Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Журнал "22" № 125  http://club.sunround.com/22.htm

Сфера общественной, религиозной и философской мысли в современной России производит впечатление бесплодной пустыни, которую не может оживить даже начавшийся в стране экономический подъем. Имеются и умные люди, и полиграфические возможности. Но у людей нет интереса к вопросам абстрактным и непрактичным. Идейную сферу сегодняшней России отличает крайняя раздробленность интеллектуальных сил, почти полное отсутствие целостных публичных дискуссий и также почти полное отсутствие неофициальных интеллектуальных организаций или клубов.

Что касается официальных организаций, то их состояние производит тягостное впечатление даже на собственных членов. Политические партии совершенно не интересуются своей идеологией, а заняты прагматической борьбой. Учреждения академической философии или культурологии работают в скучном казенно-планомерном режиме: "поиск финансирования - отчет об использовании финансов".

Однако на этом скучном фоне имеются яркие пятна. На мой взгляд, самое яркое - это идейное направление, которое стоит назвать традиционалистским, поскольку понятия "традиция" и "традиционализм" являются объединяющими для всех участников этого движения.

Традиционалистское движение крайне эксцентрично, циркулирующие в нем идеи иногда производят впечатление какого-то запредельного отклонения от здравого смысла, но его участники импонируют глобальностью мышления, а еще больше тем, с какой остротой и чуть ли не личной болью они переживают духовные, не повседневные вопросы. Кроме того, им часто свойствен самый непримиримый нонконформизм, который вызывает уважение независимо от несогласия с содержанием.

По определению самих традиционалистов их мысль представляет собой беспощадную критику современного мира, но, в отличие от подавляющего большинства критиков цивилизации традиционалисты основываются не на ценностях "гуманистических" и "прогрессивных", а на ценностях "интегральной традиции". Под последней они понимают некие сакральные, эзотерические знания принципов всех вещей, частным проявлением которых являлись все основные религии и мистические учения прошлого. Таким образом, в религиозной сфере традиционалисты проповедуют исходное единство всех религий, и соответственно, критикуют западное общество за отпадение от этой исходной религиозности.

Авторов этого направления можно назвать новыми славянофилами, поскольку они совпадают со славянофилами XIX века в главном пункте: противопоставление русской (иногда евразийской) самобытности, которая якобы тесно связана с древними религиозно-мистическими традициями, западной цивилизации. Авторов этого круга можно также назвать современными русскими фашистами: они, как правило, с симпатией относятся к итальянскому и немецкому фашизму ХХ века (особенно в части эстетической и мистической) и с безусловной симпатией читают близких к фашизму философов (Эволу, Юнгера, Паунда), с трепетом относятся к свастике, противопоставляя ее шестиконечной (а иногда и пятиконечной звезде); они, наконец, все готовы простить фашизму за его противостояние англо-саксонской цивилизации. Многие из этих авторов сами бы не стали отказываться от титула фашистов, оговорив только, что имеют в виду изначальный фашизм, идейный и мистический, а не те искажения, которые были внесены в него политической практикой. Наконец, этих авторов можно было бы назвать генонистами - в честь французского традиционалиста первой половины ХХ века Рене Генона. Уважение к Генону объединяет всех авторов интересующего нас направления, и, как выразился один из них, те, кто не знают метафизики Генона, вообще не имеют права попусту трепать слово "традиция". Генон - знаковая фигура, отношение к которой может служить достаточно надежным критерием для отнесения к традиционалистам. Вообще, если формальное единство русских социал-демократов определялось чтением Маркса, то формальное единство российских традиционалистов определяется чтением Рене Генона и Юлиуса Эволы.

Традиционалисты представляют собой сравнительно узкое и довольно сплоченное литературное сообщество, сконцентрированное в основном в Москве. Участников этого сообщества можно назвать буквально поименно.

Прежде всего, это скандально известный публицист Александр Гельевич Дугин, а также авторы возглавляемого им журнала "Элементы". Среди последних прежде всего Евгений Головин - его труды появлялись на страницах "Элементов" особенно часто. Впрочем, никаких социальных или политических идей Головин не высказывал, специализируясь в основном на истории алхимии, оккультизма, спиритизма и т.п. Ученик и поклонник Дугина Аркадий Малер ведет в помещении Института философии РАН заседания так называемого "Евразийского клуба".

Далее следует назвать имя Гейдара Джемаля, живущего в Москве исламского мыслителя, ставшего среди российских традиционалистов по настоящему культовой фигурой.

Следом за ним назовем довольно известного писателя Юрия Мамлеева, чья проза, возможно, сыграла определенную "воспитательную" роль в распространении среди российской интеллигенции мистических взглядов. Для будущих историков Юрий Мамлеев, видимо, будет выглядеть объединяющей фигурой традиционалистского сообщества: Мамлеев был одним из лидеров "южинских мистерий", кружка любителей эзотерики, собиравшегося в 60-х годах на его квартире в Южинском переулке. Участниками этого кружка были и Джемаль, и Головин. Имена Дугина, Головина и Мамлеева вместе можно встретить под обложкой изданного в 1997 году "Московского эзотерического сборника".

Еще один непременный член изучаемого нами сообщества - журнал "Иначе". Его авторы - Вадим Штепа, Сергей Корнев, Сергей Дунаев, Алексей Романовский представляют собой младшее поколение традиционализма.

Российская традиционалистская мысль развивается не только в бумажных изданиях, но и в интернете. Среди сетевых проектов данного направления наше внимание привлек сайт "Традиция" и его модератор Константин Крылов.

Постоянной трибуной всех вышеперечисленных авторов в прошлом был философский журнал "Волшебная гора". Между 1996 и 1998 годом вышло семь номеров журнала, а с 2000 года начат выпуск его более "тощего" преемника - "Философской газеты", которая гордится тем, что является единственным в России философским изданием газетного формата. "Философию" газета понимает совсем не так, как в Институте философии РАН; с точки зрения редакции "ФГ" философия - это "обретение священного знания". На момент написания данного очерка вышло четыре бумажных и девять сетевых номеров "ФГ". Редакцию "Волшебной горы" - "Философской газеты" возглавляют Артур Медведев и Мария Мамыко.

В данном очерке мы будет стараться не делать оценок, а только адекватно передать основные идеи современных российских традиционалистов. Оценки не заставят себя ждать, ибо высказываемые традиционалистами идеи, кажется, специально построены так, чтобы вызвать горячую реакцию - одобрительную или отрицательную. В определенном смысле движение традиционалистов провокационно - исходящие от него тексты сознательно давят на больные точки общества.

    АЛЕКСАНДР ДУГИН: СУША ПРОТИВ МОРЯ

    Если говорить об отдельных авторах то начинать надо, конечно, с Александра Дугина. Его заслуги перед русской культурой огромны - с той оговоркой, что размер этих заслуг мы измеряем "по модулю", не давая им моральной или политической оценки. Дугин - политический и социально-философский писатель огромного таланта, трудолюбия и образованности. Нет никаких сомнений, что в будущем, когда политические взгляды Дугина уйдут в музейно-антикварную сферу, его сочинения будут издаваться академическими собраниями, а его творчеству будут посвящать монографии и дипломные работы. Но пока Дугин - "анфан террибль" российской общественной мысли, и его имя воспринимается с той же смесью юмора и страха, с какой в начале 90-х годов в сфере практической политики воспринималось имя Владимира Жириновского. В некотором смысле в среде российской интеллигенции имя Дугина находится под запретом, его не зовут на "тусовки", не приглашают на телевидение и радио. В прессе иногда говорят о якобы существующих у него многочисленных сторонниках, но на поверхности общественной жизни их не слышно и не видно. Более того - даже те неославянофилы, которые в значительной степени являются его единомышленниками (и о которых говорится в данном очерке), как правило, лично от Дугина стараются отмежеваться: даже для фашиствующих мыслителей взгляды Дугина выглядят слишком фантастическими, агрессивными и оригинальными - одним словом, слишком скандальными.

Хотя Дугин на идеологическом небосклоне выглядит как одинокая звезда, и о нем не принято говорить, но его нельзя не замечать. Когда политологи сегодня говорят о взглядах "современных российских евразийцев", то они имеют в виду взгляды Дугина. Когда либералы противопоставляют свои внешнеполитические концепции взглядам неких "крайне правых экстремистов" то под последними прежде всего имеют в виду геополитические идеи Дугина. В некотором смысле Дугин единолично воплощает крайне правую оконечность российского идейно-политического спектра - хотя к практической политике он никакого отношения не имеет, оставаясь чисто литературным феноменом.

Разумеется, столь широкую известность Дугин не мог бы получить без активной пропагандистской работы. Здесь в его биографии имеется белое пятно. По всей вероятности, какие-то политические силы, или, быть может, спецслужбы, одно время рассматривали Дугина как важную пропагандистскую величину. Благодаря этому в 90-х годах действовало издательство "Арктогея" - в сущности, личное издательство Дугина. Основным проектом этого издательства был журнал "Элементы", редактором которого был Дугин (всего вышло девять номеров). Кроме "Элементов", "Арктогея" издавала книги Дугина, книги любимых и переводимых им иностранных авторов (Генон, Эвола, Майринк), а также альманахи-антологии "Милый Ангел" (вышло три номера) и "Конец света" (вышел один номер) - тоже в значительной степени состоящие из сочинений Дугина. Все издания "Арктогеи" отличались очень высоким полиграфическим качеством и неплохими тиражами, так что некий источник внешнего финансирования просматривался в них невооруженным взглядом. Однако, в конце 90-х годов тайные хозяева Дугина то ли утратили к нему интерес, то ли сами стали испытывать финансовые трудности, во всяком случае "Арктогея" прекратила издательскую деятельность, оставшись только в интернете. Впрочем, изданного оказалось достаточно, чтобы Дугин стал широко известен.

Пресса сообщает о двух эпизодах, когда Дугин выступал в тандеме с другими известными деятелями. Несколько лет Дугин совместно с писателем Эдуардом Лимоновым возглавлял так называемую национал-большевистскую партию. Лимонов - сам скандальная личность, вся Россия обсуждала его гомосексуальные откровения, и испортить себе репутацию он, конечно, уже не мог ничем, даже стараясь всеми силами. В условиях, когда либеральные идеи были в России, в общем-то, господствующими, партия Лимонова-Дугина объявляла, что она ориентируется одновременно на наследие фашизма и большевизма - то есть открыто провозглашала себя "красно-коричневой". Можно понять, что партия осознанно держала курс на скандал, и, быть может, не без умысла надевала на себя маску "красно-коричневой угрозы" - маску, которую либералы предназначали совсем для других, менее скандальных и более серьезных политических сил. В этот период Лимонов в своей газете "Лимонка" называл Дугина самым выдающимся философом современности, а Дугин громил вестернизацию, происходящую в России и пророчил, что рабочие разобьют "слепое око компьютера". Теперь Дугин вышел из партии, и Лимонов объясняет это так, что Дугин хотел остаться в безответственной оппозиции ко всему на свете и заниматься пропагандой, в то время как партия стала двигаться в сторону реальной политической работы.

Второй эпизод связан с именем известного питерского рок-композитора Сергея Курехина. СМИ сообщали, что незадолго до своей скоропостижной смерти в 1996 году, Курехин сотрудничал с Дугиным и стал чуть ли не его сторонником. В чем состояло это сотрудничество - неизвестно, но Дугин писал: "мы вместе организовывали вечера, публичные выступления, концерты, передачи, творческие и политические акции". Вероятно, именно с этим эпизодом связано появление фильма Курехина "Два капитана - 2". В фильме этом явно прослеживаются параллели с текстами Дугина - он геополитический по теме, и в нем говорится о столь чаемом евразийцами союзе России и Германии. Разумеется, ни на какую серьезную политическую мысль фильм не претендует - картина Курехина представляет собой "стеб", абсурдистскую пародию на геополитику, и можно смело предположить, что Курехин рассматривал Дугина как источник искрометного, плодотворного бреда - в котором только и осталось спасение искусства от повседневности. В посвященном Курехину номере "Элементов" опубликовано его посмертное интервью, из которого можно понять, что музыкант и геополитический писатель нашли точки соприкосновения во-первых - в оппозиции к "смесительному" постмодернизму, а во-вторых - в симпатии к культуре Третьего рейха. Курехин с большим пафосом говорит о созданном в Германии 30-х годов синтезе искусства, политики, науки и магии и досадливо сетует, что ассоциации с концлагерями и ужасами войны не дают большинству беспристрастно проанализировать немецкую культуру того периода и признать ее столпов - таких как Вирт или Юнгер - величайшими мыслителями ХХ века. В конце концов он ставит знак равенства между понятиями "фашист" и "романтик", и утверждает, что кто не хочет быть хоть в какой-то степени фашистом, должен отказаться и от романтизма. В написанном Дугиным некрологе говорится, что Курехин был органичным национал-большевиком и прирожденным консервативным революционером.

Последний проект Дугина - некое объединение "Евразия", куда вошли представители духовенства - православного, мусульманского и иудаистского, а также израильтяне из объединения "Арцейну". Любопытно, что сообщившую о создании этой новой организации газету "НГ-религии" более всего обеспокоило именно это последнее обстоятельство. По мнению автора статьи, авантюрист Дугин вынуждает представителей московской патриархии сидеть за одним столом с израильскими радикалами, и, таким образом, из-за Дугина церковь может поссориться с Арафатом и арабским миром, а у нее на арабских территориях много имущества. Для Дугина главным было, что все собранные им под знаменам "Евразии" твердо придерживаются своих традиций, и ни за что не променяют их на соблазны космополитического либерализма.

Главной идеей Александра Дугина является мысль о проходящей через всю историю вражде Суши и Моря - то есть борьбе сухопутных евразийских империй против держав, чье могущество вытекало из господства на море. Врагов евразийцев Дугин называет атлантистами, талассократами ("моревластителями" - в отличие от сухопутных евразийцев-"теллурократов"), а также мондиалистами. Типичные примеры таких противостояний - борьба СССР с США, Гитлера с Англией и США, Наполеона - с Англией, Рима - с Карфагеном. (Как можно убедиться из этого списка, только во времена Рима сухопутной Империи удалось победить морскую, а в новой и новейшей истории морские державы фатально побеждали.)

Указание Данилевского на то, что Россия никогда не станет своей в европейском сообществе, Дугиным игнорируется - ему кажется более важным, что Европа, как и Россия, принадлежит тому же континенту. Один из номеров "Элементов" вышел под лозунгом "Евразийская империя от Владивостока до Дублина!" Имевшие место в истории войны России с Германией и Францией представляются Дугину трагическими заблуждениями, спровоцированными атлантистами. О второй мировой войне он говорит как о "великой евразийской катастрофе": "После страшной братоубийственной войны двух геополитически, духовно и метафизически близких, родственных народов, двух анти-атлантически ориентированных режимов, России Сталина и Германии Гитлера победа СССР была на самом деле равнозначна стратегическому поражению…"

Но противостояние Евразии и морских держав - не просто борьба государств, это борьба разных метафизических принципов, за соблюдением которых в обоих лагерях следят тайные общества, могущественные конспиративные ордена, являющиеся главными движущими силами политических процессов. Есть тайный орден Евразийцев (его центр в ХХ веке находился в Москве). В древности агентами евразийской идеи, по Дугину, были практически все создатели континентальных империй, включая Карла Великого и Чингисхана. Их противники - тайный орден Атлантики, который, как сообщает Дугин, имеет древнейшую историю и восходит еще к древнеегипетским инициатическим обществам, к секте почитателей бога Сета, символами которого были водные звери - Крокодил и Бегемот. Из книги Дугина "Конспирология": "Орден Евразии, Орден Мужского начала, Солнца, Иерархии - это проекция Гора, Аполлона, Ормузда, Солнечного Христа-во-Славе, Спаса-вседержителя. Евразия как Земля Востока - это Земля Света, Земля Рая, Земля Империи, Земля надежды, Земля Полюса.

Орден Атлантики, Орден Женского начала, Луны, Оргиастического равенства - это проекция египетского Сета, Пифона, Ахримана, Христа Страдающего, человеческого, погруженного в метафизическое отчаяние одинокой Гефсиманской молитвы. Атлантика, Атлантида как Земля Запада - это Земля Ночи, земля "колодцев изгнания" (как говорили исламские суфии). Центр Планетарного Скепсиса, земля великого метафизического Сплина.

Разумеется, в ХХ веке тайные ордена тесно связаны со спецслужбами и гнездятся где-то в их недрах. В одних своих трудах Дугин объявляет КГБ главным носителем евразийской идеи, но в других неожиданно сменяет милость на гнев и оставляет эту честь только за ГРУ, а КГБ обзывает атлантистским лобби. Одному дьяволу известно, чем объясняются эти перемены во взглядах "великого евразийца". Вообще по Дугину России, этому естественному очагу евразийства крайне не везет с евразийцами, к власти все чаще приходят антлантистские агенты. Благонадежных нет - по разным поводам Дугин объявлял тайными атлантистами и большинство деятелей "ленинской гвардии", и Берию, и Хрущева, и Андропова, и - безоговорочно - Горбачева с Яковлевым, и - разумеется - либералов постперестроченой России. Одно только евразийство Сталина пока еще остается вне всяких подозрений.

Сочинения Дугина разворачивают перед нами грандиозную картину борьбы двух тайных обществ и двух идей, которая ведется в течение всей человеческой истории. В дугинской "Конспирологии" это противостояние описывается в следующих словах: "Орден Евразии против Ордена Атлатики (Атлантиды). Вечный Рим против Вечного Карфагена. Оккультная пуническая война, невидимо продолжающаяся в течении тысячелетий. Планетарный заговор Суши против Моря, Земли против Воды, Авторитарности и Идеи против Демократии и Материи. Не станут ли бесконечные парадоксы, противоречия, недомолвки и миражи нашей истории понятнее, логичнее и разумнее, если смотреть на нее с позиции оккультного геополитического дуализма? Не получат ли в таком случае бесконечные жертвы, которыми человечество расплачивается в наш век за непонятные проекты политиков, глубинное метафизическое оправдание?"

Поскольку истинное, мистическое Евразийство причастно Интегральной Традиции, то в сфере идеологии Евразийцы должны быть романтическими реакционерами, сторонниками Консервативной революции, а всевозможное левачество, экономический социализм и коммунизм в их теоретической чистоте, по Дугину, суть формы "атлантистской пропаганды".

В 9-м (последнем из изданных) номере "Элементов" опубликована весьма значимая статья Дугина "Парадигма конца", в которой он утверждает, что развиваемая им картина великого противостояния укладывается в самые разные философско-исторические концепции. Вот геополитика говорит о вражде Суши и Моря. А марксизм - о вражде труда и капитала. А этнические теории вроде теории Льва Гумилева - о борьбе народов, где "для нас" важно противостояние славян-русских западноевропейцам-англосаксам. А религиозные теории придают особое значение противостоянию восточного и западного христианства. В истории вечно бьются два начала: по одну сторону баррикад - Капитал-Море-Запад-Англосаксы-Западное Христианство, а по другую - Труд-Суша-Восток-Славяне-Православие. В настоящий момент западный "исторический субъект" побеждает, о чем говорит и победоносное шествие глобализации, и победа капитализма в России. Редакционная статья в "Элементах" предлагает евразийцам признать свое поражение и ожидать, когда атлантизм погибнет сам в результате окончательной реализации своих исконно самоубийственных принципов.

Для завершения разговора об идеях Дугина хотелось бы продемонстрировать читателю, как они воспринимаются большинством российских интеллигентов. Ниже мы приводим взятые из интернета оценки его творчества, принадлежащие разным авторам . Как можно убедиться, у очень многих Дугин вызывает одни и те же чувства: большой талант, впечатляющая начитанность и совершенная чудовищность взглядов, если воспринимать их всерьез:

    Культовый в некоторых кругах "философ" А.Дугин, образованный человек с немалыми способностями к различению всяких тонких материй, но, на мой взгляд, утерявший человеческий вектор.

К сожалению, либералы с Дугиным не спорят (это, видите ли, в их среде дурной тон), а если и спорят, то примерно выглядит это так: на Вас едет танк, а Вы кричите: стой, мерзавец, у тебя гусеница грязная! Что, он остановится, вылезет и будет мыть гусеницу? Нет - задавит и все.

    Вопрос с Дугиным и правда серьезен. С моей точки зрения этот человек опасен, он гораздо опаснее националистов типа Баркашова, Макашова и т.п. Это незаурядный, умный и отчасти образованный человек, который подводит наукообразную базу, причем делает это умело. За этим стоит все то же - поделим человечество на сорта (причем не просто поделим, а МЫ поделим), но на научной основе... Я уж не говорю, что масса его последователей просто не в состоянии понять то, что он говорит, и Кастанеду не читало...

    Ох, крут и непрост, матер и талантлив! Если политику с нацвопросами оставить в стороне, то просто за жизнь иногда здорово гонит! С удовольствием читал. Однако просвечивает то Кастанеда, то Ницше, то еще чего, ну это естественно, все, что можно сказать, в основном уже сказано. Хотя - вольное отношение к фактам имеет место кое-где. Годится вполне в идеологи, даже более чем!

    После я узнал, что он - сын генерала КГБ, который - генерал - выписывал ордер на обыск в собственной квартире, чтобы изъять из комнаты сына Бердяева и Нилуса. Теперь он - не генерал, сын - сделался философом-традиционалистом и пишет манифесты лимоновской партии национал-большевиков.

    Прочитав Дугина, я убедился, что никакого диалога - с человеком ли, с обществом, отрицающими постулат "Живи сам и давай жить другим" - нет и не может быть. Скорее всего, я просто до мозга костей атлантист и талассократ и всякого, кто убежден, что "знает как надо" и потому имеет право вмешиваться в мою жизнь с той или иной навязчивой проповедью, буду встречать на границе владений с ружьем, заряженным картечью. Если кто решился назначить себя бешеной собакой, дело его. Но он должен принять в расчет, что с бешеными собаками не дискутируют, им не предоставляют трибун и права слова, их сторонятся, а по возможности - отстреливают. Но рассмотреть рассуждения г-на Дугина небесполезно, ибо это безумие особенно заразно при том ветре, который завывает на просторах СНГ.

    Это хранитель старообрядчества, мужской галстук со знаниями полиглота, человек (да человек ли?), не способный не пользоваться всей грудой макулатуры, которую он имел несчастье прочесть.

    Наконец, Дугин, или у кого он там ворует, сформулировал бинарную концепцию атлантизма-европеизма, которая тем не менее является всего лишь обобщением ситуации третьей мировой (холодной) войны, противостояния США и СССР. Объективно теория Дугина носит реваншистский характер и стелет дорогу русскому Гитлеру. Учитывая, что Россия щас по всем параметрам Веймарская республика. А поскоку кроме ядерных бомб у нашей родины ничо не осталось, он по факту готовит самоубийство человечества и пошел он тогда нахуй

    Не знаю, как вас, господа, а меня от Дугина просто прет! Замечательный писатель. Этакий Хичкок для интеллигентной публики. Сами понимаете, что образованный человек вряд ли будет воспринимать всерьез похождения вампиров и покойников... Ну вот, а у Дугина не покойники и привидения, а всякие инфернальные врата полуночи, атлантизмы, евразмы, талесократии, непреложные инварианты отечественной истории, теллуры и концептуальные геополитические альтернативы и прочие жуткие и интересные вещи. Юлиусы Севелы, Эфраимы Эволы, Геноны разные. Дугин это вам не Хичкок! Дугин это небось для интеллигенции и вообще для всякой профессуры! Дугин - это просто клёво! Самый кайф!

    Это не человек, а матёрый человечище! По брутальности мысли он подобен берлинской стене с восседающими на ней О.Шпенглером и Гегелем вместе взятыми! По витиеватости речи наш автор соперничает с ницшевским Заратустрой. По эзотеричности изложения он подобен "темному" Гераклиту! Ибо воистину не в силах ум средний постигнуть писания его!

Но ведь многие его писания невозможно читать: совершенная белиберда!

    Сразу скажу - я его очень не люблю. Но где-то уважаю. Так называемое евразийство. Вообще-то большое вонючее гадство, но... И красиво пишет, талантливо, убедительно так! Есть кое-что в жилу. Если даже на старого Закана действует, то что говорить о молодежи. Там много всего наворочено. Аккуратней там, это заразительно.

Отец советского евразизма, российский Бжезинский, большой традиционалист и консервативный революционер-теоретик - А.Дугин. Я сам неоднократно цитировал его работы на форуме, в чем не раскаиваюсь. Александр Гельевич действительно интересный философ, идеолог и геополитик, но... москаль. И этим, увы, все сказано.

Интересно почитать размышления данного ученого о сакральности, праязыке, генезисе рас, зеленом острове, гипербореях, влиянии алкоголя на мужскую (и женскую! но обязательно православную!!) душу - не скрою, получаю огромное эстетическое наслаждение. Но когда великий евразиец начинает (пусть виртуально) кромсать земной шар, восхищаться сталинскими кровопусканиями, витиевато рассуждать "о прелести кнута" - меня начинает тошнить.

Уж больно несет от лаптей...

    Еще более загадочно относить стряпню АГД к православному столу, пусть даже и скоромному... Скоромен ли стрихнин или цианистый калий? Потом, православные вроде человечьей крови не пьют, а Александру Гелиевичу только подавай - ведро одолеет и не поморщится...

Знаете, раньше, когда некоторые употребляли выражение "православный фашист", я очень возмущался. В последние дни я понял, что оно все-таки имеет право на существование. С сожалением вынужден признать, что все до одного планы провокаторов осуществились. Скоро люди вроде Дугина пойдут по улицам, под видом "народного ополчения", вешая людей со смуглым цветом кожи, с акцентом, с полумесяцем на шее...

продолжение

окончание