-
Информация о материале
-
Автор: Биньямин-Зеэв Кахане
-
Категория: Наследие рава М.Кахане
Из выступления р. Биньямина-Зеэва Кахане на радиостанции «Аруц-шева»
(28.10.1999)
Мидраш "Пиркей де-рабби Элиэзер" подробно рассказывает о жертвоприношении
Ицхака. Так сказано в нем: «На третий день прибыли они в Цофим (имеются
в виду Авраам, Ицхак и двое отроков). И после того, как они достигли Цофим,
увидел Авраам стоящую над горой Мория Славу Всевышнего – Шехину, как сказано:
"На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел издали это место". Что
увидел? – спрашивается в мидраше. – Увидел столб дыма, поднимающийся с
горы до небес. Сказал Ицхаку, сыну своему: "Сын мой! Видишь ли ты что-нибудь
на одной из этих гор?" Ответил он: "Вижу". Сказал: "Что ты видишь?" Ответил
ему: "Я вижу столб дыма, поднимающийся от земли до небес". И понял Авраам,
что желан отрок. Сказал Ишмаэлю и Элиэзеру: "Видите ли вы что-нибудь на
одной из этих гор?" Ответили они ему: "Нет". Посчитал их подобными ослу
и сказал им: "Сидите-ка вы тут с ослом. Так же, как осел не видит ничего,
так и вы не видите ничего"»...
Тут, разумеется, речь идет не о физическом зрении. Авраам хочет
проверить, кто обладает способностью видеть вдаль, кому принадлежит вечность
– и кто видит всё сквозь призму материальности...
И Авраам выясняет, что у Ицхака и в самом деле есть способность так
видеть. Ицхак обладает даром предвидения – он видит вещи, которые не может
разглядеть тот, кто живет жизнью, полной прагматизма и сиюминутной выгоды.
Ицхак не боится столбов пламени, которые кажутся настолько далекими и не
относящимися к этому "реальному" миру.
По этой причине сказал Авраам Ишмаэлю и Элиэзеру, чтобы они оставались
на своих местах. «Посчитал их подобными ослу», – отметили наши мудрецы,
благословенна их память. Осел ищет еду у себя под носом, поближе к своим
глазам. То, что находится дальше, – для него не существует. Лишь тот, кто
поднялся над сословием ослов и сугубых материалистов, видит реальную картину
происходящего.
Мой отец и наставник, рав Меир Кахане זצ"ל הי"ד – видел. Он видел то,
что другие не то чтобы не могли – не хотели видеть, ибо увиденное
просто пугало их. Потому что гораздо приятнее смотреть на то, что происходит
здесь и сейчас с позиций сиюминутной выгоды и прагматизма... Трагедия заключалась
в том, что в наше время не было Авраама, который бы определил, что тут
идет речь о человеке, обладающим способностью видеть. И поэтому все те,
кто с головой погружены в свой материализм, кричали и вопили против этого
"экстремиста", который видел всякие странные вещи, – до тех пор, пока не
нашли очень простой выход для решения той серьезной проблемы, которую он
для них представлял: поставить столб огня, увиденный им, вне закона…
Кто сделает так, чтобы мы поняли этот урок сегодня, в девятую годовщину
убийства моего отца (да отомстит Всевышний за его кровь!), человека, который
был готов заплатить сполна за то, что видел столб огня, – дорогую цену
идущего на самопожертвование. Дай Б-г, чтобы мы научились видеть огненные
столбы и не поддаваться недугу прагматизма, угрожающего уподобить всех
нас тем самым ослам, которые не видят ничего, кроме своей порции овса.
Будем же помнить, что мы не потомки "ослов" – Ишмаэля и Элиэзера, а
сыновья провидцев – Авраама, Ицхака и Яакова!
Бюллетень Еврейской идеи "ДАРКА ШЕЛЬ ТОРА". Выпуск № 570