Михаил Марголин, родился 9 марта 1930 года в Минске. Закончил Высшее Военно – Морское училище и
Латвийский государственный университет. 32 года прослужил на кораблях и частях Военно – Морского Флота
СССР, воинское звание – капитан 2 ранга. После увольнения с военной службы, 15 лет работал на
руководящих должностях в Министерстве здравоохранения Латвии.
С 1992 года живет в США. Имеет около 100 публикаций в русскоязычных изданиях и интернетовских
сайтах Америки, Израиля, Германии и России. Состоит членом Комитета « ISRAEL – JEWISH NATION
LAND» (JNL)
«Что же с памятью нашей стало»
Вопрос : Не часто встретишь кадрового военного, который смог сберечь в себе еврейскую духовность,
неплохой идиш, трепетную любовь к своему народу, и в общем, все то, что среди евреев принято называть
«идишкайт» ?
Ответ : Основы нравственности закладывает семья. Только родители по - настоящему способны
культивировать в детях чувство собственного достоинства, любовь и преданность своему народу. Отец -
активный участник сионистского движения в Белоруссии. Был арестован в 1931 году и отбывал срок
заключения в тюрьме города Петриков. По рассказам мамы, она со мной, грудным ребенком, и трехлетней
сестрой регулярно ездила к нему на свидания. Позже, в минуты откровения отец частенько сетовал, что ему не
удалось последовать примеру своего старшего брата и уехать в Палестину. Это была несбывшаяся, сокровенная
мечта всей его жизни. Сколько себя помню, в родительском доме всегда отмечали еврейские праздники, хотя
приходилось быть на чеку и скрывать это от «не дремлющего ока государева». Позтому семья была вынуждена
покинуть Белоруссию. Война застала нас в Курске, откуда мы (детей уже было четверо) уехали в эвакуацию, а
отец ушел на фронт. Запомнился рассказ отца, как перед боем политрук роты записал всех бойцов, в том числе
и отца, в партию (тогда все вынуждены были писать в заявлении «в бой хочу идти коммунистом»). Он до
конца своих дней, с плохо скрываемой неприязнью относился к «коммунистической вакханалии». Особенно не
мог терпеть партийные собрания, где коллективная демонстрация оголтелого вранья была возведена в ранг
нормы поведения.
Вопрос: Как к этому относился ты ?
Ответ : Мое поколение – это «дети войны», на долю которых выпали и тяжелая доля военного лихолетья, и
голод, и безвременная утрата родных и близких, переполненная ложью и лицемерием «совковая жизнь» и
наконец, «под занавес», - эмиграция. Именно эмиграция круто изменила всю нашу жизнь и позволила вдохнуть
свежий глоток настоящей свободы К сожалению, наши родители до этого не дожили : мама умерла в первый
послевоенный год, а отец не дожил до своего шестидесятилетия. Мне рано пришлось определяться в жизни.
Конец войны принес ни с чем не сравнимую радость победы, но она омрачалась беспросветной, изнуряющей
нищетой. Я поступил в Военно- морское подготовительное училище в Баку (разновидность нахимовских
училищ). Воспитанники (таким было наше воинское звание) этих училищ получали добротное среднее
образование и без экзаменов зачислялись в высшие военно-морские училища. Кстати, интересная деталь :
основной контингент воспитанников состовляли дети, чьи родители воевали или погибли на фронте. Между
прочим, в это же время на старшем курсе учился ныне здравствующий высокопоставленный российский
юдофоб, Евгений Примаков. Его конечно же не прельщала судьба офицера флота. Уже тогда он серьезно
помышлял о карьере в советской номенклатуре. После окончания училища меня направили на корабли
Балтйского флота . В должности помощника командира и командира минного тральщика участвовал в
послевоенном боевом тралении мин, был штурманом дивизиона кораблей, командиром части. Все шло
нормально до тех пор, пока меня не стали выдвигать на ответственную должность в штаб флота. Вот тогда-то я
и узнал о приказе министра обороны, в котором говорилось : «Офицеров еврейской национальности в штабы
округов и флотов и командирами соединений не назначать». Это была реакция на поражение «советского
оружия» в Шестидневной войне с Израилем. Она положила начало изгнанию евреев из кадров Вооруженных
Сил. Как и во всем обществе, на кораблях насаждалась лживая партийная идеология, которую неспи в
матросские массы малограмотные «политрабочие» (так на флоте окрестили политработников). Одной из самых
расхожих тогда тем была борьба с сионизмом, сути которого никто из них толком не знал и не хотел знать,
позтому все сводилось к обычному набору антисемитского ширпотреба . Особенно угнетало, что и я был
невольно сопричастен к этому духовному изуверству. После увольнения из Вооруженных Сил мне повезло : я
был приглашен на работу в Министерство здравоохранения Латвии. Кстати, в то время в аппарате
министерства трудилось немало евреев, о чем любили в кулуарах позлословить : такую, мол, роскошь может
себе позволить только наш министр В. Канеп - зять, тогдашнего члена политбюро А. Пельше.
Вопрос : Ты много пишешь о России. Многое тебе не нравиться : президент, враждующие еврейские
организации с двумя главными раввинами, великодержавный российский шовинизм ..... Настолько все это
серьезно?
Ответ : К сожалению, нынешняя Россия растеряла те слабые ростки демократии, которые были заложены в
начале 90 – х годов. Страна увязла в межнациональных конфликтах на Кавказе. Народ непомерно обнищал.
Снова миллионы беспризорных детей, полуголодные, так называемые «бюджетники», бесправные
пенсионеры. И на этом удручающем социальном фоне очередная антисемитская вакханалия. 20 депутатов
Госдумы подписывают подметное письмо в генпрокуратуру, 58 депутатов выражают им свою солидарность,
28% россиян выступают за возрождение черты оседлости для евреев, а свыше 40% готовы голосовать за
Сталина. Глава Совета Федерации г-н С.Миронов и вовсе не исключает, что при определенных
обстоятельствах в России «...может быть реальная угроза фашистского путча».
Вопрос : Новые веяния ?
Ответ : Ничего нового в этом нет. Мы очень быстро забыли, как эта злая расчетливая «мачеха» веками
преследовала евреев. Сейчас мы ей опять нужны, чтобы добиться отмены поправки Джексона – Вэника. В
России всегда относились к народу не по – людски. Почетный член российской АН драматург А. Сухово –
Кобылин ещё в XIX веке, писал : «Я был ей (родине - М.М.) всегда верным сыном, а она злой мачехой». Очень
жаль, что относительно многочисленному еврейскому депутатскому корпусу не хватило мужества
демонстративно отказаться от своих депутатских мандатов и дальнейшего сотрудничества с думскими
юдофобами. Принципиально разнятся даже взгляды на российскую ксенофобию русского академика
Ю.Афанасьева, высказанные в недавней телепередаче «Российская панорама», от постыдной позиции
народного артиста России Г. Хазанова, прилюдно показавшего себя откровенным трусом, когда речь зашла о
безнаказанности думских антисемитов.
Вопрос : Вы работаете в Комитете « Eretz Israel – Jewish Nation Land». Какими проблемы он решает?
Ответ : Израиль – это не просто еврейское демократическое государство на Ближнем Востоке, это надежда и
оплот всего мирового еврейства. Поэтому мы не можем быть безразличны к исключительно сложным
социально – политическим процессам, происходящим на земле наших праотцов. Особенно настораживает
непоследовательность и неоправданный популизм некоторых русскоязычных политиков, пытающихся
любыми средствами привлечь соотечественников в свой электорат для реализации личных политических
амбиций. Преданно, и конечно же, небескорыстно их обслуживает журналистская братва, вроде г-на
Ступникова, успевшего по - совместительству подрядиться глашатаем «Немецкой волны», или же изгнанный
из Израиля, но подвизавшийся сейчас в газете «Форвертс», - г-н Капитонов. Они цинично разглагольствуют
об особой исключительности российских иммигрантов, воспитанных на русской культуре, забывая, что за
«совковые» годы от нее практически ничего не осталось. Совсем недавно в популярной телепрограмме
компании НТВ «Принцип домино» обсуждалась проблема российского хамства (надо полагать тоже не
случайно). Один из участников этой телепередачи, известнный российский журналист – международник г-н
Фисуненко, побывавший в более,чем 50 странах мира был вынужден с горечью признать, что «Россия -
лидирующая по хамству страна в мире». Никто из участников передачи и её интерактивных зрителей не
посмел ему возразить. Есть ещё достаточно причин, негативно влияющих на исход информационной войны,
которую перманентно ведет окруженный недругами многострадальный Израиль и, к сожалению, не всегда
выходит победителем. Наша задача - быть активными помощниками израильтянам в этой борьбе, оберегать и
защищать имидж дорогой нашему сердцу страны
Вопрос : Скоро 60 – летие Победы. Как намерен его встретить ?
Ответ : День Победы над гитлеровской Германией – пожалуй, единственный из советских праздников,
который я отмечаю. Тем не менее, и в той нашей жизни и сейчас праздновать это событие в обстановке
ресторанного разгульного веселья мне кажется кощунством. На мой взгляд, это так же безнравственно, как
становитья в очередь за юбилейной наградой от страны, откуда ты совсем недавно бежал и тебя,
обездоленного беженца приютила и безбедно содержит благословенная Америка. День Победы - праздник
необычный, как поется в песне «со слезами на глазах», а, может быть, это даже и не праздник вовсе, а день
всенародной памяти, скорби и благодарности всем людям мира, кто был причастен к разгрому фашизма. Нельзя
в этот день не склонить головы и не почтить память безвинных жертв Холокоста, лишившихся жизни только
потому, что они были евреями. Во всяком случае, так я отношусь и так отмечаю этот воистину Святой день.
Очень люблю по – настоящему праздновать традиционные еврейские праздники. С уважением отношусь к
американским государственным праздникам, но особой признательности, как мне кажется, заслуживает День
Благодарения. Не уверен, что подобный праздник есть в какой – либо другой стране мира.
Вопрос : Какое место в вашей жизни занимает синагога ?
Ответ : С детства помню как мои родители и их приятели называли синагогу «шул», что на языке идиш
означает школа. Так я к синагоге и отношусь,- это в моем понимании Храм знаний. По приезде в Америку я
регулярно посещал в нашем городе Черри Хилл ортодоксальную синагогу с вековой историей «SUNS of
ISRAEL». О людях этой синагоги, раввине Ротмане и канторе Горовице я написал большой очерк, который
опубликовали газеты «Новое Русское Слово» и «Еврейский Мир». С большим теплом и уважением я отношусь
к этим самоотверженным, благородным людям : в то время без их внимания не остался ни один еврей
иммигрант, приехавший в наш город. С людьми другой синагоги города, где мой внук обучался в течение 6 лет
в воскресной школе я познакомился несколько позже.. Три дня в неделю я возил его на занятия в синагогу и
испытывал при этом непередаваемое чувство гордости и сопричастности в приобщении своего внука к
еврейству. Здесь он прошел довольно сложную подготовку к бар-мицве и, блестяще проведя обряд своего
совершенолетия, стал, как принято в еврейской традиции, - «сыном заповеди». Мы считаем это, пожалуй,
самым знаковым событием в нашей семье. Глядя на своего внука, я каждый раз ловлю себя на мысли, что если
бы мой отец мог видеть, как его правнук со знанием дела читает на иврите поминальную молитву КАДИШ, -
он был бы безмерно счастлив.
БЕСЕДУ ВЕЛ МИХАИЛ ТОКЕР
Опубликовано в газете «Еврейский меридиан», Нью - Йорк