
грандиозное устроило объединение "Раввинши-лесбиянки за
плюрализм", организовавшее живую цепочку от Стены плача
в Иерусалиме до аэропорта в Лоде.
Но с Лапидом уже невозможно было разговаривать. Многим
казалось, что им управляют всякие раввины и советники.
В левых кругах стали поговаривать об отказе выполнять этот
закон, однако новый министр юстиции Цахи Анегби пригрозил,
что поддержка "отказничества" вызовет судебное преследование
и привлечение к суду за попытку поднять бунт. "Отказничество
расшатывает основы демократии", – объяснил министр. –
"Чего вы хотите? Только несколько лет назад мы изгоняли
людей из их домов, бросали на произвол судьбы их имущество
и арестовывали всех, кто отказывался эвакуироваться
добровольно, игнорируя все их протесты. Тогда речь шла не о
том или ином меню и даже не об определенном неудобстве,
с которым связано соблюдение субботы, – но о попирании
самых элементарных прав человека, живущего в свободной
стране. Тогда тоже у власти находился премьер-министр,
избранный благодаря совершенно противоположным заявлениям
и лозунгам. В сущности, то одностороннее отступление его
соперник Амрам Мицна выдвинул как свою программу, а
Шарон в своем противоборстве с ним в корне ее отверг".
Так и продолжал министр юстиции давать отповедь тем, кто
его критиковал, а под конец потряс своих слушателей новой
"напастью": начиная с такого-то дня каждый гражданин мужского
пола, достигший 18 лет, будет обязан носить кипу, а каждая
замужняя женщина – прикрывать волосы. "В конце концов", –
объяснил министр, – "это всего лишь маленький и
символический кусочек материи на голове по сравнению с
изгнанием людей из их домов. Демократия – это демократия"…
Перевод М. Найшулера
---
Примечания:
1. Лапид родом из района на границе Венгрии и Сербии.
2. Движение "Еврейское руководство" выступает категорически
против религиозных партий и против насильственного принуждения
к выполнению заповедей.