Мы живем в переломную эпоху – и это не может не волновать. Не легко говорить об этом, когда почти каждый день приносит нам новые жертвы и похороны жертв арабского террора становятся частью нашей повседневной жизни. Но, необходимо отвлечься на время от жизненной рутины и попытаться оценить причины и последствия нынешнего кризиса.
Сегодняшний кризис выражается в том, что основные принципы Израильского общества рушатся, как карточный домик. Это означает, что в нашем общества растет смятение, у людей появляется желание слушать и возможность воспринять новые идеи. И тот, кто будет готов дать ответ на этот вызов, решить стоящие перед нами проблемы, сможет полностью изменить направление Израильской истории.
Вот уже целый век еврейский народ пытается убежать от себя. Это не так просто – быть субъектом Божественного замысла. Всегда находились желающие уклониться от этого. Ростки самоуничижения, преклонения перед чуждыми культурами, даже самоненависти, все это было у нас с момента выхода из Египта. Но только в последние 100 лет это приобрело массовый характер.
"Если бы я думал, что крещение решит проблему, то я посоветовал бы евреям сделать это", – сказал Герцль. Но процесс Дрейфуса продемонстрировал, что ассимиляция не решает проблемы. Так родилась идея государства евреев. Если невозможно быть принятыми в семью народов (т.е. ассимилироваться) поодиночке – давайте сделаем это как нация.
Не о Эрец Исраэль - земле Израиля мечтал Герцль. Ему хотелось бы, чтобы мы носили цилиндры, говорили по-немецки и выстроили свою столицу на берегу широкой Европейской реки. Он полагал, что евреи со своим государством смогут на равных войти в семью европейских народов. (Тогда самыми богатыми и удачливыми были европейцы. Сегодняшние последователи Герцеля мечтают уже о том, чтобы стать еще одним штатом США)
А вот у простых сионистов, "амха" (народа земли), был другой идеал, в центре которого возвышался Сион. Для них было главным не вождение на равных в компанию богатых и сильных, а осуществление уникального еврейского предназначения – ведь каждый народ уникален. И события развернулись таким образом, что государство евреев было построено именно на земле Израиля. Но основополагающие принципы, основная мечта этого государства – это те же принципы и та же мечта, которую выдвинул Герцль – «стать как все».
Чтобы воплотить эту мечту - ассимилироваться на уровне государства - нужен партнер внешний и партнер внутренний. Нужен внешний враг, с которым можно заключить мир. Ведь если нет надежды на мир с врагом, то похоронена наша мечта о дружественном существовании в "семье народов". И внутри нужны арабы, которые согласятся быть израильтянами. Ведь если мы не можем дать Израильское гражданство арабам и тем самым заслужить их преданность – значит, государство наше не Израильское, а (какой кошмар!) Еврейское, то-есть, особое, опять отличающееся от других.
И поэтому мы пресмыкаемся перед этим подонком-террористом, чтобы он смилостивился и заключил с нами мир. И поэтому Шарон принимает с царскими почестями – в отеле "Царь Давид" – убийцу Дахлана, из-за которого дети из Кфар Даром стались без ног. И поэтому полицейские, которые защищали евреев Галилеи от погромов израильских арабов, выставлены нами к позорному столбу комиссии Тьмы (игра слов: во главе комисии стоял судья по фамилии "Ор" – свет. Прим.переводчика). И поэтому мы не воюем с террором, а проявляем сдержанность. В нашу сдержанность вложены все силы, которые только можно было мобилизовать для спасения мечты, растворяющейся сейчас в кладбищенской пыли. Ведь проблему террора можно решить, и многократно уже решали военным путем. Но тогда мы останемся без партнера, который жизненно необходим для воплощения мечты о "семье народов".
И проблему Израильских арабов можно решить с легкостью. Эта община коллективно и демонстративно заявляет о своей нелояльности государству. Ее члены с согласия и при содействии всей общины нарушали, нарушают и продолжают нарушать все важнейшие государственные законы. Это позволяет на основании ныне действующего законодательства лишить их Израильского гражданства. Однако если мы это сделаем – мы докажем, что невозможно быть израильтянином, если ты не еврей. И значит, идея Израиля - государства как у всех народов, вместо обособляющего и досаждающего еврейства, развеется, как дым. И поэтому убийцы продолжают носить в карманах Израильские удостоверения личности. И Азми Башара, как и Арафат, отлично понимает собственную безнаказанность и пользуется ею.
Эта эпоха чревата переменами. Все происходящее вынуждает нас понять, что так дальше действовать нельзя. Потрясающее упорство того же подонка продолжать войну, когда он мог получить все; потрясающее упорство израильских арабов непрерывно плевать в лицо государству, которое осыпает их благами; усиление антисемитизма в мире пропорционально нашему отступлению – все это снова и снова доказывает, что мы ошиблись. Впереди тупик, надо искать новую дорогу.
Шарон очень хочет воевать с Арафатом. Это Шарон призывал уничтожить Дахлана после терракта в Кфар Даром. У Шарона доброе еврейское сердце и благие намерения. Но он в плену классической сионистской концепции - «стать как все». А в рамках этой концепции невозможно выйти из существующей ситуации вне зависимости от принадлежности к правому или левому лагерю.
Поэтому крушение Шарона – при всей горечи и боли за этого дорогого мне человека – гарантировано. И потрясает, как хорошие люди из поселенческого движения готовы сейчас снова воевать за Нетаниягу.
Не многие обладают интеллектуальной смелостью, позволяющей непредвзято взглянуть в лицо фактам и честно сформулировать выводы. Проще продолжать слепо двигаться по направлению к гибели. Факты же твердят о том, что любое руководство, которое не будет черпать все свои силы из еврейского исторического предназначения, неизбежно опять провалится.
Не ясно, сколько времени потребуется нам на то, чтобы в Израиле появилось другое, еврейское руководство. Но это произойдет, ибо другого выхода просто нет. Это отсутствие выхода очевидно сейчас более, чем когда-либо. И значит радикальные изменения произойдут гораздо быстрее, чем мы думали.