"хаМецуда". Издание секции "Манхигут Йехудит"
Ликуда. N4. 01.10.2002.
http://www.manhigut.org
(Д-р Авишор консультант "Манхигут Йехудит" по вопросам
экономики)
1. Отказ от помощи иностранных государств.
2. Приватизация не узкой правящей элите, а широкой общественности.
3. Запрет использования иностранной рабочей силы. Суровое наказание
в случае нарушения этого запрета.
4. Поощрение конкуренции во всех отраслях экономики. Соответствующее
изменение антимонопольного закона и строгое следование ему.
5. Продукция и услуги, которые могут производить и предоставлять частные
предприниматели, должна быть передана в ведение частного сектора, а не
производиться государственными учреждениями.
6. Децентрализация рынка капитала. Принятия рекомендаций комиссии Бейски.
7. Противодействие введению новых налогов.
8. Стимулирование создания скоростного железнодорожного сообщения на
всей территории страны путем объявления международных конкурсов для негосударственных
компаний.
9. Отмена закона о государственном здравоохранении. Приватизация больниц
и создание конкурентной системы медицинского обслуживания.
10. Максимально возможная децентрализация системы управления. Перевод
под контроль местных властей сил охраны общественного порядка, социального
обеспечения и судебной системы.
11. Прекращения практики субсидирования и освобождения от налога на
капитал. Использование финансовых рычагов для сокращения налогов.
12. Противодействие практике выделения природных ресурсов секторам
предпочтения. В частности, противодействие выделению земельных и водных
ресурсов сельскохозяйственному сектору. Уменьшение расхода воды посредством
отмены монополизации в ее поставке и создание биржи по праву продажи воды.
Приравнивание норм допустимого загрязнения воздуха к принятым в Европейском
рынке и строгое соблюдение этих норм.
В основе подхода "Манхигут Йехудит" к вопросам экономики,
выражаемому приведенными выше двенадцатью принципами, лежит стремление
создать условия, при которых государство своим вмешательством не препятствует
нормальному функционированию народного хозяйства страны. В этих условиях
государство не будет плодить "слабые слои населения" и многие
из соответствующих "решений" и систем, предназначенных
реализовывать эти "решения" станут ненужными. Наше
стремление соответствует наставлениям Торы: "Но не будет у
тебя нищего, ибо благословит тебя Всевышний на той земле, которую Всевышний,
Б-г твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство". (Дварим, 15,
4). И действительно, в дальнейшем мы покажем, что экономические принципы
"Манхигут Йехудит" в значительной степени основываются на подходе
иудаизма к вопросам экономики.
Для иллюстрации рассмотрим рынки труда в Израиле. Принцип номер 3 запрещает
использование иностранных рабочих и фактически предлагает основывать рынки
на еврейском труде. Проведение такой политики имело бы далеко идущие последствия
для положения на рынках труда Израиля. Подобающее, в соответствие с законами
свободного рынка, вознаграждение за производительную работу синего воротничка
прекратит бегство израильских рабочих из промышленного сектора на рынки
труда белых воротничков. Бегство, создающее давление на другие рынки труда,
которое в свою очередь расшатывает статус рабочих, понижает их зарплату,
ухудшает условия их труда и увеличивает безработицу в народном хозяйстве.
Принцип 8 предусматривает организацию скоростного железнодорожного
сообщения на всей территории страны и ликвидацию с его помощью искусственного
отрыва рынков труда на переферии от рынков труда в центре, который существует
из-за неэффективности систем транспорта. Если исключить отрицательное влияние
фактора отдаленности, то возникнет мобильность рабочей силы, что приведет
к расширению рынков труда и уменьшению разрыва в оплате на переферии и
в центральном районе. Кроме того, это поможет упразднить несправедливое
"восстановление справедливости", состоящее в государственном субсидировании
промышленности на переферии.
Отмена субсидирования капитала ( принцип 11) внесет вклад в уменьшение
налогообложения, что поощрит частную инициативу и увеличит конкурентноспособность
израильской экономики.
Подход иудаизма к экономическим вопросам включает принцип равенства
при разделе собственности. "Многочисленному дайте больший надел,
а малочисленному – меньший надел" (Бемидбар, 33, 54), частная собственность,
конкурентная система рынков ( см. Йехошуа Либерман, "Предпринимательская
инициатива согласно Галахе", ун-т "Бар-Илан", 5759), рассосредоточение
властных систем и общественная ответственность.
Я считаю очень важной мужественную позицию "Манхигут Йехудит"
противодействия выделению природных ресурсов секторам "предпочтения"
(принцип 12). Эта позиция стала сигналом для Верховного Суда и прокуратуры
и важным фактором в принятии решения о незаконности выделения земельных
ресурсов киббуцам.
Принцип 2, предоставляющий возможность участвовать в приватизации не
начальникам различного калибра, а широкой публике и только ей, является
ясным посланием всем тем деятелям, которые стремятся незаконно властвовать
над общественной собственностью в стиле пост-советской приватизации и поработить
общество тонким слоем разбогатевших вовсе не от усердной работы или легитимного
бизнеса. ( См. Ари Шавит, "Власть тысячи", "Хаарец",
04.01.2002: "Большинство реальной собственности и средоточие
истинного влияния в израильском обществе находится в руках загнивающей
политической системы, в руках ограниченного круга семей и групп капитала").
" Не обирай ближнего твоего" (Ваикра, 19, 13). Прежде всего,
это значит: не используй власть над силами принуждения для получения льгот
за счет гражданина и превращения его в неимущего. Не препятствуй экономической
системе создавать возможности для улучшения материального положения гражданина.
Везде и всегда действует правило: настоящие экономические возможности
возникают только тогда, когда рынок капитала функционирует упорядоченно
и в услових конкуренции. Поэтому принцип 6 рекомендует децентрализацию
рынка капитала и принятие рекомендаций комиссии Бейски в области банковского
дела.
Принцип 1 запрещает подчинять политические и экономические интересы
Израиля иностранным государствам для получения иностранной помощи. Анализ
последствий известной истории с отменой сделки "Фалькон"
с Китаем показывает, что из-за них израильская экономика теряет каждый
год могомиллиардные сделки. Так правительство США, оказывая нам финансовую
помощь, подавляет израильскую экономику. Между прочим, эта помощь составляет
менее 3 процентов валового продукта нашей страны.
Первая из десяти заповедей Торы, записанных на Скрижалях Завета:
"Я Всевышний, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства" (Шемот, 20, 2) имеет в виду, в частности, что еврейский
народ будет свободным. Существует прочная связь между экономической структурой
и уровнем демократии. Эта идея выражена в книге Фридриха Хаека "Путь
закабаления" ( "Мерказ Шалем", 5758). Хаек пишет: "Коллективистские
средства не только не могут содействовать свободе и правам, но "обгрызают"
их до основания". Именно характер экономической системы определяет в обществе
степень свободы личности.
Перевод Б.Новака.