Такая знакомая казалось бы всем нам история Хануки рассказывает об Антиохе, недоброй памяти греко-сирийском царе, который решил заставить евреев сменить веру, и тогда восстали Хашмонаим и воевали против него вплоть до победы. Нам также знакомо понятие митъявним2 – в связи с Ханукой – и мы знаем, что Хашмонаим сражались также и с ними. Однако, как это нередко случается, похоже, что полностью история этих событий неизвестна, включая и вопрос о роли эллинистов в ней. В этой статье мы вкратце, но достаточно подробно опишем исторические события, стоящие за этим любимым праздником. Таким образом и его уроки станут более понятными.
Антиохос Эпифанос – тот самый Антиох, из Хануки – взошел на царский престол примерно полтора столетия спустя после начала мощного движения по захвату эллинизмом господства в мире3. В течение всего этого периода Иудея (верховная власть в которой принадлежала грекам, а реальное правление было передано в руки первосвященников) оставалась редким островком, в который "нахлынувшая" на мир эллинистическая культура так и не проникла. Античные авторы той эпохи отмечают эту особенность еврейского народа, но есть среди них и такие, кто в своей фанатической нетерпимости объявляют иудеев "человеконенавистниками" из-за их изолированности от других народов.
ПЕРЕВОРОТ В ИЕРУСАЛИМЕ
Однако в тот период, в честь которого мы празднуем Хануку, в Иудее начались изменения в худшую сторону. Сильное влияние эллинизма стало проникать и сюда. Многие – также и из числа коэнов (священнослужителей в Храме) – увлеклись новомодными "веяниями". Они стали именоваться митъявним. Так вот, эти самые эллинисты не удовлетворились своим личным участием в культуре Древней Греции, но возжелали, чтобы власть – т.е. первосвященство – перешла бы к ним, а Иерусалим превратился бы в образцовый греческий город, в котором непременно должен был быть построен гимнасион – заведение, пожалуй, наиболее ярко характеризовавшее эллинистическую культуру того времени, заведение, которое пропагандировало культ обнаженного тела и организовывало соревнования по борьбе в подобном виде.
С тем, чтобы воплотить в жизнь этот план, выступил некий эллинизатор, брат первосвященника, и купил у Антиоха за деньги первосвященство, а также право осквернить Иерусалим строительством гимнасиона в нем. На этом этапе евреи, верные Торе, все еще сдерживались.
ЦЕЛИ ЭЛЛИНИЗАТОРОВ
Какую же цель преследовали эллинизаторы, превращая Иерусалим (и Храм) в город, имеющий характерный греческий облик? При внимательном рассмотрении вопроса следует, что их целью могло быть одно из двух: либо они хотели осуществить религиозную реформу в "устаревшем" иудаизме и приспособить его к "прогрессивным" греческим взглядам (если это так, то новый культ, который был позднее установлен в Храме по следам указов Антиоха, "совместил" в себе черты иудейской религии и культа богов Греции); либо же эллинизаторы просто-напросто желали отменить иудаизм и тем самым превратить их в греков, как это произошло со многими народами.
Итак, то, что мы уже видим – это факты, что до сих пор Антиох не был инициатором. Пока что его "тащут" за собой евреи-эллинисты. Ему самому эти дела кажутся все еще "не первой важности" (хотя он и рад помочь тем, кто очень хотел эллинизировать Иудею).
«МЕНЕЛАЙ ПРЕДАТЕЛЬ… РУКОВОДИЛ ЭТИМ»
Тем временем, спустя три года некий еврей по имени Менелаос, "свой человек" в эллинизировавшихся кругах, и еще более радикальный эллинист, чем его предшественник, покупает первосвященство за еще более высокую цену.
В течение восьми долгих лет от первой купли-продажи первосвященства и до указов Антиоха в Иерусалиме шла тяжелая борьба, нередко кровавая, между различными группировками евреев-эллинистов с одной стороны и евреев, хранящих верность Торе, с другой. В этот период реальная власть в Иерусалиме переходила из рук в руки не один раз. Мы не будем подробно останавливаться на этом из-за недостатка места и перейдем к заключительному этапу всей этой истории.
Как только Антиоху стало известно о непокорности верующих евреев и их выступлениях против эллинистов, во главе которых стоял его друг Менелай (получивший власть из его рук), – он поднялся в Иерусалим, учинил там резню и осквернил Храм, в то время как "Менелай, предавший Тору и землю отцов, руководил этим" (2ая кн. Маккавеев, 5:15).
УКАЗЫ, ВОССТАНИЕ И НЕЗАВИСИМОСТЬ
Однако после того, как Антиох покинул город, властью в нем снова овладели верные заповедям евреи. И тогда, на этом этапе Антиох решил издать свои небезызвестные указы, запрещающие выполнение заповедей Торы, исходя из признания и понимания того факта, что лишь отстранив евреев от их веры, у него есть шанс подавить их. По всей видимости, также и эти чрезвычайно жесткие шаги были предприняты при сотрудничестве и даже поддержке евреев-сторонников эллинизации. В 1ой книге Маккавеев (1:52) так было сказано в связи с введением этих указов: "И присоединились к ним4 многие из народа, всякий оставивший Тору, и творили злое в стране".
Конец истории хорошо известен: Хашмонаим объявили о восстании и сплотили евреев, верных Торе. Через три года, после того, как они изгнали греков из разных частей страны, овладели Иерусалимом и очистили Храм, – лишь тогда были отменены эти указы. Впервые с момента возвращения в Сион5 и строительства ВторогоХрама (примерно за 250 лет до этого) – была ликвидирована чужая власть "и вернулось царство в Израиль" (Рамбам, Законы Хануки, гл. 3). Греков стали вытеснять шаг за шагом в течение нескольких лет из Эрец-Исраэль, эллинисты исчезли из страны, и было очищено первосвященство вместе с Храмом.
Кажется, что эта история говорит сама за себя.
Хасмонеи (в русских переводах) – семья коэнов-священнослужителей; их называли также Маккабим (Маккавеи)
2 эллинизаторы, эллинисты (ивр.); митъявен от слова Яван (Греция)
3 войны Александра Македонского от Египта до Индии
4 к служившим в Иудее грекам, назначенным для претворения этих законов в жизнь - прим. автора
5 после разрушения Первого Храма и Вавилонского плена
"Еврейская идея" №21