Лехатхила. N.97.
Ариэль Шарон это наилучшее из того, что классический сионизм может
предоставить в качестве главы еврейского государства. "Последний из могикан",
придерживающийся ценностей старого сионизма и готовый пытаться реализовать
их сегодня.
В серии интервью, которые дал Шарон на прошлой неделе журналистам,
он снова показал себя знаменосцем этих ценностей. "Наша пограничная линия
- это линия наших коровников", сказал Шарон. "Он оставляет впечатление,
что нас ничто не ждет в будущем" - выразился Ари Шавит, журналист "Хаарец".
И действительно, это суть дела. Шарон пытается, и даже может быть в
определенной мере это ему удастся, вернуть Израиль на дорогу сионизма,
то есть вызволить нас из состояния паралича, в котором находимся
последнее время.
Сионизм, который в начале прошлого столетия сомневался в выборе пути,
в конце концов обнаружил, что идет по пути активной обороны. Направления
в сионизме, предлагавшие другие варианты, отступили столкнувшись с арабской
интифадой двадцатых годов, интифадой тридцатых годов, интифадой 84 года
и вторжениями арабских армий. Печи крематориев Европы также облегчили выбор.
Шестидневная война стала "победоносным доказательством" верности такого
пути. Ведь было доказано, что упорство в отстаивании "линии наших коровников
и концепция активной обороны – прямая дорога к
осуществлению сионистских идеалов. Марш ЦАХАЛ'а по стенам Старого города
в Иерусалиме, который был организован после войны, шел под лозунгом "Жизнь
Израиля гарантирует … ЦАХАЛ" (Многоточие автора статьи – М.Ф.). И Моше
Даян сказал тогда : " Жизнь без мира лучше мира без жизни". Основание поселений
на новых территориях пользовалось широкой общественной поддержкой (линия
наших коровников), однако, побаивались усиления влияния иудаизма. Храмовую
гору поспешили передать врагу (чтобы противные религиозные, не дай Б-г,
не начали мечтать о Храме). Голанские высоты (и Синай) заселяли стопроцентными
левыми "ковбоями" - один из них сегодня председатель Совета поселений Голан.
Сионистская мечта – войти в семью народов, мечта "о народе Израиля
таком, как и все другие народы" начала реализовываться силой твердой руки
и силой упорства в удержании территории. Сегодня немного земли, завтра
еще немного земли – а с другой стороны сила армии, и наши соседи убедятся,
что надо научиться жить с нами. И тогда естественным образом мы будем приняты
в семью народов и мечта сионизма осуществится.
Война Судного дня разрушила этот моральный стереотип. Выяснилось, что
Израиль должен гарантироваться чем-то отличным от ЦАХАЛ'а, и моральный
идеал поселенчества, "линии наших коровников", был низвергнут. Никто
не предложил нового идеала кроме леваков, которые вытащили из небытия старый
хлам проф. Магнуса и его приятелей.
Подъем в это время деятельности движения "Гуш эмуним" должен был бы
стать противовесом, и действительно он стал им, но только физически. "Гуш
эмуним" продвинул "линию наших коровников", но он не нес на своих крыльях
нового идеала, который заменял бы прежний. Поселения "Гуш эмуним" основывались
по-пржнему сионизмом "линии наших коровников" - Кдумим, Карней Шомрон
и Кирьят-Арба были созданы с молчаливого согласия Переса, Даяна и Игаля
Алона. Но это была лебединая песня сионизма активной обороны. Поселенцы
вбивали колья и приостанавливали эрозию физически. Но духовные колья не
были вбиты и народу Израиля не была дана духовная опора. Новой опорой стала
идеология "Шалом ахшав". Соглашения Кемп-Дэвида 1978 года привели к краху
основ старого сионизма и усилению новой идеологической линии. И те, кто
открыли ворота были правыми. Бегин и Шарон разрушили все "наши коровники"
на Синае, передали египтянам все до последней крупицы чтобы получить листок
бумаги, листок признания, листок иллюзии принятия в семью народов.
Все, что пришло затем было записано и утверждено в новом Кемп-Дэвиде.
Сейчас иллюзия "мирного процесса" - то есть процесса утверждения сионизмом
принципа компромисса и отступления в территориальной области и области
безопасности, взамен принципа твердости в территориальной области и области
безопасности, развеялась. И Шарон возвращается от паралича к сионизму обороны,
хорошо известному ему.
Но есть одно отличие. "Он оставляет чувство, что нас ничего не ждет",
объясняет Ари Шавит. Активизм оптимизма заменен на активизм безнадежности.
Покрутимся без цели, удержим "линию наших коровников" -авось, что-нибудь
да вырастет.Ясно, что сионистская идея вхождения в семью народов неосуществима,
ни на пути "Шалом ахшав", ни на пути "Гуш эмуним". Пока Шарон пытается
хоть как-то поддержать существование. Как-нибудь обеспечить сдерживание,
поднять заново статус поселенчества – и на том спасибо. Но нет у него потенциала.
Неудача гарантирована – достаточно посмотреть на его сына, чтобы понять
– у сионизма "линии наших коровников" нет продолжателей.
Нужен новый идеал и нужны усилия, чтобы представить его в качестве
альтернативы народу Израиля. Шарон отличная основа для этого. Если
мы, верные еврейскому идеалу, не используем отрезок времени, данный нам
в процессе самоуничтожения Израиля, все мы очутимся скоро в новом Кемп-Дэвиде.
Приведет нас туда либо сам Шарон, либо левое правительство, которое будет
создано когда общество разочаруется и в нем. И тогда ляжет вина исключительно
на верных еврейскому идеалу, потому что только они могли показать народу
Путь, но уклонились от ответственности.
Перевод Б.Новака.