Maof

Sunday
Nov 17th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
{nomultithumb}

"Царь этрогов", редкость - был продан на рынке Бней-Брака за 200 долларов. Фото с jr.co.il




«И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые, и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Господом, Богом вашим, семь дней» (Ваикра 23:40)




Тора заповедует евреям собирать во время праздника Суккот четыре вида растений: «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (это этрог, близкий родственник лимона), ветви пальмовые, и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Господом, Богом вашим, семь дней» (Ваикра 23:40). Заповедано также строить сукку и пребывать в ней все дни праздника: «В кущах живите семь дней, каждый житель Израиля должен жить в кущах...» (Ваикра 23:42). Возможно, в древности евреи использовали четыре вида растений для построения сукки. Мудрецы идентифицировали «плод дерева красивого» с этрогом, а «дерево густолиственное» с миртом (Сукка 32 б; 35 а). В древности обряд с четырьмя видами растений проводился храмовыми священниками и мирянами по-разному, но после разрушения Храма, в память о нём, стал принят единый для всех сынов Израиля ритуал, совершаемый по храмовому образцу.
В Торе нет объяснений, почему отобраны четыре определённых вида растений, но можно предположить, что уже тогда они символизировали плодородие земли и надежду на богатый урожай в новом году. Четыре - это число, которое обычно ассоциируется с землёй: четыре времени года, четыре направления света и т.п. Можно допустить, что четыре вида символизируют четыре сельскохозяйственных района Израиля: лулав (пальмовая ветвь) - низины, верба - реки, мирт - горы, этрог - орошаемые земли. Четыре вида растений также символизируют исторический процесс заселения Земли Израиля. Пальма символизирует период странствий в пустыне, верба - воду, открытую при вступлении в Эрец Исраэль, мирт - посадки в горных районах, а этрог - фрукты, собранные спустя несколько лет после того, как еврейский народ обжил эту землю.
Мидраш приводит многочисленные символические толкования четырёх видов растений. Так, каждое из них символизирует разный тип человека, а все вместе они символизируют еврейский народ: «Плод дерева адар (этрог) - это народ Израиля. У этрога есть вкус и запах, так и в народе Израиля есть люди, соединяющие в себе знание Торы с добрыми делами. Ветви пальмы - это народ Израиля. У финиковой пальмы есть вкус, но нет запаха, так и в Израиле есть люди, у которых есть знание Торы, но нет у них добрых дел. И ветвь дерева авот (мирт) это Израиль. Нет вкуса в адасе (мирте), но есть у него запах, так и в Израиле есть люди, совершающие добрые дела, но нет у них знания Торы. И вербы речные - это Израиль. Нет в этой вербе вкуса, и нет у неё запаха, так и Израиль: есть среди них люди, у которых нет ни Торы, ни добрых дел. А Всевышний, благославен Он, что Он делает? Истребить этих сынов израилевых нельзя. Поэтому сказал Всесвятой, благославен Он: да будут связаны они вместе (как четыре вида) и искупят друг друга» (Ваикра 30:12).
Четыре вида растений также символизируют человеческое тело: лулав имеет вид позвоночника, этрог похож на сердце, миртовые листья на глаза, листья вербы на рот. Собранные вместе, они символизируют служение Всевышнему всем физическим существом человека (Псалмы 35:10; Ваикра Раба 30:14). Каббалисты утверждают, что четыре вида растений, собранные вместе, составляют Имя Всевышнего и символизируют 10 сфирот, которые составляют «тело» Бога. Во время благословения принято держать этрог в левой руке, а три других
растения в правой. Растениями машут в шести направлениях: восток-запад, север-юг, вверх-вниз, что символизирует власть Бога над миром, а также идею Его всемогущества. На Суккот принято обходить вокруг синагоги, распевая хвалу Всевышнему и держа растения в поднятых руках, что символизирует радость Израиля хорошему урожаю. Во времена Храма Суккот был самым весёлым народным праздником.
И в наши дни четыре вида растений символизируют эту радость.

Сегодня я хочу рассказать подробнее об этроге. Почему? Не знаю. Может, из-за любви нашего СМИ называть именем этого чудесного плода и древнего еврейского символа всяческих сомнительных политиков. А так не хочется сравнивать грязные человеческие делишки с прекрасным растением...

Цитрон, цедрат (Citrus medica), растение рода Citrus семейства рутовых имеет самые крупные из всех цитрусовых плоды. Их длина составляет 12-40 см, диаметр – 8-28 см. Они продолговатые, жёлтые, как лимон, иногда оранжевого цвета, с необычайно толстой (2,5—5 см) кожурой и кислой или кисло-сладкой, слегка горьковатой малосочной мякотью.
Разновидность, о которой у нас идет речь, - Citrus medica var. Ethrog Engl., Этрог, אתרוג
В Израиле не дикое растение, выращивается специально.

Цитрон - кустарник или небольшое дерево высотой до 3 м. Ветви с одиночными пазушными колючками длиной 3-5 см. Листья крупные, продолговато-овальные, плотные, с короткими крылатыми черешками. Верхние листья растущих побегов пурпурного цвета, на вызревших побегах - тёмно-зелёные.


В заповеднике Неот-Кедумим дерево этрог плодоности почти круглый год.


Цветки белые, крупные, одиночные или в соцветиях, обоеполые или функционально мужские.


Цветок этрога.
Фото с pds.co.il


Цитроновые деревья растут преимущественно на приморских равнинах; с них никогда не опадает листва. Цитроны цветут весной, распространяя приятный аромат, причём плоды остаются на дереве круглый год. Тора повелевает нам взять плод дерева "хадар". Талмуд объясняет, что это этрог.


Фото с pds.co.il


Существует несколько видов этрогового дерева; в Израиле преобладает малый этрог; большой этрог был привезен в страну йеменскими евреями (ср. Сук. 36 б, где упоминается большой этрог, который несут на плече). Наряду с кислым этрогом есть также сладкий сорт (ср. Шаб. 109 б). С увеличением числа цитрусовых видов этрог был скрещен с другими цитрусовыми деревьями, что, возможно, объясняет, почему в наши дни так трудно выращивать нескрещенный этрог: нескрещенный вид подвержен болезням и плохо противостоит вредителям, а его питтам (`головка плода`) обычно атрофирован. В то время как в древности питтам был наглядным признаком высококачественного этрога, сегодня те, кто стремится приобрести только нескрещенный этрог, отличают его по отсутствию питтам.


Фото с pds.co.il



До конца 19 в. центром выращивания этрога был о. Корфу, откуда плод поступал в еврейские общины Европы. В позднейшие годы этрог стал поступать в Европу из Эрец-Исраэль. Сегодня израильские производители этрога полностью обеспечивают местный спрос и экспортируют плод во многие еврейские общины мира.


Этрог в период Второго Храма.

В период Второго Храма этрог был одним из главных мотивов изображения на монетах, на стенах и мозаичных полах синагог. В более поздний период этрог стал символом Машиаха. Возможно, этим объясняется его связь с одним из самых весёлых древних праздников в Храме - Суккот, а также с сопутствующей этому празднику мессианской темой. Существует обычай оберегать этрог в Суккот, особенно его хрупкую головку, храня плод в специальной украшенной коробочке. Напоминающий по форме сердце, обладающий благоуханным ароматом и приятным вкусом, этрог является популярным символом еврея, славного своими добрыми делами и знанием Торы.
Этрог - уникальное растение, поскольку его оплодотворяемый женский орган (головка плода) не отваливается после созревания фрукта, и дерево может плодоносить круглый год.
По форме этрог напоминает матку и шейку матки, соответственно являясь символом женственности и плодородия, который в соединении с фаллическим символом лулава создаёт образ дуализма и равновесия полов, наиболее подходящий празднику сбора урожая - Суккот.
По преданию, этрог, называемый также «райским яблоком», мог быть плодом, сорванным Адамом и Хавой (Евой) с Древа Познания.

Поскольку карой Хаве стало рождение детей в муках, народная примета рекомендует беременным женщинам употреблять этрог в пищу для облегчения болей при родах. Иногда после праздника Суккот женщина, ожидавшая трудные роды, помещала головку этрога под подушку.

Талмуд говорит, что у беременной женщины, съевшей этрог, родятся «благоуханные» дети (Механот 27 а).

Некоторые исследователи полагают, что этроговое дерево, родина которого в Индии, появилось в Эрец-Исраэль лишь в эпоху Второго храма, а в библейской фразе имеется в виду любой красивый (хадар) плод, согласно другому мнению — пиния или кедр, санскритское название которого «дар». Однако есть свидетельства, что этроговое дерево было известно в древнем Египте и, поскольку плод использовался в ритуале праздника Суккот, его выращивали в Эрец-Исраэль уже в эпоху Первого храма.

Этроговое дерево отличалось от всех других фруктовых деревьев, культивировавшихся в Эрец-Исраэль, тем, что оно требовало постоянного орошения. Этот факт приводится среди талмудических аргументов в пользу отождествления библейского при эц хадар с этрогом: эц хадар интерпретируется как эц хиддур, то есть дерево, требующее воду (ср. греческое «хюдор» — `вода`; Сук. 35 а; ТИ., Сук. 3:5, 53 г). Поскольку этрог был единственным цитрусовым, известным в Эрец-Исраэль в мишнаитский и талмудический период, вопрос о возможности использовать этрог, собранный с привитого дерева, был поставлен сравнительно недавно.


Как выбирать этрог


Проверка качества этрога - очень важное дело во все времена.
Фото с yiddish.forward.com


Этрог должен быть целым. Если у него отсутствует хотя бы малейшая часть, он не пригоден для использования в первые два дня Суккота (в Эрец-Исраэль - один день). В полупраздничные дни это допускаются.
По величине этрог должен быть не меньше крупного яйца. Для "хидура" (идеального исполнения заповеди) требуется более крупный этрог.
Дерево, на котором рос этрог, не должно быть привитым другим видом, например, лимонным деревом.
Строгое требование к этрогу: на его верхней части ("хотам" или носике) не должно быть дефектов, даже мельчайших чёрных пятен на кончике. Если такое пятно нельзя удалить, этрог считается некошерным. Мицва считается идеально исполненной, если на верхней части этрога вообще нет никаких дефектов.
Этрог должен сужаться кверху и образовывать выступ наподобие обрезанной веточки, который называется "питам". Этот выступ увенчан головкой в виде цветка - "шошанта".
Минимальное требование к "питаму": он не должен сильно выступать. "Хидур" (идеал) достигается в том случае, если "питам" - целый, хорошо заметен и как бы является продолжением черенка.
Верхняя часть этрога от того места, где он начинается сужаться, называется "хотам".
Выступы и пупырышки - характерная особенность этрога.
Этрог не должен быть круглым, как лимон. У этрога своя характерная форма - он широк в основании и сужается кверху. Этрог-хидур имеет совершенную форму с выступами и пупырышками.
На широком основании этрога должен оставаться черенок "окец" веточки, на которой он висел на дереве.
Необходимо учесть, что галахические правила, касающиеся этрога, очень сложны и требуют большого практического опыта. Поэтому в случае сомнений при выборе этрога надо обращаться к компетентному раввину.


Тщательная проверка качества этрога сегодня.
Фото с gmaranet.cet.ac.il



Как хранить этрог?

В специальной коробочке. Фасонов этих коробочек множество.
Например, такая:


Этрог в коробочке, фото сайта moreshet.co.il


Серебряные коробочки для этрогов можно купить на hazorfim.com


Что в нем полезного?

Плоды содержат флавоноиды (гесперидин), пектиновые вещества, из кожуры получают эфирное масло. Применяется в азиатской медицине и в Великобритании при заболеваниях почек и малярии.

В древности и в Средневековье цитроны использовали как средство от морской болезни, легочных, кишечных болезней. Сок цитрона с вином считался эффективным противоядием.

Плоды используются в народной медицине. Кожуру плодов использовали как средство от дизентерии. Цукаты продаются как желудочный стимулянт, отхаркивающее средство и тоник.


Почему он такой?

В составе прессового масла из кожуры цитронов обнаружены:
β-пинен 1% , лимонен 68%, транс-β-оцимен 2.5%, γ-терпинен 1%, линалоол 1%, нерол 2.5%, нераль 6%, карвон 2.4%, гераниаль 9.5%.

Масло из листьев цитрона (петигрейн-цитрон) имеет свежий приятный запах лимона с цветочный нотой. Содержит: нераль 9%, гераниаль 20%, линалоол, нерол 5%, гераниол 30%.

Применяется для придания тонов свежести в одеколонах.


Что и как у него едят.

В древности наряду с культовым употреблением этрог использовался и в других целях: его толстая кожура шла в пищу — её мариновали в уксусе или разваривали в кашицу, а из его долек изготовляли благовоние, которое к тому же высоко ценилось как противоядие от укуса змеи (Сук. 6 б, Ма‘ас. 1:4, Шаб. 109 б).

В настоящее время плоды практически не употребляют в свежем виде. Они идут на приготовление цукатов, джема и варенья.

Для производства цукатов используют недозрелые плоды, которые появляются после весеннего цветения деревьев. Плоды должны иметь зеленую яркую кожуру и быть не более 12-15 см длиной и 7-10 см длиной.

Традиционно цедра цитрона является важной статьей в международной торговле. Плоды разрезают пополам, отделяют пульпу и вымачивают в растворе морской или обычной соли приблизительно 40 дней. Воду меняют каждые две недели, затем промывают, и укладывают в деревянные бочки, заливая свежим рассолом. В таком виде цитроны поставляются на экспорт. Наилучшего качества цитроны выращивают в Италии.

Затем, уже на местах, после промывания от соли и отваривания, чтобы размягчить кожуру, цитроны варят в сахарном сиропе, это делают главным образом в Англии, Франции и Соединенных Штатах. Засахаренную цедру сушат на солнце или консервируют для дальнейшего использования в кондитерских изделиях – фруктовых кексах, plum pudding, булочках, конфетах, драже и леденцах.

Другой метод сохранения цедры – вакуумная сушка с последующим восстановлением при добавлении воды. Правда, в этом случае аромат цитрона несколько слабеет, и в сироп для варки цукатов добавляют листья лимонов и апельсинов.


Конфитюр "Этроги" - продается на сайте Святая Земля


Джем из этрога можно сделать самому:

Для рецепта вам потребуется:
- этрог - 1 шт.
- апельсин - 1 шт.
- сахар - по вкусу
- вода.

Вымыть этрог и апельсин, разрезать пополам в длину и очень тонко нарезать. Удалить семена. Замочить фрукты на ночь в воде.
Сменить воду и довести до кипения. Снова сменить воду и ещё раз вскипятить. Слить воду. Взвесить фрукты и добавить столько же по весу сахара. Варить на слабом огне 45 минут, пока джем не начнет желироваться.


Также имеется в продаже ликер "Этрог" из кожуры плодов.
Его можно купить на pasiflora.co.il



Где взять этрог к празднику?

Во-первых, можно вырастить самому.


Можно купить молодое деревце в оранжерее, например в Нимфее



Во-вторых, купить


Продажа на рынке "Бен-Йехуда"
Фото с tiuli.com




Источники:

http://www.pds.co.il/sites/pds.php?cosmetic=561&site=6
http://www.eleven.co.il/article/12506
http://www.shofar.ru/suk/index.htm?page=2
http://www.oranim.ac.il/
http://www.gotovim.ru/recepts/conserve/dzhem/16425.shtml
http://nature-home.ru/zitron.html
http://worldofspice.sitecity.ru/ltext_2601160740.phtml?p_ident=ltext_2601160740.p_2701114035
http://www.agbina.com/site.xp/053048054124050051054056.html


Также предлагаю вашему вниманию очень интересную статью об этроге - он интересует не только меня:)

Плод райского сада

Некод Зингер

http://www.booknik.ru/context/?id=12283


Этрог (Citrus medica), именуемый за пределами еврейского мира цитрон, citron, cedrat, citronnier des Juifs, cidra, poncil, poncidre, cedro limón, cidrao, cedrone, cedratzitrone, citroen, beg-poora, limau susu, som-mumanao ripon, thank-yen, tipolo, kou-yuan и даже, согласно Теофрасту,
«персидское яблоко» — деревце невеликое, от 2 до 4 метров высотой, но едва ли не самое древнее и таинственное на свете. Семена этрога были найдены в месопотамских раскопках, относящихся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Первое из дошедших до нас еврейских изображений плода этрога находится на серебряной монете 136 г. до н. э. А футляры для этрогов давно стали одним из основных жанров художественной юдаики.
Самые крупные и гладкокожие этроги, иногда напоминающие по форме артиллерийский снаряд, иногда более округлые, принадлежат к сорту, называемому по идишской традиции «йеневер» — то есть, генуэзский. В Италии этот же сорт именуют «диаманте». Генуэзский сорт происходит — так же, как и корсиканский, коринфский и
критский — от тех этрогов, которые завез в Европу Александр Македонский. На самом деле такие этроги выращивались только на юге Италии, в Калабрии, а из порта Генуи развозили их в прежние времена по всему ашкеназскому миру. В Российской империи этот сорт стал излюбленным в хасидских кругах и до сего дня остался практически незаменимым для Любавичских хасидов, которые разводят генуэзские этроги с момента основания Кфар-Хабад в Израиле. Особое отношение к этрогу основано на
традиционном предании о том, как Моисей был нарочно перенесён с горы Синай в Италию, чтобы увидеть, что такое настоящий «плод великолепного дерева», о котором говорит заповедь Всевышнего.</p>

Сефардские евреи предпочитают марокканский сорт, до сих пор произрастающий в горах Северного Марокко. Его слегка вытянутая яйцеобразная форма с мягким заострением к концу действительно наиболее гармонична. Драгоценная кожура кажется произведением вдохновенного златокузнеца.
Марроканский этрог, хоть обычно и не велик, зато отвечает самым возвышенным представлениям о формальном совершенстве. Когда я вижу такой этрог, во мне пробуждается сефард.

Йеменский этрог, таймани, завезенный в Эрец-Исраэль из Южной Аравии, имеет более грушеобразную форму с наиболее четким разделением на узкую переднюю и широкую заднюю части.
Особо остроносые, с длинным побегом, этроги – сорта РАМИ (Рабби Михоэла Йегуды Лефковича), о которых Хазон Иш сказал: «Это этрог». Он же благословил и велел выращивать сорт Гальперна, самый продолговатый и пупырчатый, по форме сильно напоминающий огурцы на картинах мастеров итальянского и испанского Возрождения.

И, наконец, Браверман – некрупный, кривоватый, корявый, чрезвычайно бугристый и практически лишенный мякоти, но зато самый эфирный сорт, который, пожалуй, более всех прочих разновидностей выражает эстетический идеал нашей странной страны. Этот этрог выращивает в Израиле со времен основания Петах-Тиквы семейство Браверман и сорт назван в их честь. Именно об этом этроге Рабби Йегошуа Лейб Дискин (Брискер Ребе) некогда сказал: «Это мое дерево».Упомянем также совершенно не кошерную, не имеющую к нам никакого отношения разновидность цитрона – «Пальцы Будды» из Китая и Индокитая. Выглядят эти плоды в полном соответствии с названием.

В пищу по всему миру идут цукаты, которые готовят из этрогов, по-разному обрабатывая цедру, составляющую основную массу плода. Цукаты обычно можно купить в израильских лавках пряностей и «здоровой пищи». В Китае целыми свежими этрогами принято ароматизировать помещения, а сок добавлять в воду для полоскания особо ценного белья. Из цедры и цветов дистиллируют эфирное масло, которое обладает антибиотическими свойствами и также используется в парфюмерии. Но былое величие этрога, в древности снискавшее ему славу панацеи чуть ли не от всех недугов, сегодня почти забыто. Стоит, однако, упомянуть, что этрог считался идеальным антидотом против многих ядов, обезболивающим и антиревматическим средством, а также одновременно транквилизатором, стимулятором и афродизиаком.

Интересные исторические свидетельства об этрогах мы находим в Мишне, где приводится история об одном из священников-саддукеев, который, возливая вино на жертвенник, «пролил его себе на ноги, и побил его весь народ своими этрогами». (Трактат Сукка 3:5) Замечательный пример праздничного благочестия и бесценная иллюстрация того, какого накала достигали внутриеврейские религиозные войны.

В том же разделе рассматриваются различные условия, делающие
этрог не кошерным для праздника: большой и сухой, тёмный (негритянский), белый (по поводу зелёного мнения разошлись), треснувший, щербатый и, конечно же, с отвалившейся головкой. Не говоря уже о плодах, использовавшихся в языческих культах. Допустимый размер этрога – от размера ореха или яйца до такой величины, чтобы два плода можно было бы удержать одной рукой (а Рабби Йегуда говорит: даже [если обхватит] двумя руками один).
Еще одна запись свидетельствует о том, что немедленно по окончании праздника «дети бросают свои лулавы (пальмовые побеги) и съедают свои этроги» (4:7).

Вечнозелёная листва, ароматные белые цветы и удивительные плоды, о которых, собственно, и пойдет речь, с небольшой головкой (на иврите «питам») – остатком чашелистиков на кончике плода, пребывают на дереве одновременно, во все сезоны, что служит одним из оснований для толкования библейского стиха: И возьмите себе в первый день (праздника Суккот) плод дерева הָדָר(hадар) [в арамейском переводе Онкелоса אֶתְרוֹגִין (этрогин)], побеги финиковой пальмы и ветвь дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим семь дней. ( Ваикра, гл. 23, ст. 40) РАШИ объясняет hадар следующим образом: тот, что пребывает (hа-дар) на дереве своем из года в год, и это – этрог.
Основное значение слова hадар – великолепие, блеск. И с этой характеристикой этрога трудно поспорить. Мидраш Танхума приводит, пожалуй, единственный пример в истории, когда великолепие этрога затмилось:

Жена Потифара слегла от неудовлетворенной страсти к Йосефу. Все ее египетские подруги пришли навестить ее и спросили: «Чего тебе не хватает, что ты так страдаешь?» Она ответила: «Хотите увидеть? Я вам покажу». С этими словами она велела каждой из женщин принести этрог и серебряный нож. «Очистите этроги!» — велела она подругам. И тут же призвала Йосефа. Заглядевшись на него, они начали резать собственные пальцы вместе с этрогами. Кровь капала с их рук, но они ничего не почувствовали. «Вот видите, — сказала она, — достаточно одного взгляда, чтобы влюбиться в него. А что сказать обо мне, вынужденной всё время находиться рядом с ним? Его безразличие делает меня больной». С тех пор Йосеф прославился своей красотой. Ежедневно его посещали роскошно одетые аристократки, а некоторые доходили до того, что представали перед ним обнаженными. Йосеф опускал глаза и отказывался смотреть на них.


Аромат этрога невозможно забыть. Он вызывает чувство почти экстатического восторга. Стоит мне оказаться перед Суккот возле прилавков с этрогами, и я теряю голову и помимо собственной воли начинаю воображать, что жизнь прекрасна.
Рассказ Шмуэля Йосефа Агнона «Этрог» начинается с описания живой картины, которую можно наблюдать и сегодня:

Желающий увидеть, сколь приятна народу Израиля заповедь этрога, пусть отправится в дни между окончанием месяца элуль и праздником Суккот в квартал Ста Врат. Всегда жухлый, будто лишенное соков растение, квартал в эти дни превращается в сад этрогов, пальмовых побегов и миртов, благодаря изобилию переполненных ими лавок. Из всех кварталов сходятся в те лавки евреи, стоят и
проверяют этроги, пальмовые побеги и миртовые ветви или высказывают о них свое просвещенное мнение. И даже старцы, весь год не выходящие из дому по слабости или из опасения умалить Тору, являются купить этрог. В силу великой важности заповеди этрога дают они себе труд самолично выбрать его. Ибо этрог, который другие выбрали для человека, не похож на тот этрог, который он выбрал для себя сам. И вот носятся старцы от двора ко двору, из лавки в лавку, будто вернулась к ним юность. А лавочники снуют и подносят полные этрогов коробки, в соответствии с почтенностью клиентов и с имеющейся в их распоряжении наличностью. […] «Знай же, что в этом году, когда опасны все дороги, я сам рискнул отправиться к Иордану и в прочие недобрые места и доставил оттуда этроги, пальмовые побеги и мирты, каких не видывал Иерусалим даже в мирные годы. А если скажет кто: вмятина на этом этроге, так ведь в такой вмятине главное его достоинство. Ведь дерево, с которого ела Хава, было этрогом, и оставили её зубы на этроге след вроде этой вмятины». Так лавочник старался подсластить всякий недостаток. (перевод мой — Н.З.)

Всё дальнейшее содержание рассказа призвано утвердить примат этики над эстетикой, благородного поступка — над внешним блеском и великолепием. Праведный Рабби Шимшон Аарон Полонский, посвятивший всю свою жизнь заступничеству за бедных и обездоленных, отдаёт свой купленный по очень дорогой для него цене этрог девочке, чтобы избавить её от гнева отчима, а сам для исполнения заповеди вынужден одолжаться. Прекрасным является не внешнее совершенство этрога, а самоотверженная доброта праведника.

Мидраш сравнивает этрог с мудрецом Торы. Прекрасный этрог может быть найден на дереве в любой сезон. Так и подлинный мудрец и цадик (праведник) должен принимать Божью волю всегда и понимать и в радости, и в горе, что всё есть часть Господнего замысла.
Еще один мидраш уподобляет этрог ученому праведнику: Что такое этот этрог? Есть в нём вкус, и есть в нём запах, так и Израиль, в котором есть люди Торы и добрых дел. Что такое этот финик? Есть в нём вкус, и нет в нём запаха, так и Израиль, в котором есть люди Торы, лишенные добрых дел. Что такое этот мирт? Есть в нём запах и нет в нём вкуса, так и Израиль, в котором есть люди добрых дел, лишенные Торы. Что такое эта ива? Нет в ней ни вкуса, ни запаха, так и Израиль, в котором есть люди без Торы и без добрых дел.
Сказал Всевышний: все они связаны в одну связку и искупают друг друга. И если так вы поступаете, тотчас же Я возвышаюсь».
(Ваикра Раба 40)

Богатый отчим, кичащийся «украшением заповеди» и готовый жестоко наказать и обидеть невинное дитя, ненароком повредившее головку плода и испортившее ему «представление» — злодей, конечно. Но это слишком очевидно и в комментариях не нуждается, так же, как и самоотречение праведника. Гораздо более сложным оказывается вопрос о том, почему девочка попала в эту неприятную историю.
Именно красота и притягательность плода таят в себе опасный соблазн. Согласно Мидраш Раба (30:14) четыре вида растений соответствуют разным частям тела, и все их необходимо «взять в руки». Этрог символизирует сердце, а сердце часто соблазняется.

Соблазн красоты зачастую приводит неопытную душу на грань несчастья. Источник одновременно прекрасного и зловещего образа этрога сокрыт в библейской истории о плоде с Дерева Познания Добра и Зла, росшего в Райском Саду, на которую ссылается хитрый лавочник Агнона. В трактате
«Брахот» (40:1), а также в мидраше Брейшит Раба (40:5) со слов Рабби Аббы говорится о том, что именно этрог и был тем самым деревом. Сказано в Писании, что не только плод, но и всё дерево было прекрасно на вид и приятно на вкус, и существует маловероятное мнение о том, что во времена Мишны и Талмуда в пищу употребляли разные части дерева. Каббала утверждает, что заповедь этрога призвана совершить «тиккун» — исправление первородного греха.

А теперь вспомним другой рассказ, с тем же, что и у Агнона, лапидарным названием (в русском переводе Р. Рубиной — «Цитрус»), который написал несколькими десятилетиями раньше Шолом-Алейхем. Из этого рассказа я, как и многие другие ассимилированные детки, любившие, однако, доступное еврейское чтение, впервые узнал о существовании этрога. У Шолом-Алейхема происходит нечто очень похожее на историю с сироткой. Маленький мальчик, постоянно подвергающийся унижениям и побоям в хедере и прозванный Лейб-Дрейб-обдирик, не может устоять перед искушением и
откусывает головку этрога, которые впервые за все годы купил к празднику его бедный отец. Поводом к такому сумасбродному поступку
служит запрет трогать плод. Мучимый соблазном, Лейбл думает о том, что «если бы Бог не указал, какие плоды можно есть, а какие нельзя», Змей не имел бы никакой власти соблазнить людей, и мы бы до сих пор прогуливались в Раю.

Несколько слов, сказанных матерью: «Только допусти его, и он откусит головку у цитруса», — были для Лейбла смертельным ядом, в него проникла отрава. […] Не успевает он освободить цитрус от пакли, как ему ударяет в нос пряный запах, райское благоухание; не успевает он оглянуться, как цитрус уже у него в руках. А головка подмигивает ему: «Хочешь получить удовольствие? Хочешь почувствовать райский вкус? Тогда возьми и откуси меня!»

Мальчик скрывает грех, прилепляя откушенное на место слюной, мучается кошмарами и угрызениями совести, но
Бог совершает для него чудо: головка отваливается от этрога в руках столяра Залмена.

Лейбл и сам не знал, плясать ли ему от радости, что Бог сотворил чудо, или плакать над папиным горем, над мамиными слезами и над позором столяра? А, может быть, ему броситься к столяру Залмену и расцеловать каждую морщинку на его лице, расцеловать его грубые руки с пальцами в клею, с красными от лака ногтями, за то, что он стал его ангелом-избавителем? […] Лейбл не мог отвести глаз от отцовского
лица, от покрасневших век матери, от рук столяра и от цитруса, который валялся на столе, желтый, как воск, мертвый, без головы, настоящий покойник.

Этот небольшой рассказ для детей и сегодня кажется мне непревзойденным шедевром. Трудно лучше и вернее сказать о влечении и страхе, о вине и невинности, о правде и лжи, о красоте и уродстве, о жизни и смерти, о путях человеческих и Господних.
Если и прав был Хаим Нахман Бялик, заявивший, что евреи – народ, лишенный блеска и великолепия (hадар), то нам же дано свыше прекрасное средство для преодоления этого мелкого несовершенства —  «при эц hадар» – этрог, приближающий грядущее спасение и напоминающий о райском саде.

"Живой журнал" natur_israel автор dona-anna