Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
(редакционная статья газеты «Нью-Йорк Сан» за 3 сентября 2003 г.)

Хотите разбогатеть? Соберите по пять центов с каждого, кто вопит в последнее время о кровавом преступлении главного прокурора Эшкрофта и администрации Буша в связи с использованием «секретных доказательств» против подозреваемых террористов, но кто при этом даже не пикнул об отказе этой же администрации обнародовать секретный меморандум, на основании которого был осужден израильский шпион Йонатан Поллард. Вы, может быть, припомните, что американский гражданин Поллард признал себя виновным в заговоре с целью шпионажа в пользу Израиля. В 1987 г. Поллард был приговорен к пожизненному тюремному заключению. Это было необычайно строгим наказанием, поскольку он все-таки признал свою вину и подписал сделку, а, кроме того, он ведь действовал в пользу страны, которая является союзником Америки. Судья Стивен Уильямс в 1992 г. опубликовал свое несогласие с приговором в связи с более ранней попыткой апелляции со стороны Полларда, причем в тексте своего отдельного мнения судья назвал нарушение правительством своих обязательств по сделке «фундаментальным нарушением справедливости» и сравнил поведение адвокатов правительства с поведением ведьм в «Макбете».

Поллард и его адвокаты снова предстали перед федеральным судьей в Вашингтоне  2 сентября 2003 г.  Среди обсуждавшихся в ходе слушания вопросов было право адвокатов Полларда, которые обладают всеми необходимыми сверх-секретными допусками, получить доступ к засекреченным материалам, которые американское правительство передало выносившему приговор судье непосредственно перед тем, как он утопил Полларда. К числу засекреченных материалов относятся некоторые части 46-страничного заявления, переданного судье тогдашним министром обороны Каспаром Вайнбергером. Г. Вайнбергер публично назвал действия Полларда «предательством» - обвинение, которое Конституция запрещает правительству определять иначе как  ведение войны против Америки или сотрудничество с ее врагами, оказание им помощи и содействия. Это обвинение Полларду никогда не предъявлялось. Американская Ассоциация Гражданских Свобод, к своей чести, передала в суд заявление в поддержку Полларда.

Другой вопрос, который обсуждался в ходе слушания в Вашингтоне, касался срока давности и права habeas corpus, то есть законности ареста. В отношении этого вопроса, по крайней мере, один выдающийся либерал, профессор Чарльз Оглтри из Гарвардской юридической школы, направил заявление суду в поддержку Полларда, а еще один выдающийся либерал, бывший исполнительный директор Национальной Ассоциации Помощи Чернокожим (NAACP) Бенджамин Хукс, попытался добавить свою подпись к этому заявлению, но был отвергнут судом.

И все же напрашивается вопрос: где редакционные статьи  New York Times и ее либеральных авторов? Где Нетт Хентофф и «Голос деревни»? Где Боб Барр? Где Дэвид Бонуа и конгрессмен Джон Конайерс и их союзники из организованных групп американских мусульман и арабской общины? Где журнал «The Nation»? Где вся эта публика с национального радио? Ведь все они непрестанно пишут и покупают газетные страницы для платных объявлений, устраивают митинги и произносят речи и подают законопроекты и т.д. и т.п., поднимая вопль по вопросу об использовании секретных доказательств и трибуналов в случаях, касающихся борьбы с террором и иммиграционных процедур. И все это в случаях, когда речь действительно идет о войне против Америки и сотрудничестве с ее врагами.

Действия Полларда были противозаконными и ошибочными, что даже он сам признал. Но если для всех этих защитников гражданских свобод главной заботой действительно является, строго говоря, защита гражданских свобод, можно было бы подумать, что они спят и видят получение Поллардом  той же самой законной процедуры суда, которую они столь яростно требуют предоставить обвиняемым в пособничестве террору. Однако в случае Полларда классический случай злонамеренного использования секретных доказательств встречает гробовое молчание. Это доходит до такого уровня, когда люди начинают задумываться – а почему?..

Переведено и передано в прессу Элеонорой Шифрин, личным представителем Йонатана и Эстер Поллард по связям с русскоязычными СМИ

Статья на английском