Ариэль Шарон, последний еврей, побывавший
на Храмовой Горе, всё ещё не даёт
возможности евреям подниматься на неё; организации
активистов за Храмовую Гору нашли бесспорные
с точки зрения Галахи (еврейского Закона)
мероприятия и сумели увлечь на участие
в них тысячи людей; параллельно с этим
светские вместе с религиозными ведут кампанию
в СМИ под лозунгом "Храмовая Гора – сердце
народа»
(опубликовано в еженедельнике "Бешева" 6.2.03)
Стороннему наблюдателю казалось, что это
празднество взято как бы из другого
мира. На шоссе, ведущем к Восточным
воротам, разместилось 2700 мужчин и женщин.
Поставили подмостки, на которых скакал и
плясал певец Хаим Давид Серчик, выступавший
бесплатно для многочисленной толпы, прибывшей
на ежемесячный «сивув шеарим» – праздничное шествие
вокруг Храмовой Горы. Серчик воспламенил
всех присутсвующих. Мальчики пели так, что
слышал весь Старый Город со своими
домами, переулками и воротами. Были там
также видные общественные деятели. Рав Дов
Лиор – раввин Кирьят-Арбы, рав Шмуэль Элияху –
раввин Цфата и член Кнессета Ури Ариэль
говорили речи перед публикой.
«Ширей Ха-маалот» – «Песни восхождений» напротив
ворот
Затем начался сам «сивув». Чтобы сохранялось
разделение между женщинами и мужчинами, первые
остались на недолгое время послушать ещё
одно выступление певца Хаима Давида в
то время как мужчины вышли на обход
ворот Храмовой Горы в сопровождении большого
количества вооружённых полицейских. Впечатляющее
шествие, в котором участвовали многие сотни
мужчин, шедшие группами и певшие, заполнило
переулки Старого Города. Они обошли вокруг
шаар ха-Шватим (ворот Колен Израиля), шаар
ха-Слиха (ворот Прощения), Тёмных ворот,
а с западной стороны прошли мимо шаар
ха-Машгиах, Железных ворот, ворот Хлопка,
Цепных ворот. У каждых ворот останавливались,
говорили псалмы из «ширей ха-маалот» - все
повторяли их строго за кантором. Всё
это было организовано совершенно особенным
образом. Оказывается, кто-то сконструировал особые
репродукторы, к которым присоединили переносные
громкоговорители, и по такой системе голос кантора
был везде хорошо слышен. Так переходили
люди от ворот к воротам, пели, останавливались
и говорили псалмы, а у тех ворот, где
отдалялись от Горы, шли задом, не поворачиваясь
к ней спиной. Можно было закрыть глаза
и представить, что это левиты вернулись
к своему пению в Храме. Но после
этого их надо было открыть, увидеть множество
полицейских и понять, что ещё долог
путь. И тем не менее каждое Новомесячье
тысячи людей продолжают собираться для участия
в «сивув шеарим».
То, что казалось оторванной от реальности
мечтой
Это замечательное мероприятие проводит организация
«Эль Хар ха-Мор», главы которой – жители
Шомрона: Рав Давид Дудкевич, рав Ицхак
Шапира, рав Менахем Феликс и его сын,
рав Йоси Пели, который практически и
ведёт «сивув шеарим». «Сивув шеарим, с
нашей точки зрения, превращает все стены
Храмовой Горы в такое место молитвы,
каким является Западная стена», - объясняет
Шуки Гесс, гендиректор «Эль Хар ха-Мор».
«Таким образом мы обновляем древний обычай,
известный со времён гаонов. В древнем письме
иерусалимские гаоны пишут: «И нет нам
утешения, кроме как когда мы обходим
вокруг ворот в праздничные дни». И
действительно, на старинных картинах жители
Иерусалима изображены стоящими рядом с воротами.
Кроме того, автор книги «Шар и цветок»
составил специальную молитву, которую говорят
у ворот Хульды. «Особое настроение, которое
мы хотим придать этому обычаю», - продолжает
Гесс, - «должно сочетать молитву с весельем,
и всё с устремлением в будущее. С
одной стороны, мы не закрываем глаза
на сегодняшнее положение, а с другой – сам
«сивув шеарим» открывает ворота в будущее.
Он усиливает стремление к Храму и вместе
с тем не вмешивается в спор вокруг
алахического разрешения или запрета подниматься
на Храмовую Гору».
Храмовая стража
Организация «Эль Хар ха-Мор» была создана,
когда её будущими руководителями овладело
чувство ужаса и нелепости от того,
что Храмовая Гора оскверняется и никому
это не интересно. Людей, интересовавшихся
Храмовой Горой, было мало, и они были
непонятны обществу, да и вообще вся
тема Храма представлялась далёкой и оторванной
от реальности. Группа раввинов из Шомрона
поставила себе целью возродить в народе
связь с Храмовой Горой, поскольку, если
Храм казался очень далёким, Храмовая Гора
казалась ближе и реальнее. Для этого
они и создали организацию «Эль Хар
ха-Мор», основанную также в память дочери
рава Феликса и сестры рава Пели Офры
Феликс, да отомстит Г-сподь за её кровь.
«Мы решили, что если мы хотим сделать
связь народа с Храмовой Горой реальнее, то
нужно заниматься заповедями, которые имеют
к ней отношение. По словам гаонов,
сегодня тоже есть связанные с ней заповеди,
которые можно выполнять, и мы подумали,
что как соблюдающим Тору и заповеди
людям нам полагается соблюдать и то,
что связано с Храмовой Горой», - говорит
Гесс. Две из таких заповедей, соблюдение
которых продвигает организация, это «удаление
нечистых» и «трепет перед Храмом». Есть
заповедь о том, что ритуально нечистым
людям запрещено входить в определённые места,
а заповедь «трепет перед Храмом» означает,
что должно быть уважение к нему. Так
родилась идея о «Храмовой страже» - состоящие
в этой охране люди стоят у ворот
на Храмовую Гору в специальной форме.
Цель этого была двойная: поставить нечто
вроде «почётного караула», как у Кнессета,
и исполнить заповедь об «удалении нечистых»,
то есть предостерегать людей о том,
чтобы они не поднимались на Храмовую
Гору в состоянии ритуальной нечистоты. Добровольные
охранники действительно раздавали разъяснительный
материал желающим подняться на Гору, чтобы
те не входили в запрещённые для них
места и чтобы не поднимались в состоянии
нечистоты. Многие из тех, кто приходили
и получали эти разъяснительные брошюры, признавались,
что не знали раньше о запрете, а,
узнав о нём из брошюр, решили не
подниматься на Гору. После того, как
Ариэль Шарон поднялся на Храмовую Гору
около двух с половиной лет назад, а
затем её ворота совершенно закрыли, стражу
временно отменили, так как евреи не
поднимаются на Гору и некому раздавать
разъяснительные материалы.
То, что устраивает всех
Не желая влезать в распри с евреями,
члены "Эль Хар ха-Мор» стали искать
такой способ выразить связь народа Израиля
с Храмовой Горой, чтобы в его «кашерности»
никто бы не смог усомниться. Так возникла
идея о "сивув шеарим". С одной стороны,
во время "сивувов" не заходят в имеющую
особую святость область Храмовой Горы, с
другой – их участники сами освящают ворота
у стен. "Когда мы стоим перед воротами,
это как бы говорит о возможности войти
внутрь, тогда как сквозь стену пройти
нельзя. Мы выражаем наше стремление сделать
это, но не переходим границу», - говорит
Гесс.
Полтора года назад решили устраивать «сивув
шеарим» каждый рош-ходеш, начало еврейского
месяца. Распространили объявления, приглашавшие
всех евреев принять участие. Самое удивительное,
что на первый «сивув» прибыли сотни
евреев, хотя реклама была крайне скудной,
на неё почти не было средств. На
собранные пожертвования приобрели репродукторы,
напечатали несколько брошюрок с молитвами
и вышли в путь. Со временем считанные
сотни превратились в 600 человек, затем
в несколько тысяч. Десятого тевета в
мероприятии участвовало 3000 евреев, и в
новомесячье адар алеф, как уже было
сказано, примерно столько же.
Гесс: «Мы постоянно заботимся о тесном
сотрудничестве с полицией и о полном
прекращении всяческих стычек с арабами. Конфликты
между евреями и полицией, естественно, также
не должны иметь место.» Однако не всегда
получается контролировать всех присутствующих – на одном
из последних «сивувов» из-за недопонимания
вспыхнула ссора между частью участников и
полицией. Это произошло вопреки желанию организаторов,
на фоне стычки с оказавшимся там арабом.
Были сделаны выводы и на следующем
«сивуве» руководители обратились к участникам
с предостережением о том, что таких
инцидентов быть не должно. К их радости
последовавший «сивув» снова стал весёлым празднеством
с надеждой, тфилой и без грызни.
Организацию поддерживают многие раввины, среди
которых глава ешив Бней-Акива рав Хаим
Друкман, выступивший с призывом всем руководителям
этих ешив посылать своих учеников на
«сивувы»; глава ешивы котеля рав Мордехай
Элон, глава ешивы Бейт-Эль рав Залман
Меламед и другие важные раввины. Вот
уже полтора года «сивув шеарим» поддерживается
Советом поселений ЕША, в особенности благодаря
активной деятельности члена Кнессета Ури
Ариэля и Моше Йогева.
Каждый месяц возрастает число участников*.
Организация надеется, что сотни участников, ставшие
тысячами, превратятся и в десятки тысяч,
а эти десятки тысяч будут уже подниматься
в отстроенный Третий Храм.
(*ближайшие сивувы запланированы на: рош-ходеш
нисан – 3.4.03, четверг; эрев рош-ходеш ияр -
1.5.03, четверг- прим.редакции)
«У религиозных нет монополии на
Гору»
Обратили ли вы внимание на то,
что в последнее время среди всех реклам
и сообщений можно услышать объяснение о том,
что Храмовая Гора – сердце народа? Вы не
ошиблись радиостанцией, это вовсе не Седьмой
канал, а как раз «Коль Исраэль». Кампания
«рекламы» Храмовой Горы еврейскому народу
в качестве его духовного центра проводится
не только по радио: на едущих по
шоссе смотрят десятки громадных плакатов
с надписями, которые гласят, что «Храмовая
Гора – сердце народа» и что «надо прижать
Храмовую Гору к сердцу».
Эту разъяснительную кампанию организовали евреи
из Израиля и из-за границы, причём
отнюдь не только соблюдающие традиции. Она
явилась следствием решения укрепить место
Храмовой Горы в сердце народа и обратить
его внимание на то, что с ней
происходит. Эта кампания не носит религиозный
характер. Она не призывает никого вернуться
на Храмовую Гору, чтобы приносить жертвы
или молиться. Отмечается только, что на этой
Горе, собственно, сложилась история еврейского
народа и что это место является его
опорной точкой. Распространители этой идеи
искали известных в обществе людей, которые
могли бы передать её. Они легко нашли
профессора Дана Заславского – в прошлом главного
специалиста по водному хозяйству в Израиле,
а теперь профессора геодезии и водной
инженерии в Технионе.
«Я сердит на моих друзей, соблюдающих
традиции. Они забирают Храмовую Гору себе
и это их поведение очень несправедливо.
Если бы только они не настаивали на
некоторых своих формулировках, то много бы
выиграли», - говорит он. Он публично говорит
о том, что думает, объясняет своё мнение
по поводу Храмовой Горы. «Пока что меня
ещё не выгнали из Техниона, но, возможно,
найдутся люди, которые скажут, что я
позорю его доброе имя».
Когда к Заславскому обратился член Кнессета
Ури Ариэль с просьбой принять участие
в разъяснительной кампании, тот охотно согласился.
«Моей естественной реакцией было, что я
не согласен смириться с ситуацией, когда
евреи не могут войти в определённое
место. Евреи в Стране Израиля должны
иметь свободу бывать и селиться там,
где они хотят. Мне мешает, что нельзя
заходить на Храмовую Гору. Я из принципа
пойду и скажу: я хочу туда войти.
Лама? Каха».
Заславский говорит также, что Храмовая
Гора – это сердце народа Израиля и то
место, куда он стремился в течении
всех поколений. «Если вы отказываетесь от
Храмовой Горы», - говорит он, - «и относитесь к
ней как к чему-то лишнему, то надо
вас спросить, что вы вообще делаете
в этой Стране». «Левые», - добавляет Заславский,
- «своим поведением разрушают у евреев ощущение
собственного права на Землю Израиля. Большая
часть людей, которых я встречаю, испытывают
чувство отвращения по-отношению к тем, кто
хотят отступить или подразумевают, что Израиль
виноват в отсутствии мира».
Профессор Заславский продолжает: «Я вспоминаю,
что среди членов Мереца есть двое уроженцев
Негбы. Во время Войны за Независимость
мою роту поставили в 54-й батальон,
охранявший Негбу, которая была тогда поселением
с несколькими десятками жителей, живших там
за государственный счёт. Дома были построены
государством, хозяйством их обеспечили сионистские
органы. Поселение под названием Негба охранял
по меньшей мере целый полк. В ту
ночь, когда мы попытались захватить арабскую
деревню, чтобы защитить Негбу, было убито
22 человека только из моей роты, а
бригада Гивати потеряла сотни людей. Всё
это при защите левого киббуца Негба.
Никто не спрашивал, зачем мы это делаем,
было ясно, что важно защищать такое
поселение. Так почему Негбу – да, а Кфар-Даром
– нет? Все эти практичные логические подсчёты
мне не по душе.»
По мнению профессора Заславского, «не
следует смиряться с наименованием «хитнахалут»,
которое приобрело отрицательное значение, надо
говорить «хитъяшвут» (прим.пер: оба эти слова
по-русски означают «поселение», но из-за
разных корней «хитнахалут» может восприниматься
как временное и непостоянное, даже «колониальное» а
в левой терминологии ассоциируется с «кибушем»,
«незаконной агрессией» и т.п.) Нет никакой
разницы между сегодняшними и тогдашними поселениями
(которые называли «хитъяшвут»). Кфар-Даром и
Нецарим – прямое продолжение Негбы и других
поселений, которые были атакованы в 48-м
году.»
Профессор Заславский говорит, что по его
расчётам, пропаганда о том, что все
деньги уходят на поселения в ЙЕША – ещё
одна левая демагогия: «гораздо дороже было
бы поселить все семьи ЙЕША в других
областях. Всю старую инфраструктуру пришлось
бы обновлять, и это обошлось бы намного
дороже, чем строить новые дома».
Перевод с иврита С.Биндер
Организация «Штабы городов в
поддержку Земли Израиля» организует подвозку с Севера и из Центра страны.
3 апреля 2003 , начало месяца Нисан,четверг, состоится праздничное
шествие вокруг Храмовой горы.
Возрождая древнюю Иерусалимскую традицию, вы совершите ежемесячный
праздничный обход Храмовой горы с пением, чтением псалмов и игрой на музыкальных
инструментах.
Стоимость поездки 50 шекелей. -Для детей - 25 шек.
Встреча у Западной Стены в 18:15
Обязательно согласовывать свое участие с организаторами поездки,
запись и справки по тел. 052-840605 Дима и 1-700-506-700 (иврит)
Шай
Выезд автобуса:
Маалот 13:50
Нагария 14:00
Акко 14:10,
перекресток Цабар 14:20,
Чек-Пост 14:30,
Неве-Шеанан (Хайфа) 14:45,
Хорев (Хайфа) 15:00,
МАТАМ (Хайфа) 15:10,
Зихрон-Яков,
Хедера-Натания,
Герцлия,
Тель-Авив, по согласованию с организаторами поездки