Слово «отказники» неизвестно в
классике русской литературы. Оно возникло в результате ситуации,
и именно благодаря ситуации, имеет противоположное смысловое
значение.
В первом случае так называли
тех, кто находясь далеко от государства Израиль, объединял себя с еврейским
народом, государством, кто на законном основании добивался
разрешения на выезд в Израиль и ему в этом отказывали.
Во втором случае – отказниками
называют тех, кто на словах и на деле отторгает себя от государства
Израиль и сам отказывается выполнять свои нравственные и
гражданские обязанности.
Слово одно, но смысл его совершенно
противоположный!
Среди кровавых страниц истории еврейского
народа, отказники, боровшиеся за право выезда из бывшего
Советского Союза, вписали свою трагическую страницу. Целью
их было уехать из Советского Союза. Многие из них,
оторванные в третьем поколении от еврейского народа, ассимилированные
условиями жизни в СССР, практически не зная ни истории, ни традиций
своего народа, ощущали свою сопричастность к еврейскому народу
и к государству Израиль. Тысячи из них, рискуя своей
свободой, своей жизнью, своими детьми, боролись за право выезда
в Израиль. Ценой огромных усилий, они добывали и распространяли
сведения об Израиле. Рискуя свободой, изучали и
преподавали иврит. За одно только желание уехать их выгоняли с работы
(многие достигли высоких должностей и званий), и потом их
не брали даже на самую простую, другую работу. Дети отказников не
только росли, но и вырастали в таких условиях. Их преследовали, не давали
учиться, выбрасывали из институтов, незаконно,
даже больных забирали в армии по указанию
КГБ. Юноше, который с 12 лет болел язвой желудка приказали:
«язву отменить», «приписать к секретным войскам» - тех,
кто по состоянию здоровья вообще был освобожден от службы в
армии и т. д. и т. п. Служба в Советской армии навсегда закрывала
выезд в Израиль для всей семьи.
Отказники годами жили в условиях
полнейшего бесправия под надзором КГБ. В Ленинграде
в период с 1979 – 1987гг было около 2000 отказников.
Конечно возможности (физические, психологические) переносить такие
экстремальные условия жизни у каждого были разные, и каждый вел
себя в соответствии с ними. И каждый платил свою
цену. Для многих она была смертельной. Но у всех была
одна цель – уехать из страны Советов, жить в своей стране со
своим народом.
Отказник – это человек еврей, жена или муж
еврея или еврейки. Это достойно, это сознательное решение идти на
трудности во имя принадлежности к своему народу. Во имя того, чтобы
дети росли в своей стране.
Тем более оскорбительным для отказников
из Советского Союза является употребление этого слова
теми, для кого нравственные обязанности гражданина Израиля не являются
приоритетными.
Израильские отказники родились,
учились и выросли в Израиле. Они прекрасно понимают значимость
национальных ценностей для еврейского народа. Особенно сейчас, когда
наша страна находится в условиях повышенной опасности. Отказ
от службы в армии и от защиты еврейских поселений нельзя не
только оправдать, но даже объяснить. Утверждения типа «Израиль -
демократическое государство и каждый может выразить свое мнение,
каждый свободен» - беспомощная демагогия. Опасно, когда демократические
принципы подменяются демагогическим лицемерием. Давно доказано, что свобода
хороша только при высокой морали. Отказники Израиля находят
поддержку у наиболее ассимилированных евреев, у тех, кто настойчиво
отделяет себя от национальных, нравственных ценностей своего
народа. Эти люди (их немного, но они хорошо себя рекламируют), участвуют
в демонстрациях с арабами, оскорбляют наших солдат, готовы отдать Иерусалим….
У них чувство самоненависти заменяет чувство национального достоинства.
Отказники в Советском Союзе гордились
своей принадлежностью к еврейскому народу. И это помогало им выживать
в тяжелейшее время отказа.
Отказники в Израиле считают, что у них есть право
на девальвацию национальных ценностей еврейского народа и право
не выполнять нравственные и гражданские обязанности.
Свобода, высокая мораль – немыслима без чувства самоуважения и ответственности
за свой народ.