Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Есть у меня коллега – молодой и талантливый экономист. Он вступил, - после провальных для российских правых выборов 2003 года, - в «Союз правых сил». Вступил с правильным настроем и лучшими намерениями. И вот, первые же контакты с партийным руководством, равно как и  с активом, безусловно, самой интеллектуальной и приличной в моральном отношении политической структуры России повергли коллегу в шок.
«Что они несут?!» «Что их вообще интересует в такой тяжелый для партии и страны момент?!» - это вопросы, которые я слышу на самом деле уже далеко не в первый раз и не первый год от неискушенных (то есть не привыкших еще к такой нормальной внутрипартийной жизни) коллег.
Жадно вычитывая новости из Страны, убеждаюсь снова и снова – если бы мой коллега вступил, скажем, в одну из партий блока «Национальное единство», не говоря уже о «Ликуде», вопросы и ощущения у него были бы теми же.
И вот я в который раз отвечаю ему и другим: «Партия - это всего лишь инструмент (машина), обеспечивающая достижение каких-то позиций во власти в интересах тех или иных групп. Также это институт, снижающий издержки избирателя на поиск информации о политике и политиках  до приемлемого уровня. Грубо говоря, – это ярлычок, по которому избиратель, – как покупатель на рынке может отличить «своего» (политически «качественный товар») от чужого. В ряде случаев партия  позволяет кандидатам весьма существенно экономить при проведении кампании.
В стабильной демократии политическая партия может также немного снижать риски недостойного поведения своих членов (т.к. заинтересована в сохранении своей репутации для будущих выборов). И это все функции партии. Иных нет и не предвидится. Партия не призвана быть интеллектуальным центром или моральным лидером общества. Интеллектуальные центры могут существовать при (около) партии и ее поддерживать. Умники из этих центров могут стараться, так или иначе, повышать интеллектуальный уровень партии, но не более. Аналогичная ситуация и с моральными лидерами. Даже в религиозно ориентированных партиях демократических стран, как правило, не практикуется прямое участие моральных, («духовных») лидеров в деятельности партии - они лишь высказываются по ключевым вопросам».
Это значит, что даже самая правильная партия остро нуждается в чем-то еще, что поддерживает ее в приличной интеллектуальной форме – функция научно-исследовательского центра. В моральной опоре – грубо говоря, в героях, подвижниках, чья репутация не является гарантией правильного выбора тактики, но зато исключает морально ущербный выбор стратегии.
То есть партия нуждается в группах, которые объединяют людей не надеждой на карьеру или «джоб» (в каковой надежде я, как экономист и немного циник не вижу ничего принципиально плохого – до известной черты). Такие группы или центры объединяются общим научным, образовательным или иным интересом их участников. Но главное – обостренным чувством моральной ответственности за страну и ее выбор. Тем самым, которое подвигает большинство избирателей принимать участие в выборах, где от их личного голоса практически ничего не зависит. Только куда более мощным.
История реформ от США, Новой Зеландии и Великобритании 80-х и до стран бывшего советского блока 90-х показывает, что только наличие вокруг правых партий – основных двигателей реформ в подавляющем большинстве из этих стран – таких организаций и групп обеспечивает устойчивость и необходимую динамику преобразований.
О существовании группы «Маоф» я узнал по ссылке на петицию, среди авторов которой была Ида Нудель. А также по некоторым материалам о ее правозащитной (не лево а именно правозащитной деятельности) в Стране.
Я, как и многие другие посетители сайта пользовался материалами с сайта группы – статьями ее авторов, а также переводами, как статей моих единомышленников, так и оппонентов и даже врагов в собственных научных целях.
Существование таких групп энтузиастов создает среду, в которой политику сложнее говорить глупости или лгать. Среду, в которой нормальное стремление к карьере и заработку не перерастает в уродливую готовность продать  кровь и жизнь ближнего за лишний денек (умри ты сегодня, а я – завтра) или за лишний доллар, но придает обществу устойчивое и уверенное поступательное движение (живи сам и давай жить другим).
Среду, в которой жива надежда. Жива до тех пор, пока есть кто-то, кому «больше всех надо». Я снова захожу на сайт «Маоф», где явно немало посетителей и куда не зарастает тропа авторов. Читаю и продолжаю надеяться.