Уж, и кнессет самораспустился, и выборы, точно известно - когда, а перелицовочные рывки, задергавшись с полгода назад, продолжают раздирать политическую карту Израиля. Вот, и в конце прошедшей недели руководители Ликуда и НДИ неожиданно объявили о предвыборном слиянии в единый блок. Подробностей особых и достоверных пока нет, разве что, Генеральный Секретарь НДИ г-жи Фаины Киршенбаум (генсеку ли не верить?) сообщила, что общий список возглавит Нетаниягу, а вторым номером будет Либерман.
Провозглашается, что объединенный блок естественных союзников, правоцентристский, станет твердым ядром будущей коалиции, под руководством которой Израилю предстоят великие свершения. (По некоторым источникам, они же – тяжелые решения). То, что это объединение, уже названное Ликуд Бейтену (Ликуд – Наш дом), окажется фаворитом выборов, а Биби - ново-старым премьером, преподносилось вначале как аксиома. Специалисты подсчитали, что две партии, ныне обладающие суммарно 42 мандатами, слившись, смогут увеличить представительство чуть ли не до 60-65 мест и потому, даже без создания коалиции, будут доминировать в законодательном органе. И новый блок сумеет разгрести в следующей каденции авгиевы конюшни хронически не решаемых проблем, и провести революционные преобразования заскорузлой политической системы.
Как гром, из нового двора слышны партийные «ура!». А я, вот, чувствую: «Об ништ кен коэх шраен «Ура! ». Почему?
Вроде, с точки зрения, теории и практики партийного строительства, все логично. Фракции надо укрупнять. Не дело, когда в кнессете последнего созыва их было аж 14. Это при 120 депутатах! Мы тут провели тест, миниопрос в Фэйсбуке на тему, как респонденты представляют себе оптимальное количество фракций? По первым результатам вышло, что 25% голосовавших предпочитают 2 фракции, 71% -3…5 фракций и 4% - 6…10 фракций. Лично я согласен с большинством. До двухпартийной системы мы не доросли и вряд ли дорастем, потому что у двух евреев, как минимум, три мнения. А какой балаган бывает при сильной раздробленности, не нам объяснять, в нем живем.
Но вот у меня, простого обывателя, ни за Ликуд, ни за НДИ, ни за Ликудейну голосовать не собирающегося, есть кое-какие сомнения. С одной стороны, раз специалисты подсчитали, то, наверно, так оно и будет. Но, с другой стороны, на следующий же день нашлись другие специалисты, которые подсчитали, что представительство Ликудейну в кнессете снизится до 15-25 мандатов. А это четко – потеря власти.
На что же рассчитывали теоретики объединения? Специалисты, а, конкретно, главный ученый министерства абсорбции (ГУМА), что в руках НДИ, считает, что электоральный вес «русских» составляет около 20 мандатов, и по опросам 60-70% этого электората собираются голосовать за Ликуд, НДИ или совместный блок, т.е. дают 12…14 мандатов. Более того, ГУМА отмечает, что на прошлых выборах «русские» голоса конкурентно распределились между НДИ и Ликудом, и объединенному блоку вряд ли стоит рассчитывать на прибавку из этого ресурса. Вместе с тем, некоторые другие специалисты подсчитали, что именно устранение конкуренции между Ликудом и НДИ уменьшит у «русских» избирателей синдром Агафьи Тихоновны и добавит блоку пару мандатов! Остается понять источник еще, по крайней мере, десятка-полутора прогнозируемых мандатов. Из электората разваливающейся на глазах Кадимы, что ли? Внятного объяснения специалисты не дают пока.
Зато видны факторы предполагаемого оттока избирателей от Ликуда и НДИ, вызванного их слиянием. Качественно они выглядят так.
Сопротивление слиянию, особенно, со стороны Ликуда. 30 октября у них должна пройти партийная конференция, долженствующая утвердить слияние партий. Полагаю, что Нетаниягу добьется положительного решения, но, разумеется, не всепартийного одобрямса. А это значит, что ряды Ликуда и, соответственно, его электората могут из-за неудовлетворенности и протеста покинуть какие-то бонзы и за них голосующие.
Экономические воззрения. Если у самого Нетаниягу, ликудовских министров и Ликуда в целом, они либерально-рыночные (впрочем, у Либермана, Мисежникова, Ландау – тоже), то партия НДИ в глазах ее «русских» избирателей в значительной мере, причем, оправданно, выглядит ходатаем социальных интересов «русских» и других олим. В «бибермановской» же унии НДИ придется сократить или вовсе прикрыть этот род своей деятельности, ибо продолжение ее приведет к ревности и недовольству со стороны простых избирателей-«мизрахов», давней и значительной, если не основной, электоральной базы Ликуда. И это может вызвать два направления оттока: «русских» - к Лапиду или в Аводу, «мизрахов» - в ШАС, усилившийся умным и харизматическим Арье Дери. Страдальцем, к тому же. Лишь бы запустили они посильнее рекламный запах плова или звон денег!
Недовольство левых ликудников. НДИ во главе с Либерманом, благодаря «большой» прессе, слывет чуть ли не правоэкстремистской партией. Насколько это соответствует действительности - вопрос другой. Вместе с тем в руководстве Ликуда и его депутатской фракции немало влиятельных высокопоставленных бонз, «наследных принцев», исповедующих политические взгляды и методы, далекие от идей Жаботинского, но, скорее, леволиберальные. Поэтому слияние может привести к конфликту за сферы политического влияния, и при победе Бибермана вытолкнуть из партии, опять же – к Лапиду, в перелицованную Кадиму, Аводу крупных политиков и, соответственно, их электорат.
Расстыковка политических платформ Ликуда и НДИ. Мне она кажется важнейшей. Хотя для партийных вождей, может быть, и нет. Ибо ликудники давно забыли, что их партия построена на тезисе о неделимости Эрец Исраэль. Не кто иной, как Биби, пусть, даже по должности и внешним обстоятельствам, втянутый в политически-демагогическую игру, согласился на конструкцию «двух государств для двух народов», правда, с кучей оговорок, на сегодня принципиально неприемлемых для «партнэров». Но программу Ликуда никто не менял, и отдавательские прецеденты Бегина, Биби I и Шарона как были антипартийными, антиликудными, так ими и остались. А вот последняя из доктрин Либермана, поименованная для мутности «обмен территориями и населением», официально, от имени НДИ подразумевает арабское государство или полугосударство (кантоны) в Эрец Исраэль, с которым Израиль должен заниматься бартерными обменами людьми и землями, что в принципе противоречит программе Ликуда.
Возможно, слияние двух партий с несовместимыми политическими программами, приведет к оттоку правого электората в сторону списка Байт Йегуди, который с большой вероятностью возглавит харизматичный Нафтали Беннет, или к партии Атиква.
Так что, как сможет возникнуть из «биберманской» унии крупная многовекторная партия, мне, простому обывателю непонятно. Как писал наш классик, «будь я Ротшильд...», то я бы объединялся после выборов, а не до.
И возникает опасение, что как бы эти игры с объединением не привели, в результате, к власти левых, которым, в общем-то, несмотря на нынешний шок, достаточно еще времени, чтобы перестроиться, сорганизоваться, сбиться в стаю, вытащить из рукава затертых крапленых тузов, замылить мозги нашему брату-избирателю… Уж, в этом они мастера непревзойденные!
И вот, что меня еще волнует. Более всего. Ситуация несколько напоминает мне выборы-2003 с последующим созданием правительства национального единства во главе с Шароном. Помните для чего? И какими тяжелыми решениями это кончилось?
Иерусалим. 28.10.12