Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. , 4 ноября 2003 года.

В недельной главе Торы «Ноах» (которая в этом году читалась во всех синагогах в субботу 1 ноября) среди прочих сюжетов приведен рассказ о строительстве Вавилонской башни и его последствиях. Но этот рассказ начинается не с самого  стороительства, а с сообщения о великом технологическом достижении той цивилизации, которое могло поднять эту цивилизацию на невиданный до тех пор материальный уровень, перевернуть все представления о качестве жизни и позволить сделать невиданный скачок в развитии производительных сил. Тора пишет: «И сказали друг другу: «Давайте сделаем кирпичи и обожжем в обжигальне». И стали у них кирпичи вместо камней, а смола горная стала у них вместо глины.» (Первая книга Торы «Берейшит» Глава 11, фраза 3). То есть, Тора сообщает нам, что у людей появилась возможность неограниченного развития строительного комплекса и быстрого, недорогого и умеренного по трудозатратам решения вопросов строительства как просторного, прочного, долговечного жилья, так и производственных, сельскохозяйственных,  складских помещений. Не оставалось сомнений в быстром расцвете материальной стороны цивилизации и освобождения времени многих людей для развития духовной стороны. Развивать духовную сторону цивилизации было несложно, ведь в обществе царило полное взаимопонимание: «И была на всей земле речь одна и одни и те же слова.» («Берейшит» 11:1). То есть не только все говорили на одном языке, но и понятия, идеология, воззрения, ценности были общими для всех.
Общество встало перед выбором – духовно развиваться под управлением Б-га и получать от Него решения насущных материальных проблем или, приобретя собственную материальную силу (только материальную, о духовном скачкообразном усилении речи не было), опереться на нее и бросить вызов Тв-рцу, и попытаться получить независимость от Него (обычный выбор между первичностью сознания или материи). Народ выбрал второе. Для этого нужно было создать что-то вместо Тв-рца, но и отделенное от каждого отдельного человека, что стояло бы по ценности выше отдельного человека. Народ строил Башню не для обозрения окрестностей. «И сказали они: «… Сделаем себе имя…»» («Берейшит» 11:4). Добавим две цитаты, знакомые нам с детства и по сути повторяющие приведенную мысль об «имени», отделенном от человека и стоящем выше человека. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа» (А.С. Пушкин). «Сочтемся славою, ведь мы свои же люди. Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм» (В.В. Маяковский).
Расправа за строительство памятника человеческой мощи, за попытку создания себе имени была ужасной – люди не только стали говорить на разных языках, но и говорящие на одном языке перестали понимать друг друга. А Башня все равно не устояла и была разрушена Тв-рцом.
И с этим проклятием и все с той же необходимостью выбора все из той же дилеммы – что первично – материя или сознание (духовность) - мы пришли в наше время. Но до сих пор ничему не научились. И строим две Вавилонские башни сразу.
Первая из них – наша технологическая цивилизация. За последние пару сотен лет, но особенно за последние 20 – 30 лет мы достигли величайших научных и технологических успехов, в первую очередь в совершенствовании средств транспорта и в развитии средств коммуникации, хотя не обошли своим вниманием и другие аспекты материальной стороны цивилизации. И возомнили, что мы умнее и моральнее предыдущих поколений. И в беспредельной нашей наглости незнания возомнили, что мы можем устанавливать и менять моральные нормы по своему разумению и пониманию. И в качестве следствия получили разгул разврата, разрушение института семьи, невиданные ранее болезни, потерю целей жизни у молодежи и их равнодушие ко всему, кроме удовлетворения простейших животных инстинктов. Другими словами, своими руками поставили мир на грань двух катастроф. С одной стороны, распад ткани, структуры человеческого общества, то есть социальная катастрофа. С другой стороны, катастрофа экологическая – в нашем мире скоро физически нельзя будет жить. А ведь могли бы технологическую мощь использовать на сближение людей, на подъем духовности. Но решили создать себе имя. И вместо получения «имени» потеряли, то что имели. Кстати, согласно Торе, за строительство башни людей «только» разъединили, а за разврат (который сейчас распрпостранился в невиданных ранее масштабах) – стерли с лица земли потопом.
Вторым идолом является демократия. Все уже забыли, что по определению, демократия – это ФОРМА правления, а не его содержание и тем более не цель. Идолостроительство (или башнестроительство) в этой области дошло до того, что вопрос о содержании правления и об его целях даже не ставится. Появились защитники «демократических ценностей», считаться «недемократичным» стало страшным обвинением, то есть форма кувшина возобладала над качеством вина.
Кстати, а кто помнит, что видов демократии несколько? Тут и наша беспринципная, формальная, либеральная к любому разврату «демократия» (Мы имеем в виду ее американский и английский варианты. То что в Израиле принято называть этим словом, вообще не вписывается ни в какие сколь угодно широкие рамки понятия демократии). Тут и классическая афинская демократия. Тут и великолепная, наиболее логичная и развитая демократия древней Иудеи (да – да, именно демократия «государства алахи» да еще при наличии монархии, что, как оказалось, ничуть не противоречит демократическому управлению обществом).
Ясно, что древних мы сильно обогнали. Те по своей неразвитости и ограниченности строили только одну башню, а мы в нашей прогрессивности построили их две. Но и их судьба сегодня уже ясно видна. Мы хотели бы избежать дешевых аналогий, но крушение башен – близнецов Всемирного Торгового Центра в Нью – Йорке так хорошо иллюстрирует наше ближайшее будущее, что нам трудно пренебречь столь яркой и прозрачной иллюстрацией.