Справедливость является центральной темой «Республики» - величайшего
из диалогов Платона. (На русском языке в переводе А. Егунова опубликован
под названием «Государство».) Но что общего между этим диалогом и
арабскими голосами? Разберемся шаг за шагом..
Центральный персонаж «Республики» - никто иной как Сократ. Сократ был
бедняком. Бедные люди имеют тенденцию поддерживать демократию. Почему?
Потому что демократии обычно приравнивают справедливость к равноправию.
Как следствие, беднякам в демократиях предоставляются те же права, что
и богачам. Не то чтобы Сократ был сторонником олигархии. Но он видел, что
демократическое равноправие благосклонно к невеждам и терпимо к негодяям.
Сократ был философом, искателем истины. Поэтому он весьма скептично относился
к демократии, чья уравниловка не делает различий между мудрыми и дураками,
добродетельными людьми и порочными. При демократии даже нелояльные граждане
имеют право голоса. Совместимо ли это со справедливостью?
Ответ на этот вопрос настолько очевиден, что он даже не обсуждается
в «Республике». Хотя Афины и были демократией, ни одно из многочисленных
определений справедливости, обсуждаемых в этом тончайшем и глубочайшем
диалоге, не подразумевает неразборчивое равноправие, столь характерное
для современных демократических обществ, где индивидуумы разнообразного
этнического происхождения, и даже антагонистических верований и убеждений,
пользуются равными политическими правами.
Хотя члены афинской ассамблеи избирались по жребию – казалось бы, наиболее
демократичная из всех систем – для участия в этой жеребьевке существовали
определенные ограничения. Во-первых, претендент должен был быть афинянином,
то есть, человеком, в той или иной мере идентифицирующимся с афинской культурой,
которая в те времена базировалась в значительной степени на эпической
поэзии Гомера и теогонии Гесиода. Во-вторых, такой человек должен был выполнять
воинскую повинность и\или платить налоги. Короче говоря, он должен был
быть патриотически настроенным и законопослушным гражданином.
Далее, среди различных определений справедливости, обсуждаемых в «Республике»,
лишь одно удовлетворяет этим критериям, а именно, что справедливость означает
«каждому по его заслугам» (или «воздаяние должного каждому человеку»).
Это значит - пропорциональное, а не арифметическое (или неограниченное)
равенство. Именно это неограниченное равенство и приводит к демократическому
принципу «один взрослый – один голос», лишающему смысла и значения интеллектуальный
и моральный характер человека. Именно поэтому демократии управляются не
мудрыми и добродетельными людьми, а середнячками, в лучшем случае. Что
означает, что демократия вовсе не является наилучшим режимом; более того,
она, возможно, не является даже и режимом действительно справедливым. (Такой
вывод также был сделан Аристотелем.)
Сократ подвел афинскую молодежь к этому подрывному выводу. Он
охотно принял наказание за то, что подорвал их лояльность к Афинам в процессе
избавления их от этого афинского, т.е. демократического предрассудка. Демократические
Афины присудили Сократа к смерти.
В наше время философам больше не дают яда; их просто игнорируют. И неудивительно:
философия, понимаемая как страстная любовь к истине, мертва. И все же,
что делал бы «овод Афин» - Сократ, окажись он в сегодняшнем Израиле? Несомненно,
он попытался бы выяснить, как понимается здесь справедливость. Рано или
поздно какой-нибудь израильтянин сказал бы ему, что справедливость означает
«каждому по его заслугам». Вероятно, Сократ подвел бы его к более точному
определению, возможно, что-то вроде следующего:
«Справедливость означает воздаяние равноценных вещей (таких как
права и почести) равным людям и неравноценных вещей неравным – пропорционально
их неравенству, то есть, пропорционально их достоинствам (как в школьном
классе) или пропорционально их вкладу в общее благосостояние».
Любой здравомыслящий человек сразу заметил бы, что предоставлять арабам,
стремящимся к уничтожению Израиля, равные политические права с евреями,
которые борются за благополучие Израиля, несовместимо со справедливостью.
Такой человек пришел бы к выводу, что во имя сохранения справедливости
в Израиле его арабские жители должны быть либо лишены избирательных прав,
либо должны пройти глубокую политическую и религиозную трансформацию.
Если бы Сократ подвел израильтян к такому выводу, он, вероятно, был
бы осужден израильской политической интеллектуальной элитой и обвинен
в «подстрекательстве» и «расизме». Правда, на своем суде он мог бы указать
на тот факт, что арабы не выполняют воинской повинности; что они в массовом
порядке уклоняются от уплаты налогов; что (во время первой Войны
в Персидском заливе) они поддерживали Саддама Хусейна, несмотря на его
угрозу сжечь Израиль (вместе с ними); что они помогают террористам и соучаствуют
в актах террора; и что, следовательно, несправедливо наделять таких нелояльных
арабов равными с евреями правами.
Скорее всего, все это Сократу не помогло бы на его суде. Он почти наверняка
был бы осужден и водворен в тюрьму, причем любые апелляции к израильскому
нивелирующему Верховному суду были бы бесполезны. Неплохой комментарий
на израильскую правящую элиту, с чьих губ постоянно слетают сладкие слова
о мире и демократии, но едва ли хоть слово о справедливости. Ни один
общественный деятель в Израиле не имеет мужества произнести правду о вопиющей
несправедливости (и смертоносных последствиях) предоставления избирательных
прав арабским жителям этой страны. В самом деле, говорить правду по этому
вопросу в Израиле даже является нарушением закона.
Теперь мы готовы к тому, чтобы коснуться корня проблемы. То, что следует
и чего никто не смеет сказать в Израиле, это что государство было в 1948
году основано на чудовищной несправедливости: предоставлении евреям
и арабам – лояльным и нелояльным жителям Израиля – равных избирательных
прав в предположительно еврейском государстве.
Не мир, а справедливость является в действительности самой фундаментальной
проблемой в сегодняшнем Израиле. Но в Израиле справедливость сведена к
уравниловке, что уничтожило чувство справедливости в этой стране. Поэтому
убийцы евреев остаются здесь безнаказанными. Поэтому арабы-палачи
еврейских детей и женщин выходят на свободу, освобождаемые опять и опять
израильскими правительствами. Поэтому различные израильские политики пожимали
окровавленные руки Арафата.
Вы не доберетесь до корня проблемы, если будете пытаться объяснить их
поведение одним лишь желанием «мира» с их стороны. Вы не сумеете объяснить
их отказ от земли, о которой евреи так долго мечтали, к которой стремились,
за которую воевали и проливали кровь, если будете искать объяснение в одном
лишь «американском давлении». Нет, страдание и унижение сегодняшнего Израиля
– это неизбежное следствие чудовищной несправедливости, заложенной в самый
фундамент государства – в Декларацию Независимости, где сказано, что все
жители этого государства – евреи и арабы в равной мере – получат равные
политические права. Это не справедливость, а отрицание справедливости и
даже здравого смысла.
Это отрицание превратило правителей Израиля в младенцев. Оно превратило
в дурачков его интеллектуалов. Оно довело страну до самоубийственного сумасшествия,
превратив ее жителей в легкую добычу арабов, вооруженных израильтянами,
притворяющимися людьми. Все это описано пророком Ишаягу – 3:4, 5:20, 28:7,
15-18, 29:9, 14, 44:25.
Следовательно, ословский «мирный процесс» и даже его критики скрывают
самый важный вопрос – ВОПРОС СПРАВЕДЛИВОСТИ. До тех пор пока мы не отдадим
себе в этом отчета – пока евреи не начнут стремиться к справедливости –
ни политика, ни политический анализ, ни молитва не спасут Израиль от повторяющихся
катастроф.
Автор – профессор политической философии, президент партии «Емин
Исраэль»
Перевод: Элеонора Шифрин, председатель «Емин Исраэль»