Maof

Tuesday
Apr 16th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Пусть попляшут перед нами

После многих месяцев шума и трескотни, ставок и рекламы, кажется, что выборы в муниципальные органы власти гораздо больше интересовали журналистов, чем жителей тех населенных пунктов. Ведь выборы - это фестиваль Лас-Вегас для нас - сидящих за клавиатурой. Как скачки на ипподроме, сопровождаемые ставками на лошадей, поднимаются перед нами политики и тешатся борьбой, а нам лишь остается, удобно усевшись, передавать репортажи и улыбаться забавной драме. На этот раз забег включал ряд милых трагедий. Переезд из города в город кандидата на пост мэра столицы, выстрелы в направлении муниципалитета Лода и два поссорившихся брата, соперничающих за пост мэра Нешера (и оба проиграли), и трое отстраненных судом мэров, вновь побеждающих на выборах.

Но в конечном итоге мы - журналисты - были основными зрителями этой теленовеллы. Народ Израиля проявил равнодушие к этому демократическому процессу, проходящему возле места жительства. Особенно выделялась апатия жителей крупных городов, где процент голосовавших с трудом достигал 30%. Жители периферии не могли себе позволить такое равнодушие - возможно потому, что, по их мнению, после того, как государство забросило их так далеко, все, что осталось им, - это местные органы власти. Они хотя бы спустились к народу и живут с ним на крайнем севере или юге. Как сказал один из дававших интервью нашему корреспонденту Эльяшиву Райхнеру: "Когда завод закрывается в Тель-Авиве, никому не приходит в голову демонстрировать перед муниципалитетом. Если фабрика закрывается в Сдероте, все приходят с плакатами к местниму совету". Жители больших городов чувствуют себя частью чего-то серьезного. Их город достаточно важен, чтобы заинтересовать Кнессет, так что они не должны заниматься местными глупостями. Проблемами Тель-Авива и Иерусалима будут заниматься политики общеизраильского уровня, так какое дело жителям, кто мэр города?

Кроме этого, разумеется, существует опасность недовольства. Гневающийся на мэра или на муниципалитет потрудится прийти на избирательный участок; тому, у кого все в порядке, не к спеху пойти голосовать, чтобы поддержать мэра. Но что? - как в "Будущей звезде": тот, кто не голосует "за", фактически голосует "против". Низкий процент голосования был опасен для действующих мэров Тель-Авива и Иерусалима. Они победили в итоге, но с гораздо меньшим отрывом, чем предвещали опросы, и без всякой связи между процентом жителей, видящих в них своих представителей и конечными результатами выборов.

Пусть попляшут родители вместо нас

И все же борьба за Иерусалим заинтересовала даже хронически спящих. После нескольких месяцев усиливающегося напряжения соперничество между Ниром Баркатом и Моше Леоном завершилось крупным поражением Арье Дери и Авигдора Либермана. Несмотря на низкий процент голосовавших, работавший в пользу "человека из Гиватаима" и несмотря на мобилизацию покойного раввина Овадьи в кемпейн Леона, Моше Леон не будет следующим мэром Иерусалима. Но это не из-за его предвыборной кампании и на из-за предвыборной кампании его соперника - поддержка Дери и Либермана провалила его кандидатуру.

Поддержка политиков и общественных деятелей - это часть политической игры и она логична, но когда поддерживающие задействуют весь свой вес, то кандидат задыхается. Большая тень той пары полностью закрыла их кандидата и не позволила жителям понять, кто он и есть ли у него что сказать. Покойный раввин Овадья хочет, чтобы мы выбрали его, ШАС и Ликуд-бейтену хотят, чтобы мы выбрали его, но мы еще не поняли, почему мы должны голосовать за него. Кроме лозунгов, мы не слышали голос самого Леона и не убедились, что у него есть что-то свое сказать. По мере продвижения избирательной кампании он вырисовывался как серьезный человек, способный продвинуть вопросы, которые кто-то другой определит для него. Дери и Либерман вели себя по отношению к нему, как родители, приехавшие с ребенком на состязание юных талантов и начинающие плясать и петь вместо него.

Народная мудрость чувствует эти тонкости. Умеет определить, когда политик поддерживает, а когда пользуется кандидатом как марионеткой. В итоге такой кандидат будет действовать, пока его задействуют, и будет выброшен, когда дергающие за ниточки не захотят его больше. Для Либермана-Дери и Со в данный момент Леон был тем, в чем они нуждались, - слабый и послушный мэр, которого они хотели в Иерусалиме. Но Иерусалим хотел мэра, а не домашнее животное.

("Макор ришон" 25.10.13)


Перевод: Лея Халфин
МАОФ