Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Всякий раз после концерта Александра Яковлевича Розенбаума я себя спрашиваю - где предел у этого человека, сможет ли он превзойти себя в очередной раз? И всегда оказывается - может. Превосходит.

Розенбаум - удивительный поэт, музыкант, певец, артист. Но еще более удивительный человек. Удивительным образом он пишет песни и исполняет их так, что у остальных не остается ни на минуту сомнений - "это песня про меня". Удивительным образом этот врач превращает представителей двуногой человекообразной особи – в людей.

Его неоднозначно воспринимают. Для одних он - кумир, живой бог, чуть ли не Машиах. Другие испытывают к нему лютую, животную ненависть. Третьи искренне пытаются ег опонять - и не понимают. Но равнодушными Розенбаум не оставляет вокруг себя никого. И даже самые ярые его ненавистники слушают, поют под гитару у костра и заказвают в ресторанах "Вальс-Бостон" и "Утиную охоту"...

Он много раз смотрел в лицо Смерти. Он ее побеждал, когда, работая врачом "Скорой помощи", вытаскивал людей с Того света. Он ее побеждал, когда воевал, спасал и лечил солдат в Афганистане. Он ее победил, когда Смерть настигла его 11 лет назад, но не одолела. Он побеждает Смерть всякий раз, когда его песни вытаскивают людей из петли, дарят людям, находящимся на последней стадии отчаяния – надежду.

Розенбаум - человек чести. Он пишет и поет о том, что ему нравится, и плевать ему на все и на всех. В годы коммунистической системы он пел о казаках и Сэмене. В 1983 году, при Андропове, он пел о репрессированных, о лагерях, о 37-м годе. Причем каждая песня - шедевр.
А в 1991 году в Москве, в переполненном до отказа киноконцертном зале "Россия" он обрушился критикой на кумиров демократической интеллигенции Сахарова и Ельцина. Еще позднее, после развала Советского Союза, он сказал, что... никакого развала не признает, и что как жил, так и будет жить в Советском Союзе.

Судьба обыкновенная моя -
Я человек, и им стараюсь быть поныне.
В стране СССР родился я,
А умирать придется, видно, на чужбине.

Адрес мой - Бухара и Калуга,
Адрес мой - Душанбе и Елец.
Но живет за граицей, под Минком, подруга,
И лежит за кордоном, в Одессе, отец.

Позднее он выразил свое отношение к власти в другом своем стихотворении.

Под Курском соловьи поют,
В Москве зады, как прежде, лижут.
Я Родину свою люблю,
А государство ненавижу.

Рублевым платят по рублю,
Зураб Москвою не обижен.
Я Родину свою люблю,
А государство ненавижу.

Немцов курчавит по Кремлю,
Клементьев, друг его, подстрижен.
Ефимыча в упор не вижу,
Поскольку Родину люблю,
А государство ненавижу.

Человека с фамилей Розенбаум любят и слушают русские патриоты и почвенники, даже ярые антисемиты. Ибо мало кто из этнических русских напишет такие казачьи песни, какие пишет Розенбаум и исполнит их так, как он. Мало кто из этнических русских так, как Розенбаум, напишет "Кандальную", "Песнь отрока", "Жеребенка", "Бабью долю"... Мало кто в России сейчас так как он, пишет песни о войне, о фронтовиках, об Афгане, о Чечне, о русском флоте...

Многие из евреев ему этого "квасного великодержавного патриотизма". не говоря уже о казачьих песнях, простить не могут до сих пор. У некоторых волосы дыбом становятся, кожа зеленеет: "Да он же антисемит!!!". Причем позволяют себе орать такое про Розенбаума те, кто никогда в жизни не напишет вещи, подобные "Бабьему яру", "Еврейскому портному", "Скрипачу Моне", "Мотлу", "Иерушалайму"... А Розенбаум, народный артист России, кавалер титулов и регалий, приезжает во всеми преданный, избиваемый и уничтожаемый Израиль - и поет со сцены:

Только одна цель - Эрец-Исраэль,
Только один гимн - Иерусалим!

Очень многие тщетно пытаются искать объяснения этому феномену Александра Яковлевича. А он очень простой. Розенбаум - евразиец. Певец евразийской судьбы. Певец своего "беспризорного невского города", сырого, дождливого и холодного, но до боли, до изнеможения родного. В каждой его песне, в каждом его слоге - евразийство - судьба его страны, судьба его цивилизации, судьба его печального еврейского народа, также неотделимого от судьбы Евразии. Еврейская Храмовая гора находится в Иерусалиме, а не на Брайтон-Бич.

Именно поэтому так легко и естественно было для Розенбаума признать себя евразийцем, отвечая на вопрос поклонника в интернете.

Выбросила карты на стол
Жизнь моя веером.
Все – на запад, я – на восток,
В запахи клевера,
В низкий предрассветный туман
В травах нескошенных,
От которых сходят с ума
Рыжие лошади...

Если бы Розенбаума не было, его следовало бы выдумать. Но он - с нами. Поет нам песни, лечит наши больные души.

Спасибо Вам, Александр Яковлевич. Низкий Вам поклон.