Ничего не вызывает бурю в этой избирательной кампании. Не только конец этой избирательной кампании известен заранее, но и впервые за 45 лет нет в предвыборных дебатах никакого существенного спора - ни политического, ни социального. Центральная тема, разжигавшая страсти между правыми и левыми на протяжении почти двух поколений, охладилась в течение последней каденции и растворилась, образовав некую мелкую лужу. Парадоксальным (и запутывающим) образом главный политический диспут закончился однозначным успехом левых и явной победой правых. В этой области расстояние между Биньямином Нетаниягу и Яиром Лапидом или Шели Яхимович не превышает 2 миллиметра. Все они согласны отступить с "территорий" за исключением поселенческих блоков и создать "палестинское государство" более-менее по рецептам Йоси Бейлина. С другой стороны, это явная победа правых - вдруг все понимают, что не с кем заключать эту сделку и что "палестинцы" не готовы отказаться от конфликта и не хотят государство, которое Йоси Бейлин предлагает им. Так что обе стороны не довольны, но им не осталось о чем спорить.
И по социально-экономическому вопросу пыл дискуссии кажется фальшивым и не случайно он не увлекает за собой массы. Вы не убедите меня, что Эли Ишай относится к "капиталистическим правым", а Яков Пери - к "социальным левым". Кроме Аводы во главе с Шели Яхимович, вся остальная часть левого лагеря - Лапид-Мофаз-Ливни-Ольмерт - относится в этом смысле к правым, а не к левым, и нет никакой дискуссии между ними и Ликудом Биньямина Нетаниягу. Меня даже Шели Яхимович не может убедить, что она несет весть о переменах в израильском обществе или экономике. Израильская экономика в самом деле капиталистическая, приватизированная и основанная на рыночной экономике, но ни в коем случае нельзя назвать "свинским капитализмом" экономику, в которой есть всеобщее обязательное медицинское и пенсионное обеспечение, минимальная зарплата закреплена законом, есть страховочная сетка выплат по безработице, бесплатное среднее образование и субсидируемое высшее образование, и сильный профсоюз. Израильский средний класс в самом деле тяжело работает и иногда с трудом сводит концы с концами, но он и ест, и пьет, и весел, и просиживает в кафе, и ездит на новых автомашинах, и летает за границу. Он не обеднел. Буквально нет. Всегда есть что исправить и улучшить - и всегда есть что испортить, но даже если бы Шели Яхимович была реальной кандидаткой, спор между ней и политикой Нетаниягу-Штайница-Стенли Фишера о деталях, а не о сути.
И светско-религиозная арена не полыхает на этот раз. Лапид-младший - это не Лапид-старший, он настроен на компромисс, а не на спор, и включает религиозных в свой список. Даже "протест фраеров" слышится как предвыборный лозунг, а не вопль сердца. Все знают, что вопрос призыва харедим не будет решен одним махом или голосованием на выборах - это длительный процесс и Ольмерт или Ливни не сделают что-то иное, чем Нетаниягу.
Больше спорт, чем политика
Так что же создает разделение на правый и левый блоки? Если различия настолько затушеваны и в политической, и в экономической сферах, зачем избирателям Яира Лапида нужен Яир Лапид? Почему бы им не голосовать за Ликуд? Почему комментаторы возлагают такие большие надежды и пожелания сердца (неоправданно преувеличенные) на чудо, которое, может, произведет для них Арье Дери и переведет ШАС в левый лагерь? Чем им так плохо, что власть в руках Нетаниягу, почему как сладостна для них мечта, что власть перейдет к другой стороне, которая на самом деле не так уж отличается? Если это уже не имеет отношения ни к "миру", ни к социализму, то что делает левых левыми и что делает Ликуд во главе с Нетаниягу правыми? Ответ находится, видно, больше в области спорта, чем политики. Это своего рода камеическое разделение "мы и вы", более клановое, чем политическое. То, что называется у нас левым блоком, это, в сущности, "белое племя". Светские ашкеназы-уроженцы Страны, тоскующие о маленькой Эрец Исраэль, где они всем правили, все контролировали, о прекрасных днях, когда никто не оспаривал их чувство просвещенного превосходства.
Но сладкая мечта не воплотилась в жизнь. Вот более-менее известные заранее результаты выборов: правый блок победит с небольшим отрывом, Нетаниягу будет формировать правительство и присоединит к коалиции партию Лапида из левого блока, который будет выполнять в правительстве ту же роль, что выполнял Барак в нынешнем правительстве, и таким образом, что было, то и будет. Все остальное - персональные игры кресел, интересующие, в основном, только претендентов и их родственников. Единственный вопрос, вызывающий интерес, - это куда пойдут 28 мандатов Кадимы, которая сама стремится к 0. Уже был у нас прецедент партии Шинуй, которая в миг скатилась с 15 мандатов к 0, но именно тогда возникла Кадима, чтобы заполучить почти все их, и кроме того, сейчас речь идет о почти вдвое большем количестве мандатов. Я не помню другого примера - у нас или в другой демократической стране - чтобы самая большая фракция в парламенте за один раз скатывалась до границы электорального барьера или исчезала вовсе. Можно предположить, что избиратели Кадимы разделятся, в основном, между Аводой и Яиром Лапидом, но у вопроса: как именно они разделятся - будет определенное влияние на политическую систему. Поскольку голоса, которые будут отданы за Аводу, пойдут к оппозиции, а партия Лапида будет партнером в будущем правительстве Нетаниягу, то чем эта партия будет больше, тем она увеличит возможности маневра Биньямина Нетаниягу и позволит ему отказаться от партнерства с одной из правых партий.
Сделка собирающих милостыню
Кстати, о правых партиях - несколько слов о Даниэле Гершковиче. Сделка, заключенная Вами с Орлевом, г-н профессор, не только грязная, но и глупая. Она немного напоминает анекдот о двух нищих под Лондонским мостом, один из которых продал другому мост, не принадлежащий ему, а тот заплатил ему чеком без покрытия. Звулун Орлев - очень одаренный человек, отличный парламентарий. Но Вы знаете, что что-то в его поведении постоянно опускает его партию все ниже и ниже. Он устранил со своего пути Ицхака Леви и Шауля Яалома и короновал вместо них Эфи Эйтама, чтобы получить благодаря ему 6 мандатов, а затем вышвырнуть и его... и привести Вас. Что произошло потом с Вами и Вашим руководством партией знаете не только Вы, но и многие из Ваших приближенных, слышавших от Вас все Ваши беды и огорчения. А сейчас, когда прояснилось Вам, что Вы не получите первое место в списке, Вы агитируете голосовать за Орлева в обмен на обещание, которое не будет выполнено, дать Вам высокий министерский пост в правительстве?
Это обещание не будет выполнено в первую очередь потому, что, скорее всего, даже с Вашей помощью Орлев не победит на праймериз. Те люди, которые поддерживают Вас, были бы готовы сделать многое для Вашего избрания, но они не солдаты, получающие приказы. С того момента, как Вы не среди кандидатов, закончились их обязательства по отношению к Вам и они проголосуют за того, кого считают более достойным. Но обещание не было бы выполнено даже в случае победы Орлева. Вы ведь знаете его. Зачем Вам этот позор? Еще не поздно проиграть с честью и вернуться в университет.
("Макор ришон" 26.10.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ